Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 14.04.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.2008 по делу N А05-11822/2008 (судья Звездина Л.В.),
общество с ограниченной ответственностью "Беломорстрой" (далее - общество, ООО "Беломорстрой") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 03.10.2008 N 24-19/048550 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика-организации без согласия налогового органа в виде приостановления операций по счетам в Архангельском филиале ОАО КБ "Севергазбанк" всех расходных операций по расчетному счету ООО "Беломорстрой" в сумме 8 599 160 руб.
Решением суда от 11.12.2008 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит решение, принятое, по ее мнению, с неправильным применением судами норм материального права, отменить и отказать обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке могут быть приняты руководителем налогового органа только после направления требования об уплате налога, то есть после вступления в силу решения налогового органа, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки. Приведенная трактовка норм статьи 76, пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по мнению налогового органа, лишает обеспечительные меры практического смысла. Кроме того, налоговый орган считает, что им доказана необходимость принятия таких мер в данном случае.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам, кроме налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), валютного законодательства за период с 01.01.2005 по 31.05.2007, НДФЛ за период с 01.01.2005 по 31.05.2008, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой был составлен акт от 04.09.2008 N 24-19/152ДСП.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение от 30.09.2008 N 24-19/047912 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, пунктом 1 статьи 122 НК РФ, статьей 123 НК РФ, пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафов на общую сумму 1 004 202 руб. Кроме того, обществу доначислены налоги в общей сумме 5 846 801 руб., а также пени по налогам в общей сумме 1 748 157 руб.
В обеспечение принятого по результатам выездной налоговой проверки решения от 30.09.2008 N 24-19/047912 инспекцией 03.10.2008 принято решение N 24-19/048550 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества общества без согласия налогового органа в виде приостановления операций по его счетам в Архангельском филиале ОАО КБ "Севергазбанк".
Общество 15.10.2008 обжаловало решение инспекции от 30.09.2008 N 24-19/047912 в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области (далее - Управление).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы решением от 18.11.2008 N 19-10а/16932@ Управление утвердило решение инспекции по результатам выездной налоговой проверки N 24-19/047912, отказав в удовлетворении заявленной жалобы.
Общество посчитало незаконным решение инспекции от 03.10.2008 N 24-19/048550 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества заявителя без согласия налогового органа в виде приостановления операций по его счету в Архангельском филиале ОАО КБ "Севергазбанк" и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, сделав вывод о том, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке произведено налоговым органом с нарушением положений пункта 2 статьи 76 НК РФ, поскольку данные меры принимаются руководителем налогового органа после направления требования об уплате налога. Кроме того, суд указал на нарушение инспекцией процедуры вынесения решения о приостановлении операций по счетам, предусмотренной пунктом 10 статьи 101 НК РФ.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.
Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверенный период) приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 76 НК РФ установлено, что в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций этого налогоплательщика-организации по его счетам в банке.
Из приведенных норм следует, что статьей 76 НК РФ установлены два основания для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, закрепленные в пунктах 1 и 3, - приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Пункт 10 статьи 101 НК РФ устанавливает дополнительное основание для приостановления операций по счетам в банке - после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, право налогового органа принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения.
Обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 статьи 101 НК РФ, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов. Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
Суд, признавая оспариваемое решение ответчика недействительным, ошибочно сослался на нарушение налоговым органом положений пункта 2 статьи 76 НК РФ, согласно которому решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем налогового органа (его заместителем), направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа только в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. Решение же о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ). В данном случае налогоплательщику требование об уплате налога направлено значительно позднее, чем вынесено решение о приостановлении операций по его счетам в банке.
Вместе с тем положения пункта 2 статьи 76 НК РФ, как следует из его буквального толкования, распространяются на правоотношения, возникшие в случае приостановления налоговым органом операций по основанию, изложенному в пункте 1 статьи 76 НК РФ. Соответственно, положения подпункта 2 статьи 76 НК РФ не подлежат применению при реализации налоговой инспекцией права на приостановление операций по счетам в банке на основании пункта 10 статьи 101 НК РФ. В этом случае подлежат применению пункты 4 - 12 статьи 76 НК РФ.
