Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 декабря 2003 года Дело N Ф09-4443/03-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции МНС РФ по г. Нижнему Тагилу Свердловской области и ООО "Нижнетагильский завод металлических конструкций" (далее - ООО "НТЗМК") на решение от 02.09.03 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15925/03 по заявлению Инспекции МНС РФ по г. Нижнему Тагилу о взыскании с ООО "НТЗМК" налоговой санкции.
В судебном заседании приняли участие представители: Инспекции МНС РФ по г. Нижнему Тагилу - Макарычева В.Р., по доверенности от 03.02.03 N 04-14/3234; ООО "НТЗМК" - Козулев Р.В., по доверенности от 01.04.03 N 32.
Процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Инспекция МНС РФ по г. Нижнему Тагилу обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ООО "НТЗМК" налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 214621 руб. за неполную уплату земельного налога за 2001 - 2002 годы на основании решения от 11.04.03 N 19-08/9516.
ООО "НТЗМК" обратилось с встречным заявлением о признании незаконным решения Инспекции МНС РФ по г. Нижнему Тагилу от 11.04.03 N 19-08/9516 о привлечении к налоговой ответственности, которым также доначислен земельный налог в сумме 1073107 руб. и начислены пени - 200027 руб. (с учетом частичного отказа от заявленных требований).
Решением от 02.09.03 в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций отказано, встречное заявление удовлетворено частично, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части налоговых санкций в размере 214621 руб., налога на землю за 2002 год в размере 169457,44 руб. и пени в размере 200027 руб., в удовлетворении остальной части встречных требований отказано.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
ООО "НТЗМК" не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении встречных требований, просит его в указанной части отменить, встречное заявление удовлетворить полностью, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 57 Конституции РФ, ст. ст. 12, 15 НК РФ, ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", ст. ст. 79, 80 ФКЗ "О Конституционном суде РФ" и полагая, что при исчислении земельного налога дифференцированные ставки, установленные решениями органов местного самоуправления, применению не подлежат.
Инспекция МНС РФ по г. Нижнему Тагилу с решением суда не согласна, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на неполное исследование судом фактических обстоятельств дела и указывает на наличие у налогоплательщика недоимки по земельному налогу на день вынесения оспариваемого решения.
Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не находит.
Как видно из материалов дела, ООО "НТЗМК" 26.02.03 представило в Инспекцию МНС РФ по г. Нижнему Тагилу уточненные декларации по земельному налогу за 2001 и 2002 годы. Уточненный расчет налога произведен по средним ставкам, установленным Законом РФ "О плате за землю", без учета дифференцированных ставок налога и повышающих коэффициентов за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, которые в первоначальных декларациях за указанные годы были учтены.
По результатам камеральной проверки уточненных деклараций, оформленной актом от 17.03.03 N 36-к, налоговым органом принято решение от 11.04.03 N 19-08/9516 о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 214621 руб. за неполную уплату земельного налога за 2001 - 2002 годы. Обществу также предложено уплатить земельный налог за указанный период в сумме 1073107 руб. и пени в сумме 200027 руб.
В связи с неуплатой суммы штрафа в добровольном порядке по требованию от 11.04.03 N 236 налоговый орган обратился в суд за его взысканием.
Отказывая в удовлетворении требования налогового органа, суд исходил из недоказанности в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Данный вывод является верным, соответствует закону и основан на материалах дела.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ взыскание штрафа производится за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 106 НК РФ к ответственности за налоговое правонарушение привлекается лицо, виновное в его совершении.
При рассмотрении дела по существу судом установлено, что Общество производило уплату земельного налога в спорном периоде в установленном порядке, и на момент проверки у заявителя имелась переплата по земельному налогу.
При установленных судом фактических обстоятельствах дела оснований для привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ не имелось.
Довод налогового органа о наличии недоимки по земельному налогу, образовавшейся в результате произведенных зачетов переплаты, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, вывод суда о признании решения суда недействительным в постановленной части является правильным и переоценке в силу ст. 286 АПК РФ не подлежит.
Отказывая в удовлетворении встречных требований в части признания решения недействительным по доначислению остальной части земельного налога, суд исходил из правомерности действий налоговой инспекции, указав, что вышеназванные коэффициенты и дифференцированные ставки земельного налога подлежали применению.
Данный вывод суда является верным, соответствуют действующему законодательству.
Ежегодное применение повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога предусмотрено федеральными законами о бюджете РФ на соответствующий год, а на 2002 год - также Федеральным законом от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", и при этом сама ставка налога не изменяется, поскольку в силу подп. "б" ч. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 2 ст. 53 НК РФ определение ее размера относится к компетенции органов местного самоуправления, что также подтверждено Законом РФ "О плате за землю", ст. 11 Земельного кодекса РФ и не противоречит ст. 72 Конституции РФ.
Согласно ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на землю устанавливается на основе средних ставок, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления.
Зонирование территории г. Нижнего Тагила по экономической оценке земель утверждено Постановлением Главы Администрации г. Нижнего Тагила от 24.01.94 N 20.
Решения Нижнетагильской городской Думы от 05.02.01 N 44, от 31.01.02 N 93 о дифференцированных ставках земельного налога на 2001 и 2002 гг. соответствуют ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", Постановлению Главы Администрации г. Нижнего Тагила от 24.01.94 N 20.
