Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.09.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-12190/07

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2007 г. по делу N А41-К2-12190/07


"10" сентября 2007 года - оглашена резолютивная часть решения
"17" сентября 2007 года - решение изготовлено в полном объеме
Арбитражный суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Б.
протокол судебного заседания вел судья Б.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Министерства потребительского рынка и услуг Московской области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий-33"
об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции
при участии в заседании
от заявителя: Т. - представитель по доверенности N 32-Д от 20.02.2007 года, паспорт от 20.01.2004 года N 45 06 609376
от ООО "Меркурий-33": К. - представитель по доверенности б/н от 07.08.2007 года, паспорт от 25.12.2003 года N 46 05 524754
установил:

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции Серия ЛМО N 0004476, выданную Обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий-33" (далее по тексту - ООО "Меркурий-33") со сроком действия с 27 декабря 2005 года по 26 декабря 2008 года.
Представитель заявителя в заседании суда заявленные требования полностью поддержал. Изложил свои доводы относительно рассматриваемого спора.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования отклоняет по мотивам, изложенным в возражениях (л.д. 39). Также обратил внимание суда на то, что все отмеченные в предписании требования Обществом выполнены. Общество признает, что допустило правонарушение, но лишение лицензии является очень строгим наказанием.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в качестве доказательств по делу документы, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29 марта 2007 года Министерством потребительского рынка и услуг Московской области было издано Распоряжение N Р-226 о проведении внепланового мероприятия по контролю в отношении ООО "Меркурий-33" (л.д. 8). Данное мероприятие было проведено в целях контроля за соблюдением на территории Московской области законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Предметом мероприятия по контролю является проверка сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В результате проведенной проверки было установлено, что ООО "Меркурий-33" осуществлялась продажа алкогольной продукции (вермут "Мартини Россо" емкостью 0,5 л) маркированной акцизными марками старого образца, введенными Постановлением Правительства Российской Федерации N 17 от 06.01.2000 года "Об образцах акцизных марок для маркировки алкогольной продукции иностранного производства".
Также установлено, что осуществлялась продажа алкогольной продукции (водка "Пристань" емкостью 1 л), маркированной федеральными специальными марками, вызывающими сомнение в их подлинности.
В ходе проведенной проверки был составлен акт проверки предприятия розничной торговли N Р-55 от 11.04.2007 года (л.д. 9) и произведен отбор проб по акту отбора проб алкогольной продукции от 11.04.2007 года N 001-РА (л.д. 13).
Отобранная алкогольная продукция для проведения экспертных исследований федеральных специальных марок Российской Федерации была направлена в экспертно-криминалистический центр ГУВД МО. По результатам исследования составлена справка эксперта N 125/1 от 23.04.2007 года, которая подтвердила маркировку алкогольной продукции поддельными федеральными специальными марками Российской Федерации (л.д. 14 - 16).
К акту проверки N Р-55 от 11.04.2007 года было вынесено предписание, согласно которому Обществу предлагалось представить документы, свидетельствующие о приобретении прибора контроля подлинности и идентификации федеральных специальных марок и акцизных марок, а также Общество обязывалось снять с продажи алкогольную продукцию (водку "Пристань" - остаток 7 бутылок) до принятия Министерством окончательного решения о возможности дальнейшей реализации данной алкогольной продукции (л.д. 12). Как отмечено в предписании, об устранении отмеченных в акте проверки нарушений Общество обязывалось сообщить в письменном виде в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области в срок до 16 апреля 2007 года. Предписание было поручено на руки представителями ООО "Меркурий-33", о чем свидетельствуют подписи на копии документа.
25 апреля 2007 года Министерством потребительского рынка и услуг Московской области был составлен акт мероприятия по контролю, проведенного в отношении ООО "Меркурий-33" (л.д. 17). В данном акте было отмечено, что ООО "Меркурий-33" осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, маркированной поддельными федеральными специальными марками, а также маркированной с нарушением требований законодательства - акцизными марками старого образца. Лицензиат не имел прибора контроля подлинности и идентификации федеральных специальных марок и акцизных марок. Было отмечено, что Обществу выдано предписание к акту проверки от 11.04.2007 года N Р-55. В установленный срок (до 16 апреля 2007 года) предписание не выполнено.
Исходя из характера выявленных нарушений, Комиссией по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции в Московской области 07 июня 2007 года в отношении ООО "Меркурий-33" было принято решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с одновременным приостановлением действия лицензии до вступления решения суда в законную силу (л.д. 18).
