Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 мая 2005 года Дело N Ф04-2974/2005(11375-А70-32)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационные жалобы открытого акционерного общества "Химволокно Амтел-Кузбасс" к инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Кемерово на решение от 15.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14589/2004-2 по заявлению открытого акционерного общества "Химволокно Амтел-Кузбасс" к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово,
Открытое акционерное общество "Химволокно Амтел-Кузбасс" г. Кемерово (далее по тексту ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным в части решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее по тексту Инспекция) N 276 от 25.06.2004.
В обоснование заявленного требования ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" указало на нарушение Инспекцией при принятии решения норм материального права, а именно статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, в результате чего заявителю доначислены налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. Общество считает, что налогоплательщик незаконно привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату налогов.
Решением суда от 15.10.2004 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Инспекции N 276 от 25.06.2004 в части: пункта 1.1 решения, в части наложения штрафа за занижение единого социального налога на сумму 243 рубля; пункта 1.2 решения, в части наложения штрафа за неперечисление налога на доходы физических лиц на сумму 8462 рубля; пункта 2.1 подпункта "б" решения, в части предложения уплатить единый социальный налог в сумме 1217 рублей; пункта 2.1 подпункта "в" решения, в части предложения уплатить пени за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 11613 рублей и пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 648 рублей.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что денежная компенсация, выплачиваемая работодателем своему работнику в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц как компенсация, выплачиваемая в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2005 решение от 14.10.2004 изменено. Суд апелляционной инстанции отказал ОАО "Химволокно Амтелл-Кузбасс" в признании незаконным решения Инспекции N 276 от 25.06.2004 в части пунктов 1.2, 2.1 "в" о взыскании суммы 11613 рублей налога на доходы физических лиц. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Инспекции, судебными инстанциями не учтено то обстоятельство, что компенсационные выплаты, производимые отдельным категориям граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (в редакции Указа Президента РФ от 08.02.2001 N 136), не подпадают под действие подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (суммы, не подлежащие налогообложению), следовательно, в 2001 году налогоплательщики должны были исчислять и уплачивать единый социальный налог с компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет.
В кассационной жалобе ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс", судом апелляционной инстанции не учтено то обстоятельство, что денежная компенсация, выплачиваемая работодателем своему работнику в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, является компенсационной выплатой, связанной с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, и в силу статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" просит оставить без изменения состоявшиеся судебные акты, кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Отзыва на кассационную жалобу ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" Инспекцией не представлено.
Судебная коллегия кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалоб, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу Общества подлежащей удовлетворению, жалобу налогового органа - необоснованной.
Как следует из материалов дела, в период с 26.02.2004 по 28.04.2004 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов. По результатам налоговой проверки составлен акт N 249 от 27.05.2004. С учетом представленных налогоплательщиком возражений вынесено решение N 276 от 25.06.2004, которым Общество привлечено к налоговой ответственности.
Считая решение Инспекции незаконным, ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает выводы суда апелляционной инстанции необоснованными исходя из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса (в редакции, действующей в проверяемый период) объектом налогообложения для исчисления ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. Вместе с тем подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса установлено, что не подлежат обложению ЕСН государственные пособия и все виды компенсационных выплат, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Ежемесячные компенсационные выплаты матерям, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятием и находящимся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, произведенные ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс", установлены с 01.01.2001 Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
Компенсационная выплата, установленная вышеназванными нормативными актами, по своей правовой природе близка к понятиям "пособие" и "компенсация" применительно к положениям пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса. В связи с вышеизложенным вывод суда о том, что суммы компенсационных выплат матерям по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста не подлежат обложению единым социальным налогом в 2001 году, является правильным и поддерживается кассационной инстанцией.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с 01.01.2001 установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей, в том числе компенсационные выплаты матерям по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
Суд апелляционной инстанции, изменив решение в части взыскания налога с компенсационных выплат матерям, состоящим в трудовых отношениях с Обществом, за 2002 год и полагая, что названные компенсации подлежат налогообложению, сделал ошибочный вывод, который противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет является гарантией, обеспечиваемой государством из средств соответствующего бюджета, путем перечисления их организациям, с которыми лица, имеющие право на пособие, состоят в трудовых отношениях, либо в соответствии со статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, путем направления средств в социальные фонды (для выплаты неработающим матерям).
Таким образом, выплата пособий в данном случае к налоговым правоотношениям не относится в силу закона и не подлежит налогообложению согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция учитывает при этом правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П, о том, что компенсационная выплата, установленная названным Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110, подпадает под понятие гарантий и компенсаций применительно к положениям статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит обложению единым социальным налогом.