При таких обстоятельствах, доначисление налогоплательщику земельного налога за 2001 и 2002 годы в установленном федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления порядке, обеспечивающем его поступление в размере, заложенном в доходную часть федерального и городского бюджетов, произведено правомерно.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
Решение от 02.09.03 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15925/03 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 24.12.2003 N Ф09-4443/03-АК ПО ДЕЛУ N А60-15925/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 24 декабря 2003 года Дело N Ф09-4443/03-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции МНС РФ по г. Нижнему Тагилу Свердловской области и ООО "Нижнетагильский завод металлических конструкций" (далее - ООО "НТЗМК") на решение от 02.09.03 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15925/03 по заявлению Инспекции МНС РФ по г. Нижнему Тагилу о взыскании с ООО "НТЗМК" налоговой санкции.
В судебном заседании приняли участие представители: Инспекции МНС РФ по г. Нижнему Тагилу - Макарычева В.Р., по доверенности от 03.02.03 N 04-14/3234; ООО "НТЗМК" - Козулев Р.В., по доверенности от 01.04.03 N 32.
Процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Инспекция МНС РФ по г. Нижнему Тагилу обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ООО "НТЗМК" налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 214621 руб. за неполную уплату земельного налога за 2001 - 2002 годы на основании решения от 11.04.03 N 19-08/9516.
ООО "НТЗМК" обратилось с встречным заявлением о признании незаконным решения Инспекции МНС РФ по г. Нижнему Тагилу от 11.04.03 N 19-08/9516 о привлечении к налоговой ответственности, которым также доначислен земельный налог в сумме 1073107 руб. и начислены пени - 200027 руб. (с учетом частичного отказа от заявленных требований).
Решением от 02.09.03 в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций отказано, встречное заявление удовлетворено частично, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части налоговых санкций в размере 214621 руб., налога на землю за 2002 год в размере 169457,44 руб. и пени в размере 200027 руб., в удовлетворении остальной части встречных требований отказано.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
ООО "НТЗМК" не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении встречных требований, просит его в указанной части отменить, встречное заявление удовлетворить полностью, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 57 Конституции РФ, ст. ст. 12, 15 НК РФ, ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", ст. ст. 79, 80 ФКЗ "О Конституционном суде РФ" и полагая, что при исчислении земельного налога дифференцированные ставки, установленные решениями органов местного самоуправления, применению не подлежат.
Инспекция МНС РФ по г. Нижнему Тагилу с решением суда не согласна, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на неполное исследование судом фактических обстоятельств дела и указывает на наличие у налогоплательщика недоимки по земельному налогу на день вынесения оспариваемого решения.
Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не находит.
Как видно из материалов дела, ООО "НТЗМК" 26.02.03 представило в Инспекцию МНС РФ по г. Нижнему Тагилу уточненные декларации по земельному налогу за 2001 и 2002 годы. Уточненный расчет налога произведен по средним ставкам, установленным Законом РФ "О плате за землю", без учета дифференцированных ставок налога и повышающих коэффициентов за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, которые в первоначальных декларациях за указанные годы были учтены.
По результатам камеральной проверки уточненных деклараций, оформленной актом от 17.03.03 N 36-к, налоговым органом принято решение от 11.04.03 N 19-08/9516 о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 214621 руб. за неполную уплату земельного налога за 2001 - 2002 годы. Обществу также предложено уплатить земельный налог за указанный период в сумме 1073107 руб. и пени в сумме 200027 руб.
В связи с неуплатой суммы штрафа в добровольном порядке по требованию от 11.04.03 N 236 налоговый орган обратился в суд за его взысканием.
Отказывая в удовлетворении требования налогового органа, суд исходил из недоказанности в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Данный вывод является верным, соответствует закону и основан на материалах дела.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ взыскание штрафа производится за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 106 НК РФ к ответственности за налоговое правонарушение привлекается лицо, виновное в его совершении.
При рассмотрении дела по существу судом установлено, что Общество производило уплату земельного налога в спорном периоде в установленном порядке, и на момент проверки у заявителя имелась переплата по земельному налогу.
При установленных судом фактических обстоятельствах дела оснований для привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ не имелось.
Довод налогового органа о наличии недоимки по земельному налогу, образовавшейся в результате произведенных зачетов переплаты, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, вывод суда о признании решения суда недействительным в постановленной части является правильным и переоценке в силу ст. 286 АПК РФ не подлежит.
Отказывая в удовлетворении встречных требований в части признания решения недействительным по доначислению остальной части земельного налога, суд исходил из правомерности действий налоговой инспекции, указав, что вышеназванные коэффициенты и дифференцированные ставки земельного налога подлежали применению.
Данный вывод суда является верным, соответствуют действующему законодательству.
Ежегодное применение повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога предусмотрено федеральными законами о бюджете РФ на соответствующий год, а на 2002 год - также Федеральным законом от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", и при этом сама ставка налога не изменяется, поскольку в силу подп. "б" ч. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 2 ст. 53 НК РФ определение ее размера относится к компетенции органов местного самоуправления, что также подтверждено Законом РФ "О плате за землю", ст. 11 Земельного кодекса РФ и не противоречит ст. 72 Конституции РФ.
Согласно ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на землю устанавливается на основе средних ставок, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления.
Зонирование территории г. Нижнего Тагила по экономической оценке земель утверждено Постановлением Главы Администрации г. Нижнего Тагила от 24.01.94 N 20.
Решения Нижнетагильской городской Думы от 05.02.01 N 44, от 31.01.02 N 93 о дифференцированных ставках земельного налога на 2001 и 2002 гг. соответствуют ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", Постановлению Главы Администрации г. Нижнего Тагила от 24.01.94 N 20.
При таких обстоятельствах, доначисление налогоплательщику земельного налога за 2001 и 2002 годы в установленном федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления порядке, обеспечивающем его поступление в размере, заложенном в доходную часть федерального и городского бюджетов, произведено правомерно.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 02.09.03 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15925/03 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)