Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 7 февраля 2005 года Дело N А56-31807/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу Коровкиной Е.А. (доверенность от 02.02.2005 N 01-16), рассмотрев 04.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2004 по делу N А56-31807/04 (судья Масенкова И.В.),
Закрытое акционерное общество "ИТЦ "Внутритрубная диагностика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 02.08.2004 N 6491 в части начисления Обществу 42867 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 99000 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 05.10.2004 заявленные требования Общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество с 2003 года перешло на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), то уплата НДС за декабрь 2002 года должна быть произведена в общеустановленном порядке вне зависимости от того, когда поступила выручка за товар.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы и дополнительно пояснил, что 24.01.2005 Общество исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с его ликвидацией, в связи с чем в силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и истечением полномочий по доверенности кассационная инстанция не допустила для участия в деле представителя ликвидированного юридического лица.
В соответствии с положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству налогового органа кассационная инстанция произвела замену Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 25.07.2002 по 31.03.2004. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 05.07.2004 N 08-20/60, на основании которого с учетом представленных Обществом возражений по акту проверки принял решение от 02.08.2004 N 6491.
В ходе проведения проверки Инспекция установила, что Общество с 01.01.2003 перешло на применение УСН.
В соответствии с приказом Общества по учетной политике на 2002 год организация для целей исчисления НДС применяла момент поступления денежных средств в оплату товаров (работ, услуг).
Общество в 2002 году выполнило работы по внутритрубной диагностике по договору от 19.06.2002 N ВТД 754, но в 2002 году оплата от заказчика не поступила.
НДС, уплаченный по данному договору, Общество указало в налоговых декларациях за март и июль 2003 года.
Инспекция полагает, что налогоплательщиком допущено нарушение положений статьи 143 НК РФ, пунктов 19 - 21 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.98 N 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "учетная политика организации" и пункта 1 Письма Министерства финансов от 12.11.96 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с НДС и акцизами", в соответствии с которыми НДС должен быть уплачен за месяц, предшествующий переходу на упрощенную систему налогообложения.
Решением от 02.08.2004 N 6491 налоговый орган доначислил Обществу 495000 руб. НДС за декабрь 2002 года, 42867 руб. пеней за несвоевременную уплату НДС и привлек к ответственности по статье 122 НК РФ в виде взыскания 99000 руб. штрафа.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа в части привлечения его к налоговой ответственности и доначисления пеней.
Кассационная инстанция считает, что, удовлетворяя заявление Общества, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В данном случае Общество выполнило работы в 2002 году, то есть в тот период, когда оно являлось плательщиком НДС, однако не получило за них оплату.
В соответствии со статьей 167 НК РФ моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 настоящей статьи, является:
- - для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
- - для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Как установлено Инспекцией, для Общества моментом определения налоговой базы НДС является день оплаты отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты ими ряда налогов, в том числе НДС, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Таким образом, после 01.01.2003 Общество, перейдя на применение УСН, не является плательщиком НДС.
Однако в соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, если отгрузка товаров (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами была произведена в период до перехода организации или индивидуального предпринимателя на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация или индивидуальный предприниматель перешли на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, то налог исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.
Это означает, что при получении выручки за товары (работы, услуги), реализованные до 01.01.2003, НДС необходимо исчислить и уплатить в бюджет в общеустановленном порядке независимо от того, что организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг).
Судом установлено и Инспекцией не оспаривается, что Общество, получив в 2003 году выручку за работы, реализованные в 2002 году, исчислило и уплатило 495000 руб. НДС в бюджет в полном объеме.
Действующим законодательством не предусмотрено требование об уплате НДС в расчете за месяц, предшествующий переходу на УСН, а названные приказы Министерства финансов Российской Федерации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение налогового органа в обжалуемой части не соответствует положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает законные права и интересы предпринимателя.
