Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 11 марта 2004 года Дело N Ф09-825/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Сысертскому району Свердловской области на решение от 10.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-19855/03.
В судебном заседании приняли участие представители: налогового органа - Подоксенова О.А., по доверенности от 05.01.04 N 01/3; ООО "Лукойл-Исеть" - Зеленин В.Г., по доверенности от 11.03.04, Валиуллина З.Х., по доверенности от 09.03.04.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Инспекция МНС РФ по Сысертскому району Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ООО "Лукойл-Исеть" о взыскании 352830 руб. налоговых санкций на основании решения от 09.06.2003 N 225.
ООО "Лукойл-Исеть" обратилось с встречным заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 09.06.2003 N 225.
Встречное заявление принято судом в порядке ст. 132 АПК РФ.
Решением суда от 10.10.2003 заявление Инспекции МНС РФ по Сысертскому району Свердловской области удовлетворено частично.
Взыскан с ООО "Лукойл-Исеть" штраф в сумме 1000 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Заявление ООО "Лукойл-Исеть" удовлетворено частично. Оспариваемое решение признано недействительным в части привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ в размере 67034 руб., привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ в размере 275796 руб., начисления налога к уплате в размере 1378980,38 руб. и пени в сумме 72061,94 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2003 того же суда решение оставлено без изменения.
Инспекция МНС РФ по Сысертскому району Свердловской области с судебными актами не согласна, просит в кассационной жалобе решение от 10.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.03 отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 342 НК РФ, ст. ст. 112, 114 НК РФ.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Сысертскому району Свердловской области по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за 4 квартал 2002 года, представленной ООО "Лукойл-Исеть" 03.02.2003, составлена докладная записка от 29.04.2003 N 108, и принято решение от 09.06.2003 N 225 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в виде взыскания штрафа в размере 77034 руб.; на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы в сумме 275796 руб. Кроме того, доначислены налог на добычу полезных ископаемых за 4 квартал 2002 года в сумме 1378980,38 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 72061,94 руб.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых и привлечения к ответственности за неполную уплату налога послужил вывод налогового органа о неподтверждении налогоплательщиком права на применение налоговой ставки ноль процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых и при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств.
Признавая оспариваемое решение недействительным в части доначисления налога, пени и взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, судебные инстанции исходили из правомерности применения обществом нормативов потерь, установленных в ранее действовавшем порядке, а также недоказанности налоговым органом обоснованности исчисления налога, исходя из всей суммы добытого полезного ископаемого.
Вывод суда является правильным, соответствует закону и подтверждается материалами дела.
В соответствии с пп. 1, 5 п. 1 ст. 342 НК РФ пределы нормативов потерь полезных ископаемых и пределы нормативов содержания полезных ископаемых в отходах горнодобывающего производства для целей применения налоговой ставки ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь и полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах и отходах, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.01 N 921, нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются и утверждаются Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Между тем, согласно разъяснений Министерства природных ресурсов РФ, Гостехнадзора РФ, МНС РФ (письма от 16.08.02 N ПС-19-46/4467, от 13.08.02 N АС-04-35/472, N ШС-6-21/1388) нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки, при добыче твердых полезных ископаемых, утвержденные в установленном до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 порядке, применяются с 01.01.2002 и повторному утверждению не подлежат.
Согласно п. 2 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, нормативы содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утверждаются в составе проектной документации горнодобывающего или перерабатывающего производства.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что все нормативы, в том числе нормативы потерь при эксплуатации Южно-Шабровского месторождения серпентинита, нормативы выхода блоков, эксплуатационные потери, были утверждены в 1994 году в рабочем проекте строительства карьера, а также с учетом данных нормативов и показателей 2001 года утверждены Госгортехнадзором на 2002 год.
Вывод суда о правомерности применения ставки ноль процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых и по пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, исходя из фактического объема выхода блоков, не превышающих установленную величину, основан на всестороннем и полном исследовании всех доказательств по делу, доводов сторон и в соответствии со ст. 71 АПК РФ является обоснованным.
Оснований для переоценки выводов суда в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Кроме того, выводы налогового органа о занижении налогооблагаемой базы и неправильном расчете налога, сделанные по результатам камеральной проверки налоговой декларации, без исследования первичных бухгалтерских документов нельзя признать обоснованными и доказанными.
При таких обстоятельствах, доначисление налога и привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ является неправомерным.
Уменьшение налоговой санкции, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление декларации по налогу на добычу полезных ископаемых до 1000 руб. судом аргументировано и не противоречит положениям ст. ст. 112, 114 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, направлены на переоценку фактически установленных судом обстоятельств и подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
Решение от 10.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.03 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-19855/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2004 N Ф09-825/04-АК ПО ДЕЛУ N А60-19855/03
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 11 марта 2004 года Дело N Ф09-825/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Сысертскому району Свердловской области на решение от 10.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-19855/03.
