Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.07.2009 N Ф09-5244/09-С2 ПО ДЕЛУ N А60-32550/2008-С6

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2009 г. N Ф09-5244/09-С2


Дело N А60-32550/2008-С6

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Наумовой Н.В., Беликова М.Б.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2009 по делу N А60-32550/2008-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Белоногова Е.В. (доверенность от 23.02.2008);
- открытого акционерного общества "Кондитерское объединение "СладКо" - (далее - общество, налогоплательщик) - Кушкарева Е.Э. (доверенность от 31.12.2008).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции по учету как неисполненной обязанности общества по уплате налогов на общую сумму 6 411 000 руб. (налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 4 320 000 руб., налог на имущество в сумме 500 000 руб., налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 583 366 руб. 67 коп., налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 1 077 633 руб. 33 коп., отражению в лицевом счете общества (карточке "РСБ") указанных сумм налогов как недоимки и выдаче справки N 1184 о состоянии расчетов общества по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.09.2008 с указанием данных сумм как недоимки; признании незаконными действий инспекции по отражению в лицевом счете общества (карточке "РСБ") недоимки в сумме 1 041 651 руб. 10 коп., переплаты в сумме 3 601 352,07 руб., принятой от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 14 по Республике Татарстан) в составе сведений по лицевому счету общества по месту нахождения обособленного подразделения (Казанского филиала), в том числе, налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 117 476 руб. 56 коп., пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 462 630 руб. 37 коп., пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 7 545 руб. 92 руб., пеней по налогу на имущество в сумме 238 841 руб. 43 коп., пеней по водному налогу в сумме 250 руб. 97 коп., штрафов по водному налогу в сумме 11 207 руб. 56 коп., пеней по налогу на прибыль с иностранных организаций в сумме 3 866 руб. 60 коп., пеней по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 37 951 руб. 52 коп., пеней по ЕСН, зачисляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 17 233 руб. 91 коп., пеней по ЕСН, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 251 руб. 05 коп., ЕСН, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, (далее - ТФОМС), в сумме 4 406 руб. 19 коп., пеней по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, в сумме, 12 437 руб. 17 коп., пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации (страховая часть) в сумме 27 327 руб. 12 коп., страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (накопительная часть) в сумме 80 коп., пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации (накопительная часть) в сумме 2 636 руб. 96 коп., и выдаче справки N 1184 о состоянии расчетов общества сумм налогов как недоимки (переплаты); обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, взносов, пеней и налоговых санкций без записи о наличии оспоренных сумм недоимок (переплат).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2009 (судья Гнездилова Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 (судьи Сафонова С.Н., Богданова Р.А., Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, полагая, что выводы судов не соответствуют материалам дела. По мнению инспекции, действия налогового органа по отражению спорных сумм в карточке лицевого счета осуществлены в соответствии с ведомственными нормативными актами, регулирующими порядок передачи данных лицевого счета налогоплательщика от одного налогового органа в другой.

Проверив законность и обоснованность доводов инспекции, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что отсутствуют основания для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела, по запросу общества инспекцией представлена справка N 1184 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.09.2008.
В данной справке инспекцией отражены суммы недоимки и переплаты по налогам, пеням и штрафным санкциям по состоянию на указанную дату, в частности налоговые платежи, уплаченные открытым акционерным обществом "Кондитерская фабрика "Волжанка" (далее - общество "Волжанка") в 1998 году и не поступившие на счета по учету доходов бюджета, в сумме 6 411 000 руб. (деятельность общества "Волжанка" прекращена 31.07.2007 в результате реорганизации в форме присоединения к налогоплательщику); недоимка в сумме 1 041 651 руб. 10 коп. и переплата в сумме 3 601 352 руб. 07 коп., числящихся по лицевому счету общества в Инспекции МНС России по Вахитовскому району г. Казани, включенные заинтересованным лицом в лицевую карточку налогоплательщика, согласно принятому 21.08.2008 сальдо расчетов с бюджетом от Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан по предприятию Казанский филиал открытого акционерного общества "Кондитерское объединение "СладКо" (снят с учета в декабре 2003 года в связи с ликвидацией обособленного подразделения - филиала).
Полагая, что содержание справки не соответствует реальным сведениям и нарушает его права, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.




Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суды, с учетом требований, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2008 N 24-П "По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - постановление от 12.10.1998 N 24-П), пришли к выводу о том, что обязанность по уплате налога в сумме 6 411 000 руб. обществом добросовестно исполнена, а наличие недоимки и переплаты по налогам инспекцией не доказано.
Выводы судов являются обоснованными и соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу с п. 3 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента представления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Согласно позиции, изложенной в постановлении от 12.10.1998 N 24-П, п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, признан соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку он означает уплату налога добросовестным налогоплательщиком со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный счет.
Судами с учетом требований, предусмотренных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что письмом филиала общества "Поволжский" в адрес открытого акционерного общества АБ "Инкомбанк" от 15.03.2001 N 405/829 подтверждается перечисление обществом денежных средств платежными поручениями от 12.10.1998 N 293, от 06.10.1998 N 206 (л. д. 61 - 62 т. 1), которые в период с 30.09.2008 по 12.10.2008 были списаны указанным банком с расчетного счета общества "Волжанка", но не поступили в бюджет в связи с недобросовестными действиями названного банка. Списание с расчетного счета подтверждается письмами Государственной налоговой инспекции по г. Ульяновску от 11.08.1999 N 16-07/4582, инспекции от 04.08.2008 N 06-22/7103. Инспекция не отрицает ни факт уплаты обществом налогов на указанную сумму, ни факт списания открытым акционерным обществом АБ "Инкомбанк" с расчетного счета налогоплательщика уплаченных сумм налогов, кроме того, действия общества по перечислению указанной суммы судами признаны добросовестными.
Доказательств обратного инспекцией в материалы дела не представлено.
Таким образом, вывод судов о том, что обязанность налогоплательщика (как правопреемника общества "Волжанка") по уплате налогов на общую сумму 6 411 000 руб. по указанным платежным поручениям является надлежащим образом исполненной, соответствует содержанию и смыслу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации и материалам настоящего дела.
Как видно из материалов рассматриваемого дела, общество с 2001 г. находилось на налоговом учете в Инспекции МНС России по Вахитовскому району г. Казани (впоследствии Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан) по месту нахождения своего обособленного подразделения - Казанского филиала общества.
В связи с ликвидацией 25.12.2003 г. Казанского филиала налогоплательщика, общество снято с налогового учета в г. Казани, 21.08.2008 инспекцией принято сальдо расчетов с бюджетом от Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан по Казанскому филиалу общества. В связи со снятием с учета в адрес налогового органа переданы справка N 73893 о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 11.06.2008, акт сверки расчетов по налогам N 3429 по состоянию расчетов на 11.06.2008 без подписи налогоплательщика.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан перед передачей сальдо расчетов по лицевому счету налогоплательщика сверка задолженности не проводилась, а уведомление о проведении сверки расчетов с бюджетом с самим налогоплательщиком инспекцией направлено 17.06.2008 по адресу обособленного подразделения, которое было снято с налогового учета 25.12.2003. Судами также при рассмотрении дела по существу при оценке переданного сальдо расчетов приняты во внимание результаты рассмотрения по делам N А60-41504/2005 и N А60-12564/2007 и факт уплаты обществом налогов, пеней и штрафов, правомерность начисления которых установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Свердловской области по вышеуказанным делам.
Иных документов в подтверждение реальности переданных в инспекцию сумм недоимок и переплат налога в порядке, предусмотренном ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком в материалы настоящего дела не представлено.
Привлеченная в качестве третьего лица Межрайонная ИФНС России N 14 по Республике Татарстан указанных документов в материалы настоящего дела также не представила.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика.
Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению") справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Таким образом, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
С учетом данных обстоятельств выводы судов о нарушении прав налогоплательщика и недоказанности наличия у общества задолженности в сумме 1 041 651 руб. и переплаты в сумме 3 601 352 руб. 07 коп. соответствуют материалам настоящего дела и не противоречат положениям ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка инспекции на ведомственный нормативный акт - Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165@, регулирующие передачу данных лицевого счета и данных справки о состоянии расчетов N 73893, переданной Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан, в силу ст. 65 и п. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно судами не принята во внимание.
В связи с вышеизложенным не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2009 по делу N А60-32550/2008-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
МЕНЬШИКОВА Н.Л.

Судьи
НАУМОВА Н.В.
БЕЛИКОВ М.Б.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)