Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2009 ПО ДЕЛУ N А62-6729/2008

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2009 г. по делу N А62-6729/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2009
Полный текст постановления изготовлен 24.04.2009
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Полынкиной Н.А.,
Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В.,
при участии:
от ИП Степанца С.Е.: Скабиной Ю.С. - представителя (доверенность от 15.04.2009 N 67-01/389174)
от Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Смоленска: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2009 по делу N А62-6729/2008 (судья Бажанова Е.Г.),
установил:

индивидуальный предприниматель Степанец Сергей Евгеньевич (далее по тексту - ИП Степанец С.Е., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Смоленска (далее по тексту - Инспекция ФНС России по Промышленному району г. Смоленска, Инспекция, налоговый орган) от 03.12.2008 N 4062.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция ФНС России по Промышленному району г. Смоленска не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы и просит в удовлетворении апелляционной жалобы налоговому органу отказать.
Инспекция ФНС России по Промышленному району г. Смоленска заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителя. Данное ходатайство рассмотрено судом в порядке ст. ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворено с учетом надлежащего уведомления Инспекции о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя Инспекции.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ИП Степанца С.Е., явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Степанец С.Е. 10.07.2008 представил в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2008 года, согласно которой сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, составила 45 895 руб. (НДС в сумме 134 985 руб. исчислен по операциям реализации, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2 - 4 ст. 164 НК РФ - раздел 3 налоговой декларации); заявлены налоговые вычеты в сумме 89 090 руб., по операциям, предусмотренным п. п. 2 - 4 ст. 164 НК РФ - раздел 3 налоговой декларации).
По результатам камеральной проверки данной налоговой декларации ИФНС России по Промышленному району г. Смоленска составила акт от 21.10.2008 N 4006/дсп и приняла решение от 03.12.2008 N 4062 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в размере 17 818 руб., а также о доначислении ему НДС в сумме 89 090 руб. и начислении пени - 4 446 руб.
ИП Степанец С.Е. в апелляционном порядке обжаловал решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области от 19.01.2009 N 3 жалоба предпринимателя удовлетворена частично: решение ответчика изменено путем исключения из резолютивной части решения Инспекции пунктов, касающихся привлечения заявителя к налоговой ответственности и начисления пеней; в остальной части решение от 03.12.2008 N 4062 утверждено.
В обоснование принятого решения налоговый орган указал на неправомерное применение предпринимателем одновременно упрощенной и общей систем налогообложения. Поскольку ИП Степанец С.Е. в спорном налоговом периоде на основании поданного им заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения применял упрощенную систему налогообложения, в связи с чем не относился к числу плательщиков НДС, то налоговый орган пришел к выводу о неправомерном заявлении ИП Степанцом С.Е. в налоговой декларации за 2 квартал 2008 года налоговых вычетов по НДС в размере 89 090 руб. При этом указанная предпринимателем в налоговой декларации сумма НДС от реализации - 134 985 руб., по мнению Инспекции, подлежит уплате им в бюджет в силу п. 5 ст. 173 НК РФ. Исходя из данных обстоятельств и суммы НДС, отраженной предпринимателем в представленной налоговой декларации к уплате (45 895 руб.), налоговый орган указал на занижение ИП Степанцом С.Е. налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет в порядке п. 5 ст. 173 НК РФ, на сумму 89 090 руб.
Считая, что решение Инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП Степанец С.Е. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Системный анализ положений п. п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.12, ст. 346.14, ст. 346.15, ст. 346.16, 346.17, 346.20, 346.21 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что упрощенная система налогообложения применяется налогоплательщиком в отношении всех видов осуществляемой им деятельности, за исключением тех из них, для которых предусмотрено обязательное применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности.
В пункте п. 1 ст. 346.11 НК РФ определено, что упрощенная система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Однако, как обоснованно указано судом первой инстанции, эти положения не свидетельствуют о возможности применения налогоплательщиком указанного специального режима одновременно с общей системой налогообложения, поскольку она также распространяется на всю осуществляемую налогоплательщиком деятельность, а не на ее отдельные виды. В связи с этим именно переход к упрощенной системе налогообложения и возврат к иным режимам налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются налогоплательщиком не произвольно, а в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ ограничениями (ст. 346.13).
Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2007 N 667-О-О.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно заключил, что вывод Инспекции о недопустимости одновременного применения одним налогоплательщиком упрощенного и общего режима налогообложения является правомерным.
Вместе с тем, подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрен специальный порядок исчисления сумм НДС для лиц, не являющихся его плательщиками, но выставившими счета-фактуры с выделением сумм налога.
Из содержания пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ следует, что для применения ее положений имеет значение факт передачи продавцом (не являющимся налогоплательщиком НДС) покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога.
В силу подпункта 12 пункта 3 статьи 100 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.
Согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В силу прямого указания пункта 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговый орган.
Вместе с тем, ни в акте проверки, ни в оспариваемом решении Инспекции в нарушение требований пп. 12 п. 3 ст. 100 и п. 8 ст. 101 НК РФ не содержатся ссылки на конкретные счета-фактуры предпринимателя, подтверждающие факт их выставления в адрес покупателей с выделением в них отдельной строкой НДС.
Таким образом, данный факт налоговой инспекцией в ходе проверки не исследовался, в связи с чем обстоятельства вменяемого ИП Степанцу С.Е. правонарушения не могут считаться установленными.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Однако налоговый орган в нарушение требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представил суду доказательств выставления предпринимателем покупателям товара счетов-фактур с выделением в них отдельной строкой НДС. Сама по себе налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года, представленная предпринимателем с заявлением в ней суммы НДС от реализации и суммы налоговых вычетов, а также карточка расчета с бюджетом, на которые Инспекция ссылается в обоснование оспариваемого решения, при отсутствии иных надлежащих доказательств, не может бесспорно подтверждать наличие у ИП Степанец С.Е. обязанности уплатить в бюджет в порядке пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ НДС в оспариваемой сумме.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства во взаимосвязи с вышеприведенными нормативными положениями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности Инспекцией обоснованности принятого ею решения от 03.12.2008 N 4062 и, как следствие, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2009 по делу N А62-6729/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Смоленска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
В.Н.СТАХАНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)