ООО "Меркурий-33", возражая против заявленных требований, обращает внимание суда на следующие обстоятельства рассматриваемого спора.
В предписании к акту проверки N Р-55 от 11.04.2007 года указаны два требования, которые необходимо исполнить Обществу: представить документы, свидетельствующие о приобретении прибора контроля подлинности и идентификации федеральных специальных марок и акцизных марок, а также снять с продажи алкогольную продукцию (7 бутылок водки "Пристань") до принятия окончательного решения о возможности дальнейшей реализации данной алкогольной продукции. Данные требования Общество должно было выполнить в срок до 16 апреля 2007 года, т.е. в течение 5-ти дней с момента выдачи предписания.
Как следует из устных пояснений представителя Общества, сообщение о выполнении требований было направлено в адрес Министерства уже после 16 апреля 2007 года ввиду того, что было достаточно проблематично найти в торговой сети города Солнечногорска Московской области за отведенный в предписании 5-дневный срок (учитывая, что 14 и 15 апреля выпадали на выходные дни) прибор подлинности и идентификации федеральных специальных марок и акцизных марок. 20 апреля 2007 года прибор контроля подлинности и идентификации федеральных акцизных марок был приобретен, что подтверждается дополнительно представленными документами - товарной накладной N 213 от 20.04.2007 года, квитанцией к приходному кассовому ордеру N 198 от 20 апреля 2007 года, а также счетом N 412 от 20 апреля 2007 года.
Общество сообщает, что в срок с 11 по 14 апреля 2007 года были сняты с продажи все 12 бутылок, маркированных неправильными акцизными марками (7 бутылок водки "Пристань" и 5 бутылок "Мартино Россо"), что подтверждается актами от 11 апреля 2007 года и от 14 апреля 2007 года (л.д. 47, 48).
Также в акте от 14 апреля 2007 года отмечено, что вермут "Мартино Россо" передан продавцам в личное пользование, так как стоимость продукции высчитана из их зарплаты, как причиненный неумышленный ущерб Обществу.
Также заинтересованное лицо просит суд принять во внимание, что срок действия сертификата соответствия на алкогольную продукцию - вермут "Мартино Россо" - истекал 09 апреля 2007 года (за 2 дня до проведения проверки), и сотрудники Общества не успели своевременно отследить и снять с продажи вермут (сертификат соответствия срок действия с 08.04.2005 года по 09.04.2007 года - л.д. 42).
Представитель заинтересованного лица также сообщил, что в отношении ООО "Меркурий-33" в марте 2007 года Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Клин Московской области проводилась проверка легальности оборота алкогольной продукции. В результате проведенной проверки нарушений легальности оборота алкогольной продукции не установлено, что нашло отражение в справке от 22 марта 2007 года (л.д. 41).
После выполнения отмеченных в предписании требований, Общество направило письмо в адрес Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (письмо б/н от 20 апреля 2007 года - л.д. 49).
Арбитражный суд, делая вывод о допущенном ООО "Меркурий-33" нарушении, учитывает, что в силу п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями и дополнениями) аннулирование лицензии на розничную продажу алкогольной продукции производится в судебном порядке. Причем положения названной нормы не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность суда при наличии указанных в ней условий, принять решение об аннулировании лицензии. Следовательно, суд при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии не может ограничиться только формальной констатацией самого факта оборота алкогольной продукции без акцизных марок и специальных марок или с поддельными марками, не выясняя фактических обстоятельств совершения данного нарушения.
Исходя из позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Судом принимается во внимание, что ранее ООО "Меркурий-33" к ответственности не привлекалось, что в ходе проведенной в марте 2007 года проверки легальности оборота алкогольной продукции нарушений не выявлено, что алкогольная продукция в установленный в предписании срок была снята с продажи, прибор для контроля подлинности и идентификации федеральных акцизных марок Обществом приобретен. Договор с недобросовестным поставщиком в настоящее время расторгнут. ООО "Меркурий-33" признает допущенное нарушение и обязуется впредь подобного не допускать.
Таким образом, на основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для применения к ООО "Меркурий-33" такой серьезной меры принуждения, как аннулирование лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Данная позиция нашла свое отражение в постановлениях вышестоящих судебных инстанций, в частности, Постановлении Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 30.05.2005 года N Ф09-2244/05-С2.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области
решил:

заявленные Министерством потребительского рынка и услуг Московской области требования об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции Серия ЛМО N 0004476, выданной Обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий-33" со сроком действия с 27 декабря 2005 года по 26 декабря 2008 года - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в 10 Апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)