Однако, изложенное не повлияло на законность принятых по настоящему делу судебных актов ввиду следующего.
Пунктом 10 статьи 101 НК РФ установлено, что налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), в случае, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Следовательно, условием для принятия обеспечительных мер является наличие таких оснований. Принимая обеспечительные меры, налоговая инспекция обязана доказать невозможность или затруднительность исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения).
Такой вывод согласуется с положениями статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающими обязанность доказывания законности оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, на орган, который принял это решение.
Из содержания оспариваемого решения налоговой инспекции от 03.10.2008 N 24-19/048550 следует, что обеспечительные меры в виде приостановления всех расходных операций по расчетному счету ООО "Беломорстрой" на сумму 8 599 160 руб. направлены на обеспечение возможности исполнения решения от 30.09.2008 N 24-19/047912 о привлечении общества к налоговой ответственности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Решение от 03.10.2008 N 24-19/048550 не содержит выводов о невозможности или затруднительности в будущем исполнения решения N 24-19/047912. В оспариваемом решении 03.10.2008 N 24-19/048550 не отражено, что при его принятии налоговым органом исследовались обстоятельства, связанные с тем, что непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения N 24-19/047912 и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в этом решении. Отсутствуют в решении налогового органа и ссылки на надлежащие доказательства, подтверждающие такие обстоятельства.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, у общества имеется в наличии имущество (бензопила, компрессор, перфоратор и т.д.), стоимость которого составляет 49 942 руб. 15 коп. В отношении этого имущества инспекция должна была в соответствии с требованиями указанной выше нормы принять обеспечительные меры в виде наложения запрета на отчуждение (передачу в залог). Однако, как указано в решении суда, инспекция в отношении имущества обеспечительные меры не применяла.
Поэтому суд обоснованно указал на нарушение инспекцией процедуры вынесения решения о приостановлении операций по счетам, предусмотренной пунктом 10 статьи 101 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.2008 по делу N А05-11822/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Архангельску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2009 ПО ДЕЛУ N А05-11822/2008
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2009 г. по делу N А05-11822/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 14.04.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.2008 по делу N А05-11822/2008 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Беломорстрой" (далее - общество, ООО "Беломорстрой") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 03.10.2008 N 24-19/048550 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика-организации без согласия налогового органа в виде приостановления операций по счетам в Архангельском филиале ОАО КБ "Севергазбанк" всех расходных операций по расчетному счету ООО "Беломорстрой" в сумме 8 599 160 руб.
Решением суда от 11.12.2008 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит решение, принятое, по ее мнению, с неправильным применением судами норм материального права, отменить и отказать обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке могут быть приняты руководителем налогового органа только после направления требования об уплате налога, то есть после вступления в силу решения налогового органа, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки. Приведенная трактовка норм статьи 76, пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по мнению налогового органа, лишает обеспечительные меры практического смысла. Кроме того, налоговый орган считает, что им доказана необходимость принятия таких мер в данном случае.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам, кроме налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), валютного законодательства за период с 01.01.2005 по 31.05.2007, НДФЛ за период с 01.01.2005 по 31.05.2008, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой был составлен акт от 04.09.2008 N 24-19/152ДСП.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение от 30.09.2008 N 24-19/047912 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, пунктом 1 статьи 122 НК РФ, статьей 123 НК РФ, пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафов на общую сумму 1 004 202 руб. Кроме того, обществу доначислены налоги в общей сумме 5 846 801 руб., а также пени по налогам в общей сумме 1 748 157 руб.
В обеспечение принятого по результатам выездной налоговой проверки решения от 30.09.2008 N 24-19/047912 инспекцией 03.10.2008 принято решение N 24-19/048550 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества общества без согласия налогового органа в виде приостановления операций по его счетам в Архангельском филиале ОАО КБ "Севергазбанк".
Общество 15.10.2008 обжаловало решение инспекции от 30.09.2008 N 24-19/047912 в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области (далее - Управление).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы решением от 18.11.2008 N 19-10а/16932@ Управление утвердило решение инспекции по результатам выездной налоговой проверки N 24-19/047912, отказав в удовлетворении заявленной жалобы.
