Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 августа 2007 г. Дело N А71-1294/2007-А17
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя К., на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2007 по делу N А71-1294/2007-А17 по заявлению индивидуального предпринимателя К. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Удмуртской Республике о признании незаконной справки и зачете,
индивидуальный предприниматель К. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконной справки N 52003 от 17.01.2007 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам в части указания пени в размере 39602,91 руб., выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 9 по Удмуртской Республике (далее - инспекция), и производстве зачета уплаченных и взысканных пеней по авансовым платежам по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу в размере 74756,12 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2007 (резолютивная часть решения объявлена 22.05.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на то, что указание в справке задолженности по данным пеням не отражает фактического состояния расчетов налогоплательщика с бюджетом, нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Представители предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, в обоснование жалобы ссылаются на то, что начисление пени за неуплату авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу неправомерно, так как эти налоги исчисляются расчетным путем только по истечении календарного года.
Инспекция с апелляционной жалобой не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает, считает доводы апелляционной жалобы необоснованными, указывает, что у налогоплательщика существует неисполненная обязанность по уплате пени, налоговый орган лишь отразил в справке фактическое состояние расчетов с бюджетом.
Налоговый орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Изучив материалы дела, заслушав представителей предпринимателя, проверив законность и обоснованность решения в оспариваемой части в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по заявлению предпринимателя налоговым органом была выдана справка от 17.01.2007 N 52003 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам с включением в нее задолженности пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 27682,14 руб., пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в сумме 11323,98 руб.
Основанием для отражения в справке данных сумм пени явилось их начисление, произведенное налоговым органом в связи с неуплатой предпринимателем авансовых платежей по данным налогам, исчисленных в течение отчетного периода.
Не согласившись с данными справки и начислением пени по авансовым платежам, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе указание в справке на наличие задолженности не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, начисление пени по авансовым платежам по НДФЛ, ЕСН произведено налоговым органом правомерно, поскольку налоговым законодательством установлены сроки уплаты авансовых платежей, в случае нарушения которых ущерб бюджету подлежит возмещению путем уплаты пени.
Кроме того, судом установлено и сторонами не оспаривается в целом, что расчет пени на авансовые платежи по ЕСН и НДФЛ, производимый налоговым органом, и суммы, которые он содержит, являются верными.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными на основании следующего.
Согласно ст. 235 НК РФ предприниматель является плательщиком ЕСН по двум категориям: как лицо, производящее выплаты физическим лицам, и как индивидуальный предприниматель.
Статьей 240 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В то же время ст. 243 НК РФ предусмотрена ежемесячная уплата ЕСН, определены порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей и срок их уплаты.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по ЕСН, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 243 НК РФ срок уплаты ежемесячных авансовых платежей - не позднее 15-го числа следующего месяца.
Из приведенных норм следует, что уплата единого социального налога производится посредством внесения ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного (налогового) периода, исчисленных исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки единого социального налога.
Следовательно, в случае несвоевременной или неполной уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу пени начисляются после представления расчета авансовых платежей (декларации по налогу) со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты ежемесячных авансовых платежей, то есть с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.
Расчет ЕСН по итогам налогового периода производится налогоплательщиком, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, за установленным исключением.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой ЕСН, подлежащего уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых декларациях по НДФЛ физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, за исключением указанных в п. 8.1 ст. 217 НК РФ, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы НДФЛ, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы НДФЛ, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
На основании п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Общая сумма НДФЛ, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом в том числе сумм авансовых платежей по НДФЛ, фактически уплаченных в бюджет (п. 3 ст. 227 НК РФ).
На основании пп. 6 и 7 ст. 227 НК РФ общая сумма НДФЛ, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная согласно налоговой декларации с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 227 НК РФ, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, они обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 ст. 227 НК РФ видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 НК РФ (п. 8 ст. 227 НК РФ).
Согласно п. 9 ст. 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в п. 1 ст. 227 НК РФ, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации (п. 10 ст. 227 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, в 2004-2006 гг. налогоплательщиком представлялись расчеты авансовых платежей, а также декларации о предполагаемом доходе, на основе которых налоговым органом производился расчет авансовых платежей, о чем предпринимателю направлялись налоговые уведомления. В связи с тем, что в течение налоговых периодов налог в виде авансовых платежей по НДФЛ и ЕСН не уплачивался, налоговым органом на данные платежи правомерно начислялись суммы пени.
