Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 ноября 2002 г. Дело N А40-38224/02-116-437
Арбитражный суд г. Москвы с участием от истца: М. - свидетельство о регистрации ПБОЮЛ N 15074 от 02.10.98, паспорт; от ответчика: Р. - дов. б/н от 30.10.02, рассмотрев дело по иску ПБОЮЛ М. к ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы о признании недействительным уведомления от 28.06.2002 N 64367 об уплате налога с продаж,
УСТАНОВИЛ:
иск заявлен о признании недействительным уведомления от 28.06.02 N 64367 об уплате налога с продаж. Иск мотивирован тем, что М. осуществляет предпринимательскую деятельность с 1998 г. Считает, что не является плательщиком НДС и налога с продаж в силу Закона РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Так как упрощенная система представляет собой специальную систему налогообложения предпринимательской деятельности, предусматривающую замену общепринятой системы налогообложения, применительно к отдельным категориям налогоплательщиков - субъектам малого предпринимательства. Кроме того, в оспариваемом уведомлении указана в оплате сумма, подлежащая уплате за 2000 г. в размере 80 руб., и пени в размере 22 руб. 65 коп. Однако решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.02 начисление налога с продаж за 2000 г. признано незаконным, и ранее направлявшееся извещение на уплату недоимки по НСП за 2000 г. и пени признано недействительным.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве, считает, что введение налога с продаж и НДС не ухудшает положение налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, и в силу положений НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками данных налогов.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ПБОЮЛ М. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 02.10.98 (л. д. 8).
Согласно ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.06.95 в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Действие данной нормы распространяется на индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих критериям, перечисленным в ст. 3 данного Закона.
Указанная норма Закона является действующей, что подтверждается Определением Конституционного Суда от 01.07.99 N 111-О, согласно которому изложенная судом правовая позиция "носит общий характер и распространяется на все законы, принимаемые в сфере налогообложения".
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 29.12.95 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. В данном Законе также указано, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на эту систему, применяют упрощенные системы учета, отчетности. В соответствии с этим Законом, Приказом Минфина РФ от 22.02.96 N 18 утверждена форма 0720320с, в которую вносятся только сведения о содержании операции, суммах расходов и доходов, принимаемых (не принимаемых) для расчета налога.
В соответствии со ст. 23 НК РФ в случае признания индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками НСП на них, кроме уплаты налога, налагаются еще и обязанности по ведению учета этого объекта налогообложения, представлению в налоговый орган соответствующих деклараций и сведений по начислению и уплате НСП, что также ухудшает их положение по сравнению с действующим на момент их государственной регистрации.
Анализ п. 1 ст. 1 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.06.95 позволяет сделать вывод о том, что переход на упрощенную систему налогообложения означает полную замену общей системы налогообложения. В соответствии со ст. 18 НК РФ допускается установление специальных налоговых режимов, т.е. особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемого в течение определенного периода времени. Согласно положениям данной статьи к специальным налоговым режимам относится, в частности, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Названный выше Закон позволяет свободно выбирать более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности - уплачивать налоги по обычной системе либо по патенту.
Между тем Закон г. Москвы "О налоге с продаж" изменил условия налогообложения индивидуальных предпринимателей, чем создал менее благоприятные условия для истца.
Неисполнение налоговым органом нормы права, закрепленной в федеральном законе, противоречит Конституции РФ и нарушает права налогоплательщика, который не должен нести ответственность из-за двойного толкования правовых норм, устанавливающих его обязанности по уплате налогов или предоставление ему налоговых льгот.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Кроме того, решением арбитражного суда по делу А40-28674/02-127-121 от 17.09.02 признано недействительным извещение налогового органа об уплате налога с продаж за 2000 г. в размере 80 руб., пени в размере 22 руб. 65 коп. Однако данные суммы вновь предъявлены к уплате налогоплательщику оспариваемым уведомлением. Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговое уведомление об уплате налога с продаж направлено налогоплательщику налоговым органом неправомерно.
На основании ст. 1 ФЗ от 29.12.95 N 222-ФЗ, ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.06.95, ст. 18 НК РФ, ст. ст. 137 - 138 НК РФ, ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным налоговое уведомление ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы от 28.06.2002 N 64367 об уплате налога с продаж.
