Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.07.2006 N Ф09-5880/06-С2 ПО ДЕЛУ N А76-37011/05

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 12 июля 2006 г. Дело N Ф09-5880/06-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Татариновой И.А., судей Сухановой Н.Н., Наумовой Н.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Воложанина Игоря Александровича (далее - предприниматель, налогоплательщик) на решение суда первой инстанции от 10.02.2006, дополнительное решение суда первой инстанции от 07.03.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 26.04.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-37011/05.
В судебном заседании приняли участие представители: налогоплательщика - Кроткова Г.И. (доверенность от 09.03.2006 N 74 АА 365844), Мальцева О.Н. (доверенность от 24.03.2006 N 74 АА 365974); Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) - Ионцев А.В. (доверенность от 15.11.2005 N 04/26/23769).

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 20.04.2005 N 18 о начислении к уплате в бюджет налогов, пеней и налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 и п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Инспекция заявила встречные требования о взыскании с предпринимателя налогов, пеней и штрафов в общей сумме 3930132 руб.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2006 (судья Елькина Л.А.) в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказано.
Дополнительным решением от 07.03.2006 встречные требования инспекции удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2006 (судьи Бояршинова Е.В., Дмитриева Н.Н., Тремасова-Зинова М.В.) решение и дополнительные решение суда первой инстанции изменены.
Решение инспекции признано недействительным в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в виде наложения штрафа в сумме 2108220 руб. 07 коп. по п. 1 ст. 122 Кодекса за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и предъявления к уплате в бюджет пени в сумме 473220 руб., начисленной в связи с неуплатой НДС. В остальной части в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика отказано.
Встречные требования налогового органа удовлетворены в части взыскания налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 916441 руб., пени в сумме 172790 руб., начисленной в связи с неуплатой НДФЛ, единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 195560 руб., пени в сумме 37747 руб., начисленной в связи с неуплатой ЕСН, НДС в сумме 1345861 руб., штрафов по п. 1 ст. 122 Кодекса в общей сумме 242645 руб. за неуплату НДФЛ и ЕСН и штрафа по п. 2 ст. 119 Кодекса в сумме 10000 руб. за непредставление налоговому органу налоговых деклараций по ЕСН. При этом суд апелляционной инстанции уменьшил сумму взыскиваемых штрафов в связи с наличием смягчающих обстоятельств, применив положения ст. 112, 114 Кодекса. В остальной части в удовлетворении заявленных требований инспекции отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налогоплательщик просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении его требований и в части удовлетворения встречных требований инспекции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросу правильности исчисления налогов за период с 01.01.2002 по 31.12.2003. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 25.03.2005 N 18 и вынесено решение от 20.04.2005 N 18 о начислении к уплате в бюджет НДФЛ в сумме 916441 руб., ЕСН в сумме 195560 руб., НДС в сумме 1345861 руб., пеней в общей сумме 683757 руб., и привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в виде наложения штрафов на основании п. 1 ст. 122 и п. 2 ст. 119 Кодекса за неуплату перечисленных выше налогов в бюджет и непредставление налоговому органу налоговых деклараций по ЕСН за 2002, 2003 гг.
Доначисление предпринимателю к уплате в бюджет перечисленных выше налогов связано: с осуществлением предпринимателем наряду с деятельностью по розничной торговле, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД), деятельности по оптовой торговле при отсутствии у него раздельного учета доходов и расходов; с частичным отказом инспекции в признании права предпринимателя на заявленные налоговые вычеты по НДС.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика и удовлетворяя встречные требования инспекции, суд первой инстанции признал обоснованными выводы налогового органа, изложенное в оспариваемом решении инспекции.
Отменяя решение и дополнительное решение суда первой инстанции в части требований, касающихся привлечения предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса за неуплату НДС и начисления пени в связи с неуплатой НДС, суд апелляционной инстанции также признал обоснованными выводы налогового органа об осуществлении предпринимателем наряду с деятельностью по розничной торговле деятельности по оптовой торговле при отсутствии у него раздельного учета доходов и расходов, но при этом пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя обязанностей плательщика НДС в 2002 - 2003 гг., основанному на положениях ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 88-ФЗ).
При этом, исходя из положений п. 5 ст. 173 Кодекса, суд апелляционной инстанции признал правомерными требования инспекции о взыскании с предпринимателя к уплате в бюджет НДС, необоснованно предъявленного покупателям и полученного предпринимателем от покупателей в составе стоимости реализованных товаров.
Выводы судов обеих инстанций, касающиеся признания обоснованными выводов налогового органа об осуществлении предпринимателем наряду с деятельностью по розничной торговле деятельности по оптовой торговле при отсутствии у него раздельного учета доходов и расходов, являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего налогового законодательства.