Согласно ст. 52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
Как указано выше, на основании ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, установленный ст. 52-55 и 75 НК РФ порядок предусматривает начисление пеней при неуплате налога с фактически полученного дохода, то есть если по итогам налогового периода налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию по НДФЛ, из которой следует, что он получал в течение отчетного налогового периода доходы, но не исполнял своей обязанности по уплате авансовых платежей в установленные п. 9 ст. 227 НК РФ сроки, то налоговый орган исчисляет пени исходя из суммы фактически полученного дохода, распределяемого по каждому сроку уплаты.
Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", на который в своей апелляционной жалобе ссылается заявитель, был сделан вывод о том, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ. Таким образом, суд подтвердил исчисление неуплаченного в срок налога (или его части - авансового платежа) как необходимое условие для начисления пени. Если авансовый платеж не исчисляется, а его размер определяется косвенным образом, его несвоевременная уплата не является основанием для начисления пени.
Суд апелляционной инстанции считает данную ссылку предпринимателя необоснованной, поскольку материалами дела подтверждается представление им авансовых расчетов налоговому органу.
Кроме того, в 2005 году Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сделал противоположный вывод. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" он указал на необходимость расчета пени по авансовым платежам вне зависимости от реальных финансовых результатов экономической деятельности или отсутствия таковой. Данное заключение выведено на примере ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, размер которой определяется на основании данных предыдущего месяца, что не может быть основанием для неприменения данного подхода к отношениям, возникшим в связи с неуплатой авансовых платежей по ЕСН, НДФЛ.
Соответствующий довод жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется на основании вышеизложенного.
В соответствии с пп. 1, 3, 5 ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-О, анализ ст. 75 НК РФ в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о правомерном начислении налоговым органом пеней на неуплаченные предпринимателем авансовые платежи по ЕСН и НДФЛ является правильным.
Доводы апелляционной жалобы в части неправомерности начисления пени за неуплату авансовых платежей по ЕСН, НДФЛ судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и(или) сбора прекращается с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и(или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции установлено отсутствие каких-либо законных оснований для прекращения обязанности по уплате начисленных налоговым органом пеней за неуплату авансовых платежей по ЕСН, НДФЛ.
Иного суду апелляционной инстанции в нарушение ст. 65 АПК РФ предпринимателем не доказано.
Таким образом, указание в оспариваемой справке суммы пени, подлежащей уплате предпринимателем, является законным и обоснованным.
Правильным является также вывод суда об отсутствии в рассматриваемом случае каких-либо нарушений прав предпринимателя. Оснований оспаривания данного вывода суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемой справки недействительной.
Что касается требований о зачете излишне взысканной суммы, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Таким образом, для проведения зачета необходимо установление фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога (либо его взыскании).
Материалы дела доказательств излишней уплаты налога (пени) либо его взыскания не содержат.
Иного суду апелляционной инстанции в нарушение ст. 65 АПК РФ предпринимателем не доказано.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что разъяснение налогового органа от 13.06.2006 N 07-27/11383 по вопросу о законности начисления пеней за неуплату авансовых платежей по НДФЛ и ЕСН послужило фактическим отказом для обращения налогоплательщика о зачете излишне уплаченных, взысканных сумм пени в порядке ст. 78, 79 НК РФ, является необоснованным и не соответствует нормам НК РФ, в связи с чем подлежит отклонению.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.12.2006 по делу N А71-6619/2006-А6 также отклоняется по основаниям, изложенным судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При подаче апелляционной жалобы предприниматель уплатил государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
В соответствии со ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы следовало уплатить государственную пошлину в сумме 50 рублей, государственная пошлина в сумме 950 рублей уплачена излишне и в соответствии со ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2007 по делу N А71-1294/2007-А17 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя К. - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю К. из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по апелляционной жалобе по платежному поручению N 218 от 20.06.2007 в сумме 950 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2007 N 17АП-4928/07-АК ПО ДЕЛУ N А71-1294/2007-А17
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 1 августа 2007 г. Дело N А71-1294/2007-А17
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя К., на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2007 по делу N А71-1294/2007-А17 по заявлению индивидуального предпринимателя К. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Удмуртской Республике о признании незаконной справки и зачете,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель К. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконной справки N 52003 от 17.01.2007 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам в части указания пени в размере 39602,91 руб., выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 9 по Удмуртской Республике (далее - инспекция), и производстве зачета уплаченных и взысканных пеней по авансовым платежам по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу в размере 74756,12 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2007 (резолютивная часть решения объявлена 22.05.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на то, что указание в справке задолженности по данным пеням не отражает фактического состояния расчетов налогоплательщика с бюджетом, нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Представители предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, в обоснование жалобы ссылаются на то, что начисление пени за неуплату авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу неправомерно, так как эти налоги исчисляются расчетным путем только по истечении календарного года.