В судебном заседании приняли участие представители: налогового органа - Подоксенова О.А., по доверенности от 05.01.04 N 01/3; ООО "Лукойл-Исеть" - Зеленин В.Г., по доверенности от 11.03.04, Валиуллина З.Х., по доверенности от 09.03.04.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Инспекция МНС РФ по Сысертскому району Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ООО "Лукойл-Исеть" о взыскании 352830 руб. налоговых санкций на основании решения от 09.06.2003 N 225.
ООО "Лукойл-Исеть" обратилось с встречным заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 09.06.2003 N 225.
Встречное заявление принято судом в порядке ст. 132 АПК РФ.
Решением суда от 10.10.2003 заявление Инспекции МНС РФ по Сысертскому району Свердловской области удовлетворено частично.
Взыскан с ООО "Лукойл-Исеть" штраф в сумме 1000 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Заявление ООО "Лукойл-Исеть" удовлетворено частично. Оспариваемое решение признано недействительным в части привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ в размере 67034 руб., привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ в размере 275796 руб., начисления налога к уплате в размере 1378980,38 руб. и пени в сумме 72061,94 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2003 того же суда решение оставлено без изменения.
Инспекция МНС РФ по Сысертскому району Свердловской области с судебными актами не согласна, просит в кассационной жалобе решение от 10.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.03 отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 342 НК РФ, ст. ст. 112, 114 НК РФ.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Сысертскому району Свердловской области по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за 4 квартал 2002 года, представленной ООО "Лукойл-Исеть" 03.02.2003, составлена докладная записка от 29.04.2003 N 108, и принято решение от 09.06.2003 N 225 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в виде взыскания штрафа в размере 77034 руб.; на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы в сумме 275796 руб. Кроме того, доначислены налог на добычу полезных ископаемых за 4 квартал 2002 года в сумме 1378980,38 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 72061,94 руб.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых и привлечения к ответственности за неполную уплату налога послужил вывод налогового органа о неподтверждении налогоплательщиком права на применение налоговой ставки ноль процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых и при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств.
Признавая оспариваемое решение недействительным в части доначисления налога, пени и взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, судебные инстанции исходили из правомерности применения обществом нормативов потерь, установленных в ранее действовавшем порядке, а также недоказанности налоговым органом обоснованности исчисления налога, исходя из всей суммы добытого полезного ископаемого.
Вывод суда является правильным, соответствует закону и подтверждается материалами дела.
В соответствии с пп. 1, 5 п. 1 ст. 342 НК РФ пределы нормативов потерь полезных ископаемых и пределы нормативов содержания полезных ископаемых в отходах горнодобывающего производства для целей применения налоговой ставки ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь и полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах и отходах, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.01 N 921, нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются и утверждаются Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Между тем, согласно разъяснений Министерства природных ресурсов РФ, Гостехнадзора РФ, МНС РФ (письма от 16.08.02 N ПС-19-46/4467, от 13.08.02 N АС-04-35/472, N ШС-6-21/1388) нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки, при добыче твердых полезных ископаемых, утвержденные в установленном до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 порядке, применяются с 01.01.2002 и повторному утверждению не подлежат.
Согласно п. 2 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, нормативы содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утверждаются в составе проектной документации горнодобывающего или перерабатывающего производства.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что все нормативы, в том числе нормативы потерь при эксплуатации Южно-Шабровского месторождения серпентинита, нормативы выхода блоков, эксплуатационные потери, были утверждены в 1994 году в рабочем проекте строительства карьера, а также с учетом данных нормативов и показателей 2001 года утверждены Госгортехнадзором на 2002 год.
Вывод суда о правомерности применения ставки ноль процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых и по пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, исходя из фактического объема выхода блоков, не превышающих установленную величину, основан на всестороннем и полном исследовании всех доказательств по делу, доводов сторон и в соответствии со ст. 71 АПК РФ является обоснованным.
Оснований для переоценки выводов суда в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Кроме того, выводы налогового органа о занижении налогооблагаемой базы и неправильном расчете налога, сделанные по результатам камеральной проверки налоговой декларации, без исследования первичных бухгалтерских документов нельзя признать обоснованными и доказанными.
При таких обстоятельствах, доначисление налога и привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ является неправомерным.
Уменьшение налоговой санкции, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление декларации по налогу на добычу полезных ископаемых до 1000 руб. судом аргументировано и не противоречит положениям ст. ст. 112, 114 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, направлены на переоценку фактически установленных судом обстоятельств и подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.03 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-19855/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)