Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Трифоновой Л.А. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Царь" (ИНН 2332017322, ОГРН 1072332000080) - директора Кириченко Г.Г. и Симанчук О.Л. (доверенность 14.02.2011), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (ИНН 2313019317, ОГРН 1042307972794) - Дрюковой Е.В. (доверенность от 01.06.2011) и Турченко В.А. (доверенность от 19.07.2011), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2011 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 (судьи Винокур И.Г., Гиданкина А.В., Николаев Д.В.) по делу N А32-36184/2010, установил следующее.
ООО "Царь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 16.09.2010 N 1628 в части начисления 72 057 рублей земельного налога, 2 394 рублей 69 копеек пени и указания на необходимость внесения изменений в бухгалтерский учет.
Решением суда от 28.02.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2011, требования удовлетворены на том основании, налоговая инспекция незаконно начислила обществу земельный налог за I квартал 2010 года, поскольку опубликованная в газете "Кубанские новости" информация о принятии распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не содержит данные, необходимые для определения налоговой базы при исчислении земельного налога по спорному участку и утратило силу в связи с принятием распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р; постановление Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" не содержит сведения об утверждении новой кадастровой стоимости, отличной от стоимости, предоставленной органом кадастрового учета и примененной обществом при исчислении земельного налога за I квартал 2010 года, и опубликовано 08.02.2010, в связи с чем не подлежит применению к спорному налоговому периоду.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела. На момент подачи "Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу" общество располагало достоверной информацией о кадастровой стоимости земельного участка, однако в целях занижения налогооблагаемой базы указало неверную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного обществом расчета по авансовым платежам по земельному налогу за I квартал 2010 года, по результатам которой составила акт от 30.07.2010 N 14148 и приняла решение от 16.09.2010 N 1628 о начислении 72 057 рублей земельного налога, 2 394 рублей 69 копеек пени и необходимости внесения изменений в бухгалтерский учет.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 08.11.2010 N 16-12-1217 решение налоговой инспекции оставлено без изменения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты.
Суды установили, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:09:0606001:359, площадью 117 899 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, пос. Озерный, ул. Кирпичная, 12 и указали, что в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации общество обязано уплачивать земельный налог.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Кодекса. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Суды установили, что опубликованное в газете "Кубанские новости" распоряжение Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не содержит информацию о кадастровой оценке земельных участков на территории населенных пунктов Краснодарского края и в соответствии с распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р утратило силу.
Суды правильно указали, что постановление Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края", в котором утверждена кадастровая стоимость земельных участков на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года, не содержит сведений об утверждении иной стоимости, чем предоставленная органами кадастрового учета и используемая обществом.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что в связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности общества, налоговая инспекция незаконно начислила 72 057 рублей земельного налога и 2 394 рублей 69 копеек пени за I квартал 2010 года по неустановленной кадастровой стоимости земельного участка (20 853 975 рублей 12 копеек).
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу N А32-36184/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 16.09.2011 ПО ДЕЛУ N А32-36184/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2011 г. по делу N А32-36184/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Трифоновой Л.А. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Царь" (ИНН 2332017322, ОГРН 1072332000080) - директора Кириченко Г.Г. и Симанчук О.Л. (доверенность 14.02.2011), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (ИНН 2313019317, ОГРН 1042307972794) - Дрюковой Е.В. (доверенность от 01.06.2011) и Турченко В.А. (доверенность от 19.07.2011), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2011 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 (судьи Винокур И.Г., Гиданкина А.В., Николаев Д.В.) по делу N А32-36184/2010, установил следующее.
ООО "Царь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 16.09.2010 N 1628 в части начисления 72 057 рублей земельного налога, 2 394 рублей 69 копеек пени и указания на необходимость внесения изменений в бухгалтерский учет.
Решением суда от 28.02.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2011, требования удовлетворены на том основании, налоговая инспекция незаконно начислила обществу земельный налог за I квартал 2010 года, поскольку опубликованная в газете "Кубанские новости" информация о принятии распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не содержит данные, необходимые для определения налоговой базы при исчислении земельного налога по спорному участку и утратило силу в связи с принятием распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р; постановление Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" не содержит сведения об утверждении новой кадастровой стоимости, отличной от стоимости, предоставленной органом кадастрового учета и примененной обществом при исчислении земельного налога за I квартал 2010 года, и опубликовано 08.02.2010, в связи с чем не подлежит применению к спорному налоговому периоду.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела. На момент подачи "Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу" общество располагало достоверной информацией о кадастровой стоимости земельного участка, однако в целях занижения налогооблагаемой базы указало неверную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного обществом расчета по авансовым платежам по земельному налогу за I квартал 2010 года, по результатам которой составила акт от 30.07.2010 N 14148 и приняла решение от 16.09.2010 N 1628 о начислении 72 057 рублей земельного налога, 2 394 рублей 69 копеек пени и необходимости внесения изменений в бухгалтерский учет.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 08.11.2010 N 16-12-1217 решение налоговой инспекции оставлено без изменения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты.
Суды установили, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:09:0606001:359, площадью 117 899 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, пос. Озерный, ул. Кирпичная, 12 и указали, что в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации общество обязано уплачивать земельный налог.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Кодекса. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Суды установили, что опубликованное в газете "Кубанские новости" распоряжение Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не содержит информацию о кадастровой оценке земельных участков на территории населенных пунктов Краснодарского края и в соответствии с распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 57-р утратило силу.
Суды правильно указали, что постановление Главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края", в котором утверждена кадастровая стоимость земельных участков на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года, не содержит сведений об утверждении иной стоимости, чем предоставленная органами кадастрового учета и используемая обществом.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что в связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности общества, налоговая инспекция незаконно начислила 72 057 рублей земельного налога и 2 394 рублей 69 копеек пени за I квартал 2010 года по неустановленной кадастровой стоимости земельного участка (20 853 975 рублей 12 копеек).
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу N А32-36184/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Л.А.ТРИФОНОВА
В.Н.ЯЦЕНКО
Л.А.ТРИФОНОВА
В.Н.ЯЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)