Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 28 апреля 2004 г. Дело N А41-К2-2460/04
Арбитражный суд Московской области в составе судьи К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Мосэнерго" к ИМНС по г. Ногинску о признании незаконным бездействия, при участии в заседании представителей: от истца - П., К., от ответчика - Б.,
ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконным бездействия ИМНС по г. Ногинску, выразившегося в применении повышенной ставки земельного налога в отношении земель промышленности, расположенных вне населенных пунктов, и обязании снять с учетной карточки налогоплательщика - Ногинских электрических сетей - филиала "Мосэнерго" суммы произведенных доначислений.
В ходе судебного разбирательства истцом в порядке ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которыми он просит признать недействительным решение ИМНС по г. Ногинску N 99 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.03.02 в части пп. "а" и "б" п. 2.1.
Ходатайство истца арбитражным судом удовлетворено.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что им применяются ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления с учетом коэффициентов, предусмотренных Законом Московской области "О плате за землю в Московской области".
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.
Истец является плательщиком земельного налога за земельные участки, расположенные вне населенных пунктов, общей площадью 36,789 га, предоставленные ему в бессрочное (постоянное) пользование.
ИМНС по г. Ногинску была проведена выездная налоговая проверка ответчика за период с 1999 г. по 2001 г., результаты которой отражены в акте проверки N 99 от 20.02.2002.
На основании указанного акта заместителем руководителя ИМНС 29.03.2002 вынесено решение о доначислении истцу земельного налога в сумме 327502 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 96198 руб. и о привлечении ответчика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 65500 руб.
Истец просит признать недействительным решение ИМНС по г. Ногинску N 99 от 29.03.2002 в части пп. "а" и "б" п. 2.1, ссылаясь на неправомерное применение при исчислении земельного налога повышающих коэффициентов, установленных ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", решениями Совета депутатов Ногинского района Московской области N 146-20 от 25.02.00 и N 186/29 от 30.11.00.
Арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании, что у истца имеются в пользовании земельные участки общей площадью 36,789 га, расположенные на землях промышленности вне границ поселений.
Данные обстоятельства также подтверждены соглашением по делу, подписанному представителями сторон в порядке ст. 70 АПК РФ.
Порядок исчисления и взимания налога за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности определен ст. 9 Закона РФ "О плате за землю" в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1) к настоящему Закону для поселений численностью до 20 тысяч человек.
Данная ставка, согласно указанной таблице, составляет 1 рубль за квадратный метр в расчете за год, и, следовательно, начальная ставка (без применения коэффициентов индексации) земельного налога за земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, составляет 0,2 руб. за кв. м.
ИМНС по г. Ногинску ссылается на то, что при установлении ставок земельного налога Советом депутатов Ногинского района применен повышающий коэффициент "4", установленный ст. 2 (приложение 1) Закона Московской области "О плате за землю Московской области" N 18/95-03 от 16.06.1995 с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с указанной нормой средние ставки земельного налога за земли всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств, на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", в том числе за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Арбитражный суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.
Приложение N 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Данная таблица имеет отношение к ст. 8 указанного Закона, в которой имеется прямое указание для применения средних ставок налога, согласно данной таблице, при исчислении налога за городские (поселковые) земли.
Факт расположения спорных земельных участков вне границ населенных пунктов налоговой инспекцией не оспаривается и признан представителем ответчика в судебном заседании.
Ст. 9 данного Закона, устанавливающая порядок исчисления налога за спорные земли, не содержит указаний на применение вышеуказанной таблицы.
Кроме того, в таблице 2 Приложения N 2 Закона РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
Поскольку в Законе "О плате за землю" не содержится определений понятий "курортный район и зона отдыха", в силу ст. 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий, в то время как спорные земельные участки, согласно ст. 90 данного Кодекса, относятся к землям промышленности и не могут являться землями рекреационного назначения.
Установление субъектом РФ повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога за земли промышленности разделом 3 Закона РФ "О плате за землю" и ст. 53 НК РФ также не предусмотрено.
В соответствии с Федеральным законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1).
