Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 мая 2005 года Дело N Ф04-7677/2004(9935-А27-37)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, г. Кемерово, на решение от 01.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9754/04-6 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово, о признании незаконным решения,
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) от 28.04.2004 N 106.
Решением от 03.09.2004 заявленные требования удовлетворены в части. Признан незаконным пункт 1 решения налогового органа от 28.04.2004 N 106 о привлечении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В части пунктов 2 и 3 резолютивной части решения производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2005 решение от 03.09.2004 оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области в связи с реорганизацией налогового органа.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает, что решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций вынесены с нарушением материальных норм права и подлежат отмене.
Проверив законность и обоснованность оспариваемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации, представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 28.04.2003 N 106 о привлечении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 355102,86 руб. (пункт 1 резолютивной части), предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1775514,32 руб. (пункт 2 резолютивной части) и пени в сумме 75956,48 руб. (пункт 3 резолютивной части).
Основанием для принятия решения налогового органа послужило необоснованное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, предусмотренной подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к занижению налогооблагаемой базы.
Не согласившись с данным решением налогового органа, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным указанного решения.
Суд первой и апелляционной инстанций признал пункт 1 оспариваемого ненормативного акта налогового органа недействительным, поскольку предприятие не может быть лишено права на льготное налогообложение, предусмотренное статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, так как законодатель ограничивает лишь пределы применения льготы, а не само право применения ставки ноль процентов. В части пунктов 2 и 3 резолютивной части решения производство по делу прекращено, так как выставление соответствующих требований налогового органа не влечет для налогоплательщика правовых последствий.
Арбитражный суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию в Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов), производится в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, по налоговой ставке 0 процентов.
Нормами пункта 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (пункт 2 вышеназванных Правил).
Как правильно указано арбитражным судом, заявитель обоснованно использовал право на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в период спорных правоотношений законодательством не регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Довод подателя жалобы о необоснованном применении налогоплательщиком ставки 0 процентов является несостоятельным.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, обоснованно указал на то, что отсутствие определенных Министерством природных ресурсов Российской Федерации нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего или перерабатывающего производства не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых, добываемых из вскрышных, вмещающих пород.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным суду истцом и ответчиком, правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств дела кассационная инстанция не имеет. В связи с этим в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 01.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9754/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 4 мая 2005 года Дело N Ф04-7677/2004(9935-А27-37)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, г. Кемерово, на решение от 01.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9754/04-6 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово, о признании незаконным решения,
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) от 28.04.2004 N 106.
Решением от 03.09.2004 заявленные требования удовлетворены в части. Признан незаконным пункт 1 решения налогового органа от 28.04.2004 N 106 о привлечении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В части пунктов 2 и 3 резолютивной части решения производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2005 решение от 03.09.2004 оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области в связи с реорганизацией налогового органа.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает, что решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций вынесены с нарушением материальных норм права и подлежат отмене.
Проверив законность и обоснованность оспариваемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации, представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 28.04.2003 N 106 о привлечении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 355102,86 руб. (пункт 1 резолютивной части), предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1775514,32 руб. (пункт 2 резолютивной части) и пени в сумме 75956,48 руб. (пункт 3 резолютивной части).
Основанием для принятия решения налогового органа послужило необоснованное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, предусмотренной подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к занижению налогооблагаемой базы.
Не согласившись с данным решением налогового органа, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным указанного решения.
Суд первой и апелляционной инстанций признал пункт 1 оспариваемого ненормативного акта налогового органа недействительным, поскольку предприятие не может быть лишено права на льготное налогообложение, предусмотренное статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, так как законодатель ограничивает лишь пределы применения льготы, а не само право применения ставки ноль процентов. В части пунктов 2 и 3 резолютивной части решения производство по делу прекращено, так как выставление соответствующих требований налогового органа не влечет для налогоплательщика правовых последствий.
Арбитражный суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию в Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов), производится в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, по налоговой ставке 0 процентов.
Нормами пункта 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (пункт 2 вышеназванных Правил).
Как правильно указано арбитражным судом, заявитель обоснованно использовал право на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в период спорных правоотношений законодательством не регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Довод подателя жалобы о необоснованном применении налогоплательщиком ставки 0 процентов является несостоятельным.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, обоснованно указал на то, что отсутствие определенных Министерством природных ресурсов Российской Федерации нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего или перерабатывающего производства не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых, добываемых из вскрышных, вмещающих пород.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным суду истцом и ответчиком, правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств дела кассационная инстанция не имеет. В связи с этим в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 01.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9754/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.05.2005 N Ф04-7677/2004(9935-А27-37)
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 4 мая 2005 года Дело N Ф04-7677/2004(9935-А27-37)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, г. Кемерово, на решение от 01.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9754/04-6 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) от 28.04.2004 N 106.