Общество посчитало незаконным решение инспекции от 03.10.2008 N 24-19/048550 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества заявителя без согласия налогового органа в виде приостановления операций по его счету в Архангельском филиале ОАО КБ "Севергазбанк" и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, сделав вывод о том, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке произведено налоговым органом с нарушением положений пункта 2 статьи 76 НК РФ, поскольку данные меры принимаются руководителем налогового органа после направления требования об уплате налога. Кроме того, суд указал на нарушение инспекцией процедуры вынесения решения о приостановлении операций по счетам, предусмотренной пунктом 10 статьи 101 НК РФ.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.
Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверенный период) приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 76 НК РФ установлено, что в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций этого налогоплательщика-организации по его счетам в банке.
Из приведенных норм следует, что статьей 76 НК РФ установлены два основания для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, закрепленные в пунктах 1 и 3, - приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Пункт 10 статьи 101 НК РФ устанавливает дополнительное основание для приостановления операций по счетам в банке - после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, право налогового органа принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения.
Обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 статьи 101 НК РФ, направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов. Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
Суд, признавая оспариваемое решение ответчика недействительным, ошибочно сослался на нарушение налоговым органом положений пункта 2 статьи 76 НК РФ, согласно которому решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем налогового органа (его заместителем), направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа только в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. Решение же о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ). В данном случае налогоплательщику требование об уплате налога направлено значительно позднее, чем вынесено решение о приостановлении операций по его счетам в банке.
Вместе с тем положения пункта 2 статьи 76 НК РФ, как следует из его буквального толкования, распространяются на правоотношения, возникшие в случае приостановления налоговым органом операций по основанию, изложенному в пункте 1 статьи 76 НК РФ. Соответственно, положения подпункта 2 статьи 76 НК РФ не подлежат применению при реализации налоговой инспекцией права на приостановление операций по счетам в банке на основании пункта 10 статьи 101 НК РФ. В этом случае подлежат применению пункты 4 - 12 статьи 76 НК РФ.
Однако, изложенное не повлияло на законность принятых по настоящему делу судебных актов ввиду следующего.
Пунктом 10 статьи 101 НК РФ установлено, что налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), в случае, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Следовательно, условием для принятия обеспечительных мер является наличие таких оснований. Принимая обеспечительные меры, налоговая инспекция обязана доказать невозможность или затруднительность исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения).
Такой вывод согласуется с положениями статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающими обязанность доказывания законности оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, на орган, который принял это решение.
Из содержания оспариваемого решения налоговой инспекции от 03.10.2008 N 24-19/048550 следует, что обеспечительные меры в виде приостановления всех расходных операций по расчетному счету ООО "Беломорстрой" на сумму 8 599 160 руб. направлены на обеспечение возможности исполнения решения от 30.09.2008 N 24-19/047912 о привлечении общества к налоговой ответственности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Решение от 03.10.2008 N 24-19/048550 не содержит выводов о невозможности или затруднительности в будущем исполнения решения N 24-19/047912. В оспариваемом решении 03.10.2008 N 24-19/048550 не отражено, что при его принятии налоговым органом исследовались обстоятельства, связанные с тем, что непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения N 24-19/047912 и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в этом решении. Отсутствуют в решении налогового органа и ссылки на надлежащие доказательства, подтверждающие такие обстоятельства.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, у общества имеется в наличии имущество (бензопила, компрессор, перфоратор и т.д.), стоимость которого составляет 49 942 руб. 15 коп. В отношении этого имущества инспекция должна была в соответствии с требованиями указанной выше нормы принять обеспечительные меры в виде наложения запрета на отчуждение (передачу в залог). Однако, как указано в решении суда, инспекция в отношении имущества обеспечительные меры не применяла.
Поэтому суд обоснованно указал на нарушение инспекцией процедуры вынесения решения о приостановлении операций по счетам, предусмотренной пунктом 10 статьи 101 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.2008 по делу N А05-11822/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)