Таким образом, принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2004 по делу N А56-31807/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу, - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.02.2005 N А56-31807/04
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2005 года Дело N А56-31807/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Ломакина С.А., Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу Коровкиной Е.А. (доверенность от 02.02.2005 N 01-16), рассмотрев 04.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2004 по делу N А56-31807/04 (судья Масенкова И.В.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ИТЦ "Внутритрубная диагностика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 02.08.2004 N 6491 в части начисления Обществу 42867 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 99000 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 05.10.2004 заявленные требования Общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество с 2003 года перешло на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), то уплата НДС за декабрь 2002 года должна быть произведена в общеустановленном порядке вне зависимости от того, когда поступила выручка за товар.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы и дополнительно пояснил, что 24.01.2005 Общество исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с его ликвидацией, в связи с чем в силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и истечением полномочий по доверенности кассационная инстанция не допустила для участия в деле представителя ликвидированного юридического лица.
В соответствии с положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству налогового органа кассационная инстанция произвела замену Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 25.07.2002 по 31.03.2004. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 05.07.2004 N 08-20/60, на основании которого с учетом представленных Обществом возражений по акту проверки принял решение от 02.08.2004 N 6491.
В ходе проведения проверки Инспекция установила, что Общество с 01.01.2003 перешло на применение УСН.
В соответствии с приказом Общества по учетной политике на 2002 год организация для целей исчисления НДС применяла момент поступления денежных средств в оплату товаров (работ, услуг).
Общество в 2002 году выполнило работы по внутритрубной диагностике по договору от 19.06.2002 N ВТД 754, но в 2002 году оплата от заказчика не поступила.
НДС, уплаченный по данному договору, Общество указало в налоговых декларациях за март и июль 2003 года.
Инспекция полагает, что налогоплательщиком допущено нарушение положений статьи 143 НК РФ, пунктов 19 - 21 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.98 N 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "учетная политика организации" и пункта 1 Письма Министерства финансов от 12.11.96 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с НДС и акцизами", в соответствии с которыми НДС должен быть уплачен за месяц, предшествующий переходу на упрощенную систему налогообложения.
Решением от 02.08.2004 N 6491 налоговый орган доначислил Обществу 495000 руб. НДС за декабрь 2002 года, 42867 руб. пеней за несвоевременную уплату НДС и привлек к ответственности по статье 122 НК РФ в виде взыскания 99000 руб. штрафа.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа в части привлечения его к налоговой ответственности и доначисления пеней.
Кассационная инстанция считает, что, удовлетворяя заявление Общества, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В данном случае Общество выполнило работы в 2002 году, то есть в тот период, когда оно являлось плательщиком НДС, однако не получило за них оплату.
В соответствии со статьей 167 НК РФ моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 настоящей статьи, является:
- - для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
- - для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Как установлено Инспекцией, для Общества моментом определения налоговой базы НДС является день оплаты отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты ими ряда налогов, в том числе НДС, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Таким образом, после 01.01.2003 Общество, перейдя на применение УСН, не является плательщиком НДС.
Однако в соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, если отгрузка товаров (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами была произведена в период до перехода организации или индивидуального предпринимателя на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация или индивидуальный предприниматель перешли на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, то налог исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.
Это означает, что при получении выручки за товары (работы, услуги), реализованные до 01.01.2003, НДС необходимо исчислить и уплатить в бюджет в общеустановленном порядке независимо от того, что организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг).
Судом установлено и Инспекцией не оспаривается, что Общество, получив в 2003 году выручку за работы, реализованные в 2002 году, исчислило и уплатило 495000 руб. НДС в бюджет в полном объеме.
Действующим законодательством не предусмотрено требование об уплате НДС в расчете за месяц, предшествующий переходу на УСН, а названные приказы Министерства финансов Российской Федерации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение налогового органа в обжалуемой части не соответствует положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает законные права и интересы предпринимателя.
Таким образом, принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2004 по делу N А56-31807/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Санкт-Петербургу, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу, - без удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
МОРОЗОВА Н.А.
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
МОРОЗОВА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)