Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2010 N 06АП-1709/2010 ПО ДЕЛУ N А73-18638/2009

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2010 г. N 06АП-1709/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Компас Геосервис": Кузнецовой О.Н. по доверенности от 11.03.2009 N 17;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска: Репкиной Т.С. по доверенности от 31.12.2009 N 48349;
- рассмотрев апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска, общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Компас Геосервис"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.03.2010
по делу N А73-18638/2009 принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Компас Геосервис"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска
о признании недействительным решения от 16.09.2009 N 8279
установил:

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Компас Геосервис" (далее - ООО НПФ "Компас Геосервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - Инспекция ФНС России по Центральному району г. Хабаровска, налоговый орган, инспекция) от 16.09.2009 N 8279.
Решением суда от 12.03.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Решение признано незаконным в части применения налоговых санкций в сумме, превышающей 10 000 рублей по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Также на налоговый орган возложены судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части взыскания государственной пошлины, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить в обжалуемой части.
ООО НПФ "Компас Геосервис" в своей жалобе ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение всех обстоятельств дела.
Представители налогового органа и общества в заседании суда доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что принятый по делу судебный акт не подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 28.04.2009 ООО НПФ "Компас Геосервис" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2008 года, что послужило основанием для проведения камеральной налоговой проверки, в ходе которой инспекцией установлено неправомерное применение обществом понижающего коэффициента 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых по добытому золоту по месторождению реки Таймень. Указанные нарушения отражены в акте от 07.08.2009 N 15333 и 16.09.2009 инспекцией принято решение N 8279 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 51 277 руб. 40 коп. Также налоговым органом доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 256 387 руб. и пеня за просрочку его уплаты в размере 39 532 руб. 30 коп.
Не согласившись с данным ненормативным актом, общество обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
До введения в действие главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" с пользователей недр взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок уплаты таких отчислений регулировался Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") и Инструкцией о порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы от 31.12.1996 N 44 (далее - Инструкция N 44).
В соответствии со статьей 44 Закона "О недрах", пунктом 11 Инструкции N 44 от указанных отчислений освобождались пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.
Налог на добычу полезных ископаемых введен с 01.01.2002. С этой же даты прекращено взимание с пользователей недр, осуществляющих добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Согласно пункту 2 статьи 342 НК РФ налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Таким образом, названной нормой права сохранена льгота по налогу на добычу полезных ископаемых для тех пользователей недр, кто до введения главы 26 НК РФ был освобожден от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
При этом из названной нормы Кодекса следует, что уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 налогоплательщики вправе при наличии одновременно двух условий, а именно: осуществление за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождение по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Согласно пункту 19 Порядка использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений", решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, в соответствии со статьей 12 Закона РФ "О недрах", должны быть прописаны в лицензии. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков, либо в течение всего срока ее действия.
Как следует из материалов дела, ООО НПФ "Компас Геосервис" осуществляет добычу полезных ископаемых по лицензиям ХАБ 00781 БР на геологическое изучение и добычу россыпного золота в долине реки Таймень в среднем течении с левыми притоками, за исключением ранее разведенных запасов и лицензии ХАБ 01782 БР на геологическое изучение и добычу россыпного золота в бассейне верхнего течения реки Таймень, переоформленной 30.08.2004 с лицензии ХАБ 00753 БР и ХАБ 00754 БР от 22.10.1996 в связи с изменение организационно правовой формы организации.
При расчете налога на добычу полезных ископаемых за июль 2008 года общество применило коэффициент 0,7, посчитав, что в указанный период производило поиск и разведку разрабатываемого месторождения полезных ископаемых за счет собственных средств, и то, что оно освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Вместе с тем, применяя пониженный коэффициент общество не учло, что в соответствии с пунктом 2 статьи 342 НК РФ льгота по налогу на добычу полезных ископаемых сохраняется в качестве переходной меры только для лиц, которые пользовались льготой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы до введения в действие главы 26 НК РФ.
Судом установлено, что лицензии ХАБ 00753 БР, ХАБ 00754 БР выданы на основании совместного решения администрации Хабаровского края и Дальневосточного комитета по геологии и использованию недр в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами. Распоряжением от 12.04.2001 N 76 по лицензии ХАБ 00753 БР установлена ставка отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 7,8%.
В дальнейшем, совместным распоряжением администрации Хабаровского края и Департамента природных ресурсов по Дальневосточному региону от 23.04.2002 N 348 "Об уточнении площадей участков недр и установлении регулярных платежей и налоговых ставок в связи с внесением изменений и дополнений в часть вторую НК РФ" с 01.01.2002 установлена ставка на добычу золота в размере 6%, а по запасам золота, утвержденным ранее протоколами ДВТКЗ от 16.12.1999 N 59, от 17.03.2000 N 16 и от 22.11.2000 N 72 как оперативные, в размере 4,2%.
Таким образом, общество на 01.07.2001 не было освобождено от отчислений на воспроизводство минирально-сырьевой базы, в связи с чем не могло применять пониженный коэффициент.
Согласно лицензии ХАБ 00754 БР при ее выдаче ставка отчислений не устанавливалась, поскольку по данной лицензии общество осуществляло только разведку запасов полезных ископаемых. Добычу полезных ископаемых в 2000-2001 годах общество не производило, работы планировались только с 2005 года, затем с 2006 года, что подтверждается актами проверки соблюдения требований законодательства в сфере недропользования 2003-2005 годов.
Следовательно, и по лицензии ХАБ 00754 БР ООО НПФ "Компас Геосервис" на 01.07.2001 не могло являться плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и реализовать свое право на освобождение от этих отчислений как недропользователь, осуществивший за счет собственных средств поиск и разведку месторождения.
Довод общества на то, что ранее налоговый орган подтверждал его право на применение понижающего коэффициента, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются вышеизложенными обстоятельствами.
Таким образом, инспекция правомерно доначислила налог на добычу полезных ископаемых, пени и штрафы, в связи с чем апелляционная жалобы ООО НПФ "Компас Геосервис" не подлежит удовлетворению.
Налоговый орган в своей апелляционной жалобе ссылается на необоснованное взыскание с него государственной пошлины, так как последний на основании п.п. 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты. Данные возражения, отклоняются в силу следующего.
Пунктом 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина, в случае удовлетворения заявленных им требований, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как со стороны по делу.
Действительно, изменения в пункт 1 статьи 333.37 НК РФ, внесенные Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 N 281-ФЗ, освобождают от уплаты государственной пошлины налоговый орган.
В то же время, названная норма не может применяться при решении вопроса о возмещении судебных расходов, в том числе по уплате государственной пошлины, понесенных стороной, в пользу которой вынесен судебный акт, тем более, что в статью 333.40 НК РФ, содержащую исчерпывающий перечень оснований для возврата государственной пошлины из федерального бюджета, соответствующие изменения внесены не были.
Следовательно, указанные изменения, внесенные в статью 333.37 НК РФ, не могут служить основанием для возврата судебных расходов по уплате государственной пошлине заявителю из федерального бюджета.
С учетом изложенного, судебные расходы в виде уплаченной обществом при обращении в суд государственной пошлины в размере 3000 рублей правомерно взысканы с налогового органа.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отменены решения арбитражного суда первой инстанции в данной части.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.03.2010 по делу N А73-18638/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)