Возвратить ПБОЮЛ М. госпошлину из бюджета РФ в размере 20 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию суда.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение в полном объеме изготовлено 29.11.2002.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 22.11.2002 ПО ДЕЛУ N А40-38224/02-116-437
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2002 г. Дело N А40-38224/02-116-437
Арбитражный суд г. Москвы с участием от истца: М. - свидетельство о регистрации ПБОЮЛ N 15074 от 02.10.98, паспорт; от ответчика: Р. - дов. б/н от 30.10.02, рассмотрев дело по иску ПБОЮЛ М. к ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы о признании недействительным уведомления от 28.06.2002 N 64367 об уплате налога с продаж,
УСТАНОВИЛ:
иск заявлен о признании недействительным уведомления от 28.06.02 N 64367 об уплате налога с продаж. Иск мотивирован тем, что М. осуществляет предпринимательскую деятельность с 1998 г. Считает, что не является плательщиком НДС и налога с продаж в силу Закона РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Так как упрощенная система представляет собой специальную систему налогообложения предпринимательской деятельности, предусматривающую замену общепринятой системы налогообложения, применительно к отдельным категориям налогоплательщиков - субъектам малого предпринимательства. Кроме того, в оспариваемом уведомлении указана в оплате сумма, подлежащая уплате за 2000 г. в размере 80 руб., и пени в размере 22 руб. 65 коп. Однако решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.02 начисление налога с продаж за 2000 г. признано незаконным, и ранее направлявшееся извещение на уплату недоимки по НСП за 2000 г. и пени признано недействительным.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве, считает, что введение налога с продаж и НДС не ухудшает положение налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, и в силу положений НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками данных налогов.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ПБОЮЛ М. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 02.10.98 (л. д. 8).
Согласно ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.06.95 в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Действие данной нормы распространяется на индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих критериям, перечисленным в ст. 3 данного Закона.
Указанная норма Закона является действующей, что подтверждается Определением Конституционного Суда от 01.07.99 N 111-О, согласно которому изложенная судом правовая позиция "носит общий характер и распространяется на все законы, принимаемые в сфере налогообложения".
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 29.12.95 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. В данном Законе также указано, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на эту систему, применяют упрощенные системы учета, отчетности. В соответствии с этим Законом, Приказом Минфина РФ от 22.02.96 N 18 утверждена форма 0720320с, в которую вносятся только сведения о содержании операции, суммах расходов и доходов, принимаемых (не принимаемых) для расчета налога.
В соответствии со ст. 23 НК РФ в случае признания индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками НСП на них, кроме уплаты налога, налагаются еще и обязанности по ведению учета этого объекта налогообложения, представлению в налоговый орган соответствующих деклараций и сведений по начислению и уплате НСП, что также ухудшает их положение по сравнению с действующим на момент их государственной регистрации.
Анализ п. 1 ст. 1 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.06.95 позволяет сделать вывод о том, что переход на упрощенную систему налогообложения означает полную замену общей системы налогообложения. В соответствии со ст. 18 НК РФ допускается установление специальных налоговых режимов, т.е. особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемого в течение определенного периода времени. Согласно положениям данной статьи к специальным налоговым режимам относится, в частности, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Названный выше Закон позволяет свободно выбирать более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности - уплачивать налоги по обычной системе либо по патенту.
Между тем Закон г. Москвы "О налоге с продаж" изменил условия налогообложения индивидуальных предпринимателей, чем создал менее благоприятные условия для истца.
Неисполнение налоговым органом нормы права, закрепленной в федеральном законе, противоречит Конституции РФ и нарушает права налогоплательщика, который не должен нести ответственность из-за двойного толкования правовых норм, устанавливающих его обязанности по уплате налогов или предоставление ему налоговых льгот.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Кроме того, решением арбитражного суда по делу А40-28674/02-127-121 от 17.09.02 признано недействительным извещение налогового органа об уплате налога с продаж за 2000 г. в размере 80 руб., пени в размере 22 руб. 65 коп. Однако данные суммы вновь предъявлены к уплате налогоплательщику оспариваемым уведомлением. Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговое уведомление об уплате налога с продаж направлено налогоплательщику налоговым органом неправомерно.
На основании ст. 1 ФЗ от 29.12.95 N 222-ФЗ, ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.06.95, ст. 18 НК РФ, ст. ст. 137 - 138 НК РФ, ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным налоговое уведомление ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы от 28.06.2002 N 64367 об уплате налога с продаж.
Возвратить ПБОЮЛ М. госпошлину из бюджета РФ в размере 20 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию суда.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение в полном объеме изготовлено 29.11.2002.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)