Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.01.2007 ПО ДЕЛУ N А64-1311/06-19

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 17 января 2007 г. Дело N А64-1311/06-19
от 15 января 2007 г.



Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2006 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2006 по делу N А64-1311/06-19,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Тамбовкоммунпроект" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными уведомлений Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тамбову (далее - Инспекция, налоговый орган) N 15-47/026888 и N 329 от 14.12.2005 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит их отменить.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Общество в порядке, установленном ст. 346.13 НК РФ, обратилось 10.12.2004 в Инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Налоговый орган, рассмотрев заявление Общества, уведомлением N 1952 от 11.01.2005 сообщил о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2005.
Впоследствии Инспекция 14.12.2005 направила в адрес налогоплательщика письмо N 15-47/026888, которым сообщила о неправомерности перехода Обществом в 2005 году на упрощенную систему налогообложения, поскольку доля участия в нем других организаций составляет более 25%, что в силу пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не позволяет применять ему указанный режим налогообложения, указав на необходимость представления бухгалтерской и налоговой отчетности.
Также 30.11.2005 Общество обратилось с заявлением о переходе с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения, рассмотрев которое, Инспекция уведомлением N 329 от 14.12.2005 сообщила о невозможности применения такой системы по тем же основаниям, что и в письме N 15-47/026888.
Полагая, что указанные письмо N 15-47/026888 и уведомление N 329 от 14.12.2005 не соответствуют законодательству о налогах и сборах, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, установив, что Общество создано путем преобразования в него ОГУП "Проектная контора "Тамбовкоммунпроект" в соответствии с Федеральным законом РФ N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также что единственным акционером Общества до 18.11.2005 являлась Тамбовская область в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, который не может быть признан организацией в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует данный термин, пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для возврата налогоплательщика с 01.01.2005 к общему режиму налогообложения и отказа ему в переходе на такой режим с 01.01.2006.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, приняли обоснованные судебные акты по существу спора.
В силу ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством о налогах и сборах. При этом переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
Таким образом, законодатель ограничил круг лиц, имеющих право применения упрощенной системы налогообложения, исключив при этом из них категории плательщиков, указанных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, в том числе организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (пп. 14).
Статьей 11 НК РФ определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Для целей Налогового кодекса РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).
В силу ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством субъекты Российской Федерации являются самостоятельными субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами.
Кроме того, в соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
С учетом изложенного гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
При таком правовом регулировании субъекты Российской Федерации в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, с момента создания Общества единственным акционером являлась Тамбовская область в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, а с 18.11.2005 - Коротких И.Н.
Следовательно, поскольку единственный акционер Общества - Тамбовская область не является организацией, то оно не подпадает под категорию лиц, неправомочных применять в 2005 году упрощенную систему налогообложения по основанию, указанному в пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Кроме того, порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения устанавливаются ст. 346.13 НК РФ, в соответствии с п. 3 которой налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 205-ФЗ п. 4 ст. 346.13 дополнен словами "или налогоплательщик перестал отвечать требованиям, установленным пп. 14 и 15 п. 3 ст. 346.12 настоящего Кодекса".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 205-ФЗ "О внесении изменений в ст. 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" названный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения.
Учитывая, что указанный Федеральный закон опубликован в "Российской газете" 31.12.2004 N 292 и месячный срок со дня опубликования Федерального закона истекает 31.01.2005, а также то, что очередной налоговый период, наступающий после этой даты, начинается с 01.01.2006, то вышеназванный Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2006.

Следовательно, оснований для перевода Общества, ранее правомерно перешедшего на упрощенную систему налогообложения и применяющего ее в 2005 году, на общий режим налогообложения у налогового органа не имелось.
Поскольку основанием для отказа в применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с 01.01.2006 послужили те же основания, что и для отказа в ее применении в 2005 году, суд также пришел к обоснованному выводу о недействительности уведомления N 329 от 14.12.2005.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на доводы, являвшиеся обоснованием его позиции по делу, они не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.06.2006 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2006 по делу N А64-1311/06-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)