Решением от 03.09.2004 заявленные требования удовлетворены в части. Признан незаконным пункт 1 решения налогового органа от 28.04.2004 N 106 о привлечении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В части пунктов 2 и 3 резолютивной части решения производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2005 решение от 03.09.2004 оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области в связи с реорганизацией налогового органа.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает, что решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций вынесены с нарушением материальных норм права и подлежат отмене.
Проверив законность и обоснованность оспариваемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации, представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 28.04.2003 N 106 о привлечении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 355102,86 руб. (пункт 1 резолютивной части), предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1775514,32 руб. (пункт 2 резолютивной части) и пени в сумме 75956,48 руб. (пункт 3 резолютивной части).
Основанием для принятия решения налогового органа послужило необоснованное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, предусмотренной подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к занижению налогооблагаемой базы.
Не согласившись с данным решением налогового органа, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным указанного решения.
Суд первой и апелляционной инстанций признал пункт 1 оспариваемого ненормативного акта налогового органа недействительным, поскольку предприятие не может быть лишено права на льготное налогообложение, предусмотренное статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, так как законодатель ограничивает лишь пределы применения льготы, а не само право применения ставки ноль процентов. В части пунктов 2 и 3 резолютивной части решения производство по делу прекращено, так как выставление соответствующих требований налогового органа не влечет для налогоплательщика правовых последствий.
Арбитражный суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию в Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов), производится в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, по налоговой ставке 0 процентов.
Нормами пункта 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (пункт 2 вышеназванных Правил).
Как правильно указано арбитражным судом, заявитель обоснованно использовал право на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в период спорных правоотношений законодательством не регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Довод подателя жалобы о необоснованном применении налогоплательщиком ставки 0 процентов является несостоятельным.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, обоснованно указал на то, что отсутствие определенных Министерством природных ресурсов Российской Федерации нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего или перерабатывающего производства не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых, добываемых из вскрышных, вмещающих пород.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным суду истцом и ответчиком, правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств дела кассационная инстанция не имеет. В связи с этим в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 01.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9754/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 4 мая 2005 года Дело N Ф04-7677/2004(9935-А27-37)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, г. Кемерово, на решение от 01.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9754/04-6 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) от 28.04.2004 N 106.
Решением от 03.09.2004 заявленные требования удовлетворены в части. Признан незаконным пункт 1 решения налогового органа от 28.04.2004 N 106 о привлечении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В части пунктов 2 и 3 резолютивной части решения производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2005 решение от 03.09.2004 оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области в связи с реорганизацией налогового органа.
В кассационной жалобе налоговый орган указывает, что решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций вынесены с нарушением материальных норм права и подлежат отмене.
Проверив законность и обоснованность оспариваемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации, представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 28.04.2003 N 106 о привлечении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 355102,86 руб. (пункт 1 резолютивной части), предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1775514,32 руб. (пункт 2 резолютивной части) и пени в сумме 75956,48 руб. (пункт 3 резолютивной части).
Основанием для принятия решения налогового органа послужило необоснованное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, предусмотренной подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к занижению налогооблагаемой базы.
Не согласившись с данным решением налогового органа, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным указанного решения.
Суд первой и апелляционной инстанций признал пункт 1 оспариваемого ненормативного акта налогового органа недействительным, поскольку предприятие не может быть лишено права на льготное налогообложение, предусмотренное статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, так как законодатель ограничивает лишь пределы применения льготы, а не само право применения ставки ноль процентов. В части пунктов 2 и 3 резолютивной части решения производство по делу прекращено, так как выставление соответствующих требований налогового органа не влечет для налогоплательщика правовых последствий.
Арбитражный суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию в Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов), производится в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, по налоговой ставке 0 процентов.
Нормами пункта 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (пункт 2 вышеназванных Правил).
Как правильно указано арбитражным судом, заявитель обоснованно использовал право на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в период спорных правоотношений законодательством не регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Довод подателя жалобы о необоснованном применении налогоплательщиком ставки 0 процентов является несостоятельным.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, обоснованно указал на то, что отсутствие определенных Министерством природных ресурсов Российской Федерации нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего или перерабатывающего производства не лишает налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых, добываемых из вскрышных, вмещающих пород.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным суду истцом и ответчиком, правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств дела кассационная инстанция не имеет. В связи с этим в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 01.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.01.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9754/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)