Инспекция с апелляционной жалобой не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает, считает доводы апелляционной жалобы необоснованными, указывает, что у налогоплательщика существует неисполненная обязанность по уплате пени, налоговый орган лишь отразил в справке фактическое состояние расчетов с бюджетом.
Налоговый орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Изучив материалы дела, заслушав представителей предпринимателя, проверив законность и обоснованность решения в оспариваемой части в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по заявлению предпринимателя налоговым органом была выдана справка от 17.01.2007 N 52003 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам с включением в нее задолженности пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 27682,14 руб., пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в сумме 11323,98 руб.
Основанием для отражения в справке данных сумм пени явилось их начисление, произведенное налоговым органом в связи с неуплатой предпринимателем авансовых платежей по данным налогам, исчисленных в течение отчетного периода.
Не согласившись с данными справки и начислением пени по авансовым платежам, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе указание в справке на наличие задолженности не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, начисление пени по авансовым платежам по НДФЛ, ЕСН произведено налоговым органом правомерно, поскольку налоговым законодательством установлены сроки уплаты авансовых платежей, в случае нарушения которых ущерб бюджету подлежит возмещению путем уплаты пени.
Кроме того, судом установлено и сторонами не оспаривается в целом, что расчет пени на авансовые платежи по ЕСН и НДФЛ, производимый налоговым органом, и суммы, которые он содержит, являются верными.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными на основании следующего.
Согласно ст. 235 НК РФ предприниматель является плательщиком ЕСН по двум категориям: как лицо, производящее выплаты физическим лицам, и как индивидуальный предприниматель.
Статьей 240 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В то же время ст. 243 НК РФ предусмотрена ежемесячная уплата ЕСН, определены порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей и срок их уплаты.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по ЕСН, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 243 НК РФ срок уплаты ежемесячных авансовых платежей - не позднее 15-го числа следующего месяца.
Из приведенных норм следует, что уплата единого социального налога производится посредством внесения ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного (налогового) периода, исчисленных исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки единого социального налога.
Следовательно, в случае несвоевременной или неполной уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу пени начисляются после представления расчета авансовых платежей (декларации по налогу) со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты ежемесячных авансовых платежей, то есть с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.
Расчет ЕСН по итогам налогового периода производится налогоплательщиком, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, за установленным исключением.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой ЕСН, подлежащего уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых декларациях по НДФЛ физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, за исключением указанных в п. 8.1 ст. 217 НК РФ, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы НДФЛ, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы НДФЛ, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
На основании п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Общая сумма НДФЛ, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом в том числе сумм авансовых платежей по НДФЛ, фактически уплаченных в бюджет (п. 3 ст. 227 НК РФ).
На основании пп. 6 и 7 ст. 227 НК РФ общая сумма НДФЛ, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная согласно налоговой декларации с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 227 НК РФ, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, они обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 ст. 227 НК РФ видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 НК РФ (п. 8 ст. 227 НК РФ).
