Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.06.2007 ПО ДЕЛУ N А60-8291/2007-С5

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2007 г. по делу N А60-8291/2007-С5


Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2007.
Полный текст решения изготовлен 22.06.2007.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ф. Сабировой при ведении протокола судебного заседания судьей М.Ф. Сабировой рассмотрел 19.06.2007 в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гаер" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга о взыскании суммы излишне уплаченного налога,
при участии в заседании:
- от заявителя - А.Н. Ведерников, директор, паспорт, Д.В. Михайловских, паспорт, доверенность от 12.04.2007;
- от заинтересованного лица - О.Г. Карпенко, удостоверение N 087318, доверенность N 03-08/05 от 10.01.2007.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено. Заявитель уточнил заявленные требования. Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Гаер" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга о взыскании суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес за 2006 - 2007 г. в размере 581875 руб. (с учетом заявленных уточнений).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которой он, как субъект малого предпринимательства, был вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, действующей на момент государственной регистрации организации, а излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату налоговым органом.
Заинтересованное лицо просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в своем отзыве N 03-08 от 29.05.2007.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Гаер" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.09.2003 за основным государственным регистрационным номером 1036604412096 и осуществляет свою деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии от 16 сентября 2004 г. N 005430, выданной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, сроком действия с 16.09.2004 до 16.09.2009.
Общество, как субъект малого предпринимательства на основании ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", считая, что начиная с момента государственной регистрации оно вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, установленной на тот период, 03.04.2007 в порядке ст. 78 НК РФ обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга с заявлением о возможности применения им ставки 15 МРОТ за один игровой автомат и о перерасчете в связи с этим сумм налога, уплаченного за 2006 - 2007 г., возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 11846125 руб.
11 апреля 2007 г. ООО "Гаер" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес за период 2006 - 2007 г. в размере 518875 руб. При этом, ссылаясь на ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", заявитель считает, что он должен был уплачивать налог на игорный бизнес по ставке в размере 1500 руб. за один игровой автомат, действовавшей на момент его регистрации.
В связи с тем, что ответ заявителем не получен до настоящего времени, ООО "Гаер" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения, выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Нормы статей 367, 368 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
При исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 руб.
Из указанных положений следует, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у соответствующего лица с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес и именно с этого момента данное лицо становится налогоплательщиком и у него возникает обязанность исчисления и уплаты налога на игорный бизнес в порядке, установленном действующим законодательством.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с использованием игровых автоматов. При этом игровые автоматы установлены заявителем по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сулимова, д. 50.
Из материалов дела следует, что общество, получив лицензию N 005430 от 16.09.2004, фактически осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса с использованием игровых автоматов с 16 мая 2006 года по 12 января 2007 года, предоставляя в налоговый орган декларации и исчисляя сумму налога по ставкам, установленным региональным законодательством за соответствующий период, а именно: с мая 2006 г. по август 2006 года - 6250 руб. за один игровой автомат, с сентября 2006 г. - 7500 руб. за один игровой автомат.
С 16 мая 2006 г. по заявлению общества было зарегистрировано в качестве объектов налогообложения 45 игровых автоматов, в дальнейшем количество объектов налогообложения неоднократно менялось.
В связи с названными обстоятельствами суд считает, что общество правильно рассчитывало налог на игорный бизнес по ставкам, установленным на соответствующий налоговый период, в связи с чем оснований для возврата излишне уплаченного налога у налогового органа не имелось.
При этом суд считает, что увеличение ставки налога произведено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в пределах, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации: от 1500 до 7500 руб.
Ссылка заявителя на то, что он вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки 1500 руб. за игровой автомат, действовавшей на дату государственной регистрации налогоплательщика, исходя из ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", судом не принимается на основании из следующего.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В связи с тем, что на момент вступления в силу части первой НК РФ действовал порядок налогообложения, установленный ранее принятыми законами, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса подлежат применению нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Статьей 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", утратившей законную силу с 01.01.2005, были установлены гарантии, в соответствии с которыми в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Учитывая социальную направленность данного Закона, государственной гарантией поддержки малого предпринимательства признавалось сохранение неизменного порядка налогообложения как специального налогового режима, включающего в себя не только элементы налогообложения, но и собственно регулируемый законом порядок определения налоговых обязательств. При этом ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства могло заключаться в возложении на них дополнительного налогового бремени, в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, что может быть при введении новых налогов или установлении новых объектов налогообложения.




В соответствии с пунктом 3 статьи 12, подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на игорный бизнес является региональным налогом, который устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации путем определения основных элементов налогообложения, а вводится в действие законом соответствующего субъекта Российской Федерации путем регламентации неурегулированных элементов налогообложения, в том числе налоговой ставки, а также порядка и сроков уплаты налога.
Таким образом, изменение субъектом Российской Федерации неурегулированного элемента налогообложения не означает изменения порядка налогообложения, поскольку именно такой порядок налогообложения и установлен законодателем в отношении налога на игорный бизнес.
Противоположный подход к данной ситуации означал бы невозможность для налогоплательщиков применять пониженную ставку налога при ее уменьшении, а не увеличении субъектом Российской Федерации. Кроме того, это не соответствует таким основным принципам налогообложения как невозможность различного применения налогов исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрет на установление дифференцированных ставок налога в зависимости от форм собственности, а также установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
На дату начала осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса (возникновение объектов налогообложения) заявителю был известен установленный порядок налогообложения налогом на игорный бизнес, который как раз и предусматривал возможность изменения ставки субъектом Российской Федерации.
Таким образом, положение ООО "Гаер" в связи с изменением налоговой ставки не ухудшилось, так как установленный порядок налогообложения не изменился.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что оснований для применение в данном случае в деятельности заявителя при исчислении налога на игорный бизнес ставки 1500 руб. за игровой автомат, действовавшей на дату государственной регистрации налогоплательщика, не имеется, нарушений законодательства о налогах не установлено, права и законные интересы заявителя не нарушены и, следовательно, основания для удовлетворения требования ООО "Гаер" отсутствуют.
Кроме того, как следует из отзыва налогового органа, данные лицевого счета налогоплательщика подтверждают наличие недоимки по налогу на игорный бизнес по состоянию на 01.01.2007 в общей сумме 572865 руб. 46 коп., образовавшейся в результате неуплаты налога за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2006 г.
Вместе с тем довод налогового органа о неотнесении заявителя к субъектам малого предпринимательства носит предположительный характер и превышение количества работающих более, чем установлено ст. 9 указанного Закона, не подтверждено документально.
3 мая 2007 года общество с ограниченной ответственностью "Гаер" обратилось в арбитражный суд с требованием произвести перерасчет суммы налогов, уплаченных обществом за 2006 - 2007 годы, и вернуть излишне уплаченные 581875 руб., при этом заявителем была уплачена госпошлина в размере 12318 руб. 75 коп. согласно платежному поручению N 57 от 02.05.2007. В судебном заседании 19 июня 2007 года заявитель уточнил требования, настаивает на взыскании суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес за 2006 - 2007 г. в размере 581875 руб., представил дополнительно квитанцию об уплате госпошлины 2000 рублей согласно платежному поручению N 96 от 15.06.2007, однако требования нематериального характера не заявлено, сумма иска не увеличена, в связи с чем данная сумма госпошлины подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Гаер" о взыскании суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес за 2006 - 2007 г. в размере 581875 руб. отказать.
2. Возвратить ООО "Гаер" из федерального бюджета 2000 рублей излишне уплаченной госпошлины согласно платежному поручению N 96 от 15.06.2007
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
САБИРОВА М.Ф.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)