Таким образом, постановление суда апелляционной инстанции, исходя из вышеизложенного, подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, а решение суда первой инстанции в этой части соответствует нормам материального права и оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановление апелляционной инстанции от 14.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14589/2004-2 отменить, оставить в силе решение суда от 15.10.2004 по этому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2005 N Ф04-2974/2005(11375-А70-32), Ф04-2974/2005(11699-А27-32) ПО ДЕЛУ N А27-14589/2004-2
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 17 мая 2005 года Дело N Ф04-2974/2005(11375-А70-32)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационные жалобы открытого акционерного общества "Химволокно Амтел-Кузбасс" к инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Кемерово на решение от 15.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14589/2004-2 по заявлению открытого акционерного общества "Химволокно Амтел-Кузбасс" к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Химволокно Амтел-Кузбасс" г. Кемерово (далее по тексту ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным в части решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее по тексту Инспекция) N 276 от 25.06.2004.
В обоснование заявленного требования ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" указало на нарушение Инспекцией при принятии решения норм материального права, а именно статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, в результате чего заявителю доначислены налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. Общество считает, что налогоплательщик незаконно привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату налогов.
Решением суда от 15.10.2004 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Инспекции N 276 от 25.06.2004 в части: пункта 1.1 решения, в части наложения штрафа за занижение единого социального налога на сумму 243 рубля; пункта 1.2 решения, в части наложения штрафа за неперечисление налога на доходы физических лиц на сумму 8462 рубля; пункта 2.1 подпункта "б" решения, в части предложения уплатить единый социальный налог в сумме 1217 рублей; пункта 2.1 подпункта "в" решения, в части предложения уплатить пени за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 11613 рублей и пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 648 рублей.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что денежная компенсация, выплачиваемая работодателем своему работнику в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц как компенсация, выплачиваемая в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2005 решение от 14.10.2004 изменено. Суд апелляционной инстанции отказал ОАО "Химволокно Амтелл-Кузбасс" в признании незаконным решения Инспекции N 276 от 25.06.2004 в части пунктов 1.2, 2.1 "в" о взыскании суммы 11613 рублей налога на доходы физических лиц. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Инспекции, судебными инстанциями не учтено то обстоятельство, что компенсационные выплаты, производимые отдельным категориям граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (в редакции Указа Президента РФ от 08.02.2001 N 136), не подпадают под действие подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (суммы, не подлежащие налогообложению), следовательно, в 2001 году налогоплательщики должны были исчислять и уплачивать единый социальный налог с компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет.
В кассационной жалобе ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс", судом апелляционной инстанции не учтено то обстоятельство, что денежная компенсация, выплачиваемая работодателем своему работнику в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, является компенсационной выплатой, связанной с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, и в силу статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" просит оставить без изменения состоявшиеся судебные акты, кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Отзыва на кассационную жалобу ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" Инспекцией не представлено.
Судебная коллегия кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалоб, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу Общества подлежащей удовлетворению, жалобу налогового органа - необоснованной.
Как следует из материалов дела, в период с 26.02.2004 по 28.04.2004 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов. По результатам налоговой проверки составлен акт N 249 от 27.05.2004. С учетом представленных налогоплательщиком возражений вынесено решение N 276 от 25.06.2004, которым Общество привлечено к налоговой ответственности.
Считая решение Инспекции незаконным, ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает выводы суда апелляционной инстанции необоснованными исходя из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса (в редакции, действующей в проверяемый период) объектом налогообложения для исчисления ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. Вместе с тем подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса установлено, что не подлежат обложению ЕСН государственные пособия и все виды компенсационных выплат, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Ежемесячные компенсационные выплаты матерям, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятием и находящимся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, произведенные ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс", установлены с 01.01.2001 Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
Компенсационная выплата, установленная вышеназванными нормативными актами, по своей правовой природе близка к понятиям "пособие" и "компенсация" применительно к положениям пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса. В связи с вышеизложенным вывод суда о том, что суммы компенсационных выплат матерям по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста не подлежат обложению единым социальным налогом в 2001 году, является правильным и поддерживается кассационной инстанцией.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с 01.01.2001 установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей, в том числе компенсационные выплаты матерям по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
Суд апелляционной инстанции, изменив решение в части взыскания налога с компенсационных выплат матерям, состоящим в трудовых отношениях с Обществом, за 2002 год и полагая, что названные компенсации подлежат налогообложению, сделал ошибочный вывод, который противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет является гарантией, обеспечиваемой государством из средств соответствующего бюджета, путем перечисления их организациям, с которыми лица, имеющие право на пособие, состоят в трудовых отношениях, либо в соответствии со статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, путем направления средств в социальные фонды (для выплаты неработающим матерям).
Таким образом, выплата пособий в данном случае к налоговым правоотношениям не относится в силу закона и не подлежит налогообложению согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция учитывает при этом правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П, о том, что компенсационная выплата, установленная названным Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110, подпадает под понятие гарантий и компенсаций применительно к положениям статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит обложению единым социальным налогом.
Таким образом, постановление суда апелляционной инстанции, исходя из вышеизложенного, подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, а решение суда первой инстанции в этой части соответствует нормам материального права и оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 14.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14589/2004-2 отменить, оставить в силе решение суда от 15.10.2004 по этому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)