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований (ст. 3).
Территория, занимаемая предприятием, по смыслу указанного Закона не может быть отнесена к курортным зонам.
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Кроме того, места рекреации в Ногинском районе утверждены постановлением главы Ногинского района N 586 от 09.04.2002, и земельный участок истца к таким местам не относится.
Т.о., расчет земельного налога без применения указанного коэффициента "4" произведен истцом в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 9 Закона РФ "О плате за землю", и правовых оснований для доначисления указанного налога у налоговой инспекции не имеется.
Кроме того, решением Арбитражного суда Московской области от 19.06.2002 по делу А41-К2-7209/02 ИМНС по г. Ногинску о взыскании с ОАО "Мосэнерго" штрафных санкций по обжалуемому решению налогового органа отказано.
При рассмотрении данного дела судом установлены обстоятельства, касающиеся применения повышающих коэффициентов, установленных Законом Московской области "О плате за землю в Московской области".
Данное решение суда вступило в законную силу, в связи с чем в соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При изложенных обстоятельствах решение ИМНС по г. Ногинску N 99 от 29.03.02 в части пп. "а", "б" п. 2.1 подлежит признанию недействительным как противоречащее действующему законодательству.
Доводы ответчика о том, что при расчете земельного налога необходимо применять повышающие коэффициенты, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" и решениями Совета депутатов Ногинского района N 146-20 от 25.02.00 и N 186/29 от 30.11.2000, которые являются действующими нормативными актами, не могут быть приняты арбитражным судом, поскольку п. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает прямое действие Федерального закона в случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в РФ.
Кроме того, п. 2 ст. 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд установил при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 104, 167 - 170, 176, 201, 319 АПК РФ, арбитражный суд
иск удовлетворить.
Признать недействительным решение ИМНС по г. Ногинску N 99 от 29.03.02 в части доначисления земельного налога в сумме 327502 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 96198 руб.
Возвратить ОАО "Мосэнерго" (филиал Ногинские электрические сети) из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.
Исполнительный лист и справку выдать в порядке ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.04.2004 ПО ДЕЛУ N А41-К2-2460/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2004 г. Дело N А41-К2-2460/04
Арбитражный суд Московской области в составе судьи К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Мосэнерго" к ИМНС по г. Ногинску о признании незаконным бездействия, при участии в заседании представителей: от истца - П., К., от ответчика - Б.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконным бездействия ИМНС по г. Ногинску, выразившегося в применении повышенной ставки земельного налога в отношении земель промышленности, расположенных вне населенных пунктов, и обязании снять с учетной карточки налогоплательщика - Ногинских электрических сетей - филиала "Мосэнерго" суммы произведенных доначислений.
В ходе судебного разбирательства истцом в порядке ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которыми он просит признать недействительным решение ИМНС по г. Ногинску N 99 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.03.02 в части пп. "а" и "б" п. 2.1.
Ходатайство истца арбитражным судом удовлетворено.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что им применяются ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления с учетом коэффициентов, предусмотренных Законом Московской области "О плате за землю в Московской области".
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.
Истец является плательщиком земельного налога за земельные участки, расположенные вне населенных пунктов, общей площадью 36,789 га, предоставленные ему в бессрочное (постоянное) пользование.
ИМНС по г. Ногинску была проведена выездная налоговая проверка ответчика за период с 1999 г. по 2001 г., результаты которой отражены в акте проверки N 99 от 20.02.2002.
На основании указанного акта заместителем руководителя ИМНС 29.03.2002 вынесено решение о доначислении истцу земельного налога в сумме 327502 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 96198 руб. и о привлечении ответчика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 65500 руб.
Истец просит признать недействительным решение ИМНС по г. Ногинску N 99 от 29.03.2002 в части пп. "а" и "б" п. 2.1, ссылаясь на неправомерное применение при исчислении земельного налога повышающих коэффициентов, установленных ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", решениями Совета депутатов Ногинского района Московской области N 146-20 от 25.02.00 и N 186/29 от 30.11.00.
Арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании, что у истца имеются в пользовании земельные участки общей площадью 36,789 га, расположенные на землях промышленности вне границ поселений.
Данные обстоятельства также подтверждены соглашением по делу, подписанному представителями сторон в порядке ст. 70 АПК РФ.
Порядок исчисления и взимания налога за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности определен ст. 9 Закона РФ "О плате за землю" в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1) к настоящему Закону для поселений численностью до 20 тысяч человек.
Данная ставка, согласно указанной таблице, составляет 1 рубль за квадратный метр в расчете за год, и, следовательно, начальная ставка (без применения коэффициентов индексации) земельного налога за земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, составляет 0,2 руб. за кв. м.
ИМНС по г. Ногинску ссылается на то, что при установлении ставок земельного налога Советом депутатов Ногинского района применен повышающий коэффициент "4", установленный ст. 2 (приложение 1) Закона Московской области "О плате за землю Московской области" N 18/95-03 от 16.06.1995 с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с указанной нормой средние ставки земельного налога за земли всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств, на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", в том числе за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Арбитражный суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.
Приложение N 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Данная таблица имеет отношение к ст. 8 указанного Закона, в которой имеется прямое указание для применения средних ставок налога, согласно данной таблице, при исчислении налога за городские (поселковые) земли.
Факт расположения спорных земельных участков вне границ населенных пунктов налоговой инспекцией не оспаривается и признан представителем ответчика в судебном заседании.
Ст. 9 данного Закона, устанавливающая порядок исчисления налога за спорные земли, не содержит указаний на применение вышеуказанной таблицы.
Кроме того, в таблице 2 Приложения N 2 Закона РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
Поскольку в Законе "О плате за землю" не содержится определений понятий "курортный район и зона отдыха", в силу ст. 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий, в то время как спорные земельные участки, согласно ст. 90 данного Кодекса, относятся к землям промышленности и не могут являться землями рекреационного назначения.
Установление субъектом РФ повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога за земли промышленности разделом 3 Закона РФ "О плате за землю" и ст. 53 НК РФ также не предусмотрено.
В соответствии с Федеральным законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1).
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований (ст. 3).
Территория, занимаемая предприятием, по смыслу указанного Закона не может быть отнесена к курортным зонам.
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Кроме того, места рекреации в Ногинском районе утверждены постановлением главы Ногинского района N 586 от 09.04.2002, и земельный участок истца к таким местам не относится.
Т.о., расчет земельного налога без применения указанного коэффициента "4" произведен истцом в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 9 Закона РФ "О плате за землю", и правовых оснований для доначисления указанного налога у налоговой инспекции не имеется.
Кроме того, решением Арбитражного суда Московской области от 19.06.2002 по делу А41-К2-7209/02 ИМНС по г. Ногинску о взыскании с ОАО "Мосэнерго" штрафных санкций по обжалуемому решению налогового органа отказано.
При рассмотрении данного дела судом установлены обстоятельства, касающиеся применения повышающих коэффициентов, установленных Законом Московской области "О плате за землю в Московской области".
Данное решение суда вступило в законную силу, в связи с чем в соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При изложенных обстоятельствах решение ИМНС по г. Ногинску N 99 от 29.03.02 в части пп. "а", "б" п. 2.1 подлежит признанию недействительным как противоречащее действующему законодательству.
Доводы ответчика о том, что при расчете земельного налога необходимо применять повышающие коэффициенты, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" и решениями Совета депутатов Ногинского района N 146-20 от 25.02.00 и N 186/29 от 30.11.2000, которые являются действующими нормативными актами, не могут быть приняты арбитражным судом, поскольку п. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает прямое действие Федерального закона в случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в РФ.
Кроме того, п. 2 ст. 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд установил при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 104, 167 - 170, 176, 201, 319 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Признать недействительным решение ИМНС по г. Ногинску N 99 от 29.03.02 в части доначисления земельного налога в сумме 327502 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 96198 руб.
Возвратить ОАО "Мосэнерго" (филиал Ногинские электрические сети) из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.
Исполнительный лист и справку выдать в порядке ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)