Законом Челябинской области от 13.02.2002 N 75-ЗО "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" определены сферы деятельности, в отношении которых введен ЕНВД.
В силу п. 7 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что предприниматель в 2002 - 2003 гг. наряду с деятельностью по розничной торговле, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД), осуществлял деятельность по оптовой торговле, подлежащей налогообложению в общем порядке.
В связи с отсутствием у предпринимателя раздельного учета доходов и расходов суммы расходов, связанных с осуществлением деятельности, подлежащей налогообложению в общем порядке, были определены налоговым органом расчетным путем, порядок расчета выручки, подлежащей налогообложению в общем порядке, оценен судами и признан правомерным.
При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций, касающиеся доначисления к уплате в бюджет НДФЛ, соответствующих пеней и налоговых санкций являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего налогового законодательства.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Выводы суда апелляционной инстанции, касающиеся требований о признании незаконным привлечения предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса за неуплату НДС и начисления пени в связи с неуплатой НДС, также являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего налогового законодательства.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В п. 4.1 мотивировочной части Постановления от 19.06.2003 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что норма абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ направлена на регулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение указанного периода стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.02.2002 N 37-О и Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Норма ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ предусматривает гарантии установления разумного налогового бремени для всех субъектов малого предпринимательства и неприменение указанной нормы к рассматриваемым отношениям повлечет за собой нарушение принадлежащего заинтересованному лицу права на государственную поддержку его предпринимательской деятельности, осуществление которой предусмотрено Федеральным законом N 88-ФЗ.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Воложанин Игорь Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 26.12.2000, таким образом, в 2002 - 2003 гг. его деятельность подлежала налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции правильно применены положения ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ к налогообложению НДС деятельности предпринимателя, осуществлявшейся в 2002 - 2003 г.
Вместе с тем судом не учтено, что положениями п. 5 ст. 173 Кодекса также были установлены иные, ранее не предусмотренные законодательством, обязанности, то есть введение в действие указанной нормы также повлекло за собой отягощение налогового бремени для отмеченной выше категории налогоплательщиков, зарегистрированных ранее даты введения в действие указанной нормы.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции, касающиеся признания правомерными требований инспекции о взыскании с предпринимателя к уплате в бюджет НДС, необоснованно предъявленного покупателям и полученного предпринимателем от покупателей в составе стоимости реализованных товаров, не соответствуют положениям ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ, вследствие чего обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции в указанной части подлежит изменению.
Кроме того, судом не учтено, что нормами Кодекса, предусматривающими введение в действие ЕСН, также были установлены иные, ранее не предусмотренные законодательством, обязанности по исчислению и уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды авансовых платежей по ЕСН и представлению налоговым органам налоговых деклараций по указанному налогу за налоговые периоды и расчетов по указанному налогу за отчетные периоды.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции, касающиеся признания правомерными требований инспекции о взыскании с предпринимателя к уплате в бюджет ЕСН, соответствующих пеней и налоговых санкций, также не соответствуют положениям ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ, вследствие чего обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции в указанной части также подлежит изменению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2006 по делу N А76-37011/05 изменить.
Требования индивидуального предпринимателя Воложанина Игоря Александровича удовлетворить частично.
Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска от 20.04.2005 N 18 недействительным в части доначисления налоговых платежей по НДС и ЕСН, соответствующих пеней и применения соответствующих налоговых санкций.
В остальной части в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Воложанина Игоря Александровича отказать.
Встречные требования инспекции удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Воложанина Игоря Александровича в доход бюджета: НДФЛ в сумме 916441 руб., пени в сумме 172790 руб., начисленные в связи с неуплатой в бюджет НДФЛ, штраф в сумме 91644 руб., наложенный за неуплату в бюджет НДФЛ на основании ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации; в доход федерального бюджета - государственную пошлину в сумме 17404 руб. 38 коп.
В остальной части в удовлетворении требований инспекции отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Воложанину Игорю Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 600 руб.
Председательствующий
ТАТАРИНОВА И.А.

Судьи
СУХАНОВА Н.Н.
НАУМОВА Н.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)