Согласно п. 9 ст. 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в п. 1 ст. 227 НК РФ, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации (п. 10 ст. 227 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, в 2004-2006 гг. налогоплательщиком представлялись расчеты авансовых платежей, а также декларации о предполагаемом доходе, на основе которых налоговым органом производился расчет авансовых платежей, о чем предпринимателю направлялись налоговые уведомления. В связи с тем, что в течение налоговых периодов налог в виде авансовых платежей по НДФЛ и ЕСН не уплачивался, налоговым органом на данные платежи правомерно начислялись суммы пени.
Согласно ст. 52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
Как указано выше, на основании ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, установленный ст. 52-55 и 75 НК РФ порядок предусматривает начисление пеней при неуплате налога с фактически полученного дохода, то есть если по итогам налогового периода налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию по НДФЛ, из которой следует, что он получал в течение отчетного налогового периода доходы, но не исполнял своей обязанности по уплате авансовых платежей в установленные п. 9 ст. 227 НК РФ сроки, то налоговый орган исчисляет пени исходя из суммы фактически полученного дохода, распределяемого по каждому сроку уплаты.
Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", на который в своей апелляционной жалобе ссылается заявитель, был сделан вывод о том, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ. Таким образом, суд подтвердил исчисление неуплаченного в срок налога (или его части - авансового платежа) как необходимое условие для начисления пени. Если авансовый платеж не исчисляется, а его размер определяется косвенным образом, его несвоевременная уплата не является основанием для начисления пени.
Суд апелляционной инстанции считает данную ссылку предпринимателя необоснованной, поскольку материалами дела подтверждается представление им авансовых расчетов налоговому органу.
Кроме того, в 2005 году Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сделал противоположный вывод. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" он указал на необходимость расчета пени по авансовым платежам вне зависимости от реальных финансовых результатов экономической деятельности или отсутствия таковой. Данное заключение выведено на примере ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, размер которой определяется на основании данных предыдущего месяца, что не может быть основанием для неприменения данного подхода к отношениям, возникшим в связи с неуплатой авансовых платежей по ЕСН, НДФЛ.
Соответствующий довод жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется на основании вышеизложенного.
В соответствии с пп. 1, 3, 5 ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-О, анализ ст. 75 НК РФ в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о правомерном начислении налоговым органом пеней на неуплаченные предпринимателем авансовые платежи по ЕСН и НДФЛ является правильным.
Доводы апелляционной жалобы в части неправомерности начисления пени за неуплату авансовых платежей по ЕСН, НДФЛ судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и(или) сбора прекращается с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и(или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции установлено отсутствие каких-либо законных оснований для прекращения обязанности по уплате начисленных налоговым органом пеней за неуплату авансовых платежей по ЕСН, НДФЛ.
Иного суду апелляционной инстанции в нарушение ст. 65 АПК РФ предпринимателем не доказано.
Таким образом, указание в оспариваемой справке суммы пени, подлежащей уплате предпринимателем, является законным и обоснованным.
Правильным является также вывод суда об отсутствии в рассматриваемом случае каких-либо нарушений прав предпринимателя. Оснований оспаривания данного вывода суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемой справки недействительной.
Что касается требований о зачете излишне взысканной суммы, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Таким образом, для проведения зачета необходимо установление фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога (либо его взыскании).
Материалы дела доказательств излишней уплаты налога (пени) либо его взыскания не содержат.
Иного суду апелляционной инстанции в нарушение ст. 65 АПК РФ предпринимателем не доказано.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что разъяснение налогового органа от 13.06.2006 N 07-27/11383 по вопросу о законности начисления пеней за неуплату авансовых платежей по НДФЛ и ЕСН послужило фактическим отказом для обращения налогоплательщика о зачете излишне уплаченных, взысканных сумм пени в порядке ст. 78, 79 НК РФ, является необоснованным и не соответствует нормам НК РФ, в связи с чем подлежит отклонению.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.12.2006 по делу N А71-6619/2006-А6 также отклоняется по основаниям, изложенным судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При подаче апелляционной жалобы предприниматель уплатил государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
В соответствии со ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы следовало уплатить государственную пошлину в сумме 50 рублей, государственная пошлина в сумме 950 рублей уплачена излишне и в соответствии со ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.05.2007 по делу N А71-1294/2007-А17 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя К. - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю К. из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по апелляционной жалобе по платежному поручению N 218 от 20.06.2007 в сумме 950 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)