Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
28 июля 2005 г. - изготовлено Дело N А40-47872/04-14-467
Арбитражный суд в составе: председательствующего К., единолично, протокол вела судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Севергазпром" к Межрегиональной ИФНС России по КН N 2 о признании незаконным решения, при участии представителя заявителя: А. - дов. N 581/04-М от 13.09.04, представителей ответчика: У. - дов. 53-08-13/011851 от 30.12.2004, Б. - дов. 53-08-13/011872 от 31.12.2004,
ООО "Севергазпром" обратилось с требованием о признании незаконным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 за N 4/2004 от 11.05.04 о восстановлении сумм задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль, реструктуризированных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002.
Заявитель считает решение МИМНС РФ по КН N 2 незаконным, принятым в нарушение п. п. 4, 7, 8, 9 и 19 Постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", считает, что МИМНС РФ по КН N 2 неправомерно отменила решение территориальной Инспекции по г. Ухта.
Ответчик иск не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск. По мнению налогового органа, решением ИМНС РФ по г. Ухта от 20.09.2002 ошибочно, в нарушение Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, Постановления Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 списана сумма дополнительных платежей налога на прибыль в федеральный бюджет в общей сумме 16496671 руб. Задолженность по указанным платежам включается в суммы реструктуризированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам". Исправление ответчиком ошибки, допущенной ИМНС РФ по г. Ухта при неправомерном списании сумм налога в составе пеней и штрафов, не изменяет сумму задолженности, подлежащей реструктуризации, и не влечет ухудшение прав налогоплательщика.
Дело рассматривается с учетом рекомендаций ФАС МО, изложенных в постановлении от 16 мая 2005 г.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, пришел к выводу, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, до 01.11.02 заявитель состоял на налоговом учете в Инспекции МНС РФ по г. Ухте (свидетельство о постановке на налоговый учет в Госналогинспекции по г. Ухта от 06.07.99). В ноябре 2002 г. заявитель был переведен на налоговый учет в Межрегиональную ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2, что подтверждается свидетельством о постановке на налоговый учет в Межрегиональную ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 01.11.2002. В связи с этим первоначальное свидетельство о постановке на налоговый учет в Госналогинспекции по г. Ухта было признано недействительным, о чем Общество было проинформировано письмом ИМНС РФ по г. Ухта от 27.11.2002 N 06-13/10348.
29 июня 2001 г. заявитель обратился в ИМНС РФ по г. Ухта с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам. Инспекция МНС РФ по г. Ухте рассмотрела указанное заявление и приняла решение от 12.07.01 б/н о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам в сумме 1042528950 руб., а также пеням и штрафам в сумме 1208215600 руб. В сумму задолженности по пеням и штрафам были включены суммы дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль.
До сентября 2002 г. заявитель погасил задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет. 02.09.2002 Инспекцией МНС по г. Ухта было принято решение N 1 о списании задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 1183250007 руб.
Таким образом, разница между суммами реструктуризированной и списанной задолженностью составляет 24965593 руб. (1206215600 - 1183250007 руб.).
После перехода заявителя на налоговый учет в МИМНС РФ по КН N 2 последняя своим решением от 11.05.2004 N 4/2004 восстановила суммы задолженности по дополнительным платежам.
Довод заявителя о том, что остаток задолженности относится к местным налогам и сборам и списан на основании решения Инспекции МНС РФ по г. Ухта N 1 от 02.09.2002, не подтверждается материалами дела.
Порядок проведения реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам регулируется Постановлением Правительства РФ от 3.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", Постановлением Правительства РФ от 24.04.02 N 269, а также иными актами, принятыми в соответствии с Постановлением N 1002.
Имеющееся в деле письмо Управления МСНС РФ по Республике Коми N 15-35/2195 дсп от 19.06.2003 свидетельствует о том, что Инспекцией МНС РФ по г. Ухте в соответствии с пунктом 3 указанных выше Правил по применению Порядка реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц принято решение от 07.03.2001 о списании задолженности по пеням и штрафам в сумме 77559274 руб., в том числе по дополнительным платежам налога на прибыль в сумме 3822276,69 руб. То есть названное письмо не подтверждает списание всей задолженности по федеральным налогам и сборам (в части штрафов и пеней), поскольку сообщает о списании задолженности по платежам, причитающимся субъекту Российской Федерации. Имеющиеся в деле решения и письма Инспекции МНС РФ по г. Ухта Республики Коми не подтверждают окончание расчетов по решению о реструктуризации федеральных налогов и сборов.
Как видно из материалов дела, Общество встало на налоговый учет в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 1 ноября 2002 года, и с этой даты контроль за исполнением им законодательства о налогах и сборах, а также исполнение обязательств по решению о реструктуризации, принятому Инспекцией МНС РФ по г. Ухта, относится к ведению МИМНС согласно ст. ст. 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 19 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999.
После перехода заявителя на налоговый учет в МИМНС РФ по КН N 2 последняя своим решением от 11.05.2004 N 4/2004 восстановила суммы задолженности по дополнительным платежам, установив, что в составе пеней и штрафов, списанных на основании решения N 2 от 02.09.2002 Инспекции МНС РФ по г. Ухта, числилась задолженность по дополнительным платежам налога на прибыль в размере 16496671 руб. 06 коп., которую следовало учесть в составе налогов и сборов.
Из положений пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", статьи 138 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", пункта 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002, Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам", Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам, утвержденных Приказом МНС РФ от 30 апреля 2002 года N БГ-3-29/235, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О, о правовой природе дополнительных платежей по налогу на прибыль, следует, что включение в сумму задолженности по пеням и штрафам суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль является неправомерным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Следовательно, дополнительные платежи непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а потому являются налоговыми платежами. Эта позиция высказана и Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О.
Указанными нормативными актами, в том числе статьей 138 Закона Российской Федерации "О Федеральном бюджете на 2002 год", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам", предусмотрено списание только пеней и штрафов.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, так как восстановление задолженности по налогам и сборам в виде дополнительных платежей налога на прибыль, списание которых в составе задолженности по пеням и штрафам осуществлено ошибочно, не приводит к образованию новой задолженности и не означает повторного начисления недоимки.
Следовательно, заявитель неправомерно, в нарушение требований ст. 198 АПК РФ обратился в арбитражный суд с данным иском, поскольку судом не установлено нарушение Инспекцией требований налогового законодательства и прав заявителя.
Таким образом, суд установил, что решение МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 обоснованно и правомерно. Следовательно, требования заявителя о признании его недействительным удовлетворению не подлежат, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, в силу ст. ст. 41, 64 - 66, 167 - 171, 176 АПК РФ, суд
требования ООО "Севергазпром" о признании недействительным решения МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 за N 4/2004 от 11.05.04 о восстановлении сумм задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль, реструктуризированных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия судом решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 28.07.2005, 21.07.2005 ПО ДЕЛУ N А40-47872/04-14-467
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 июля 2005 г. - изготовлено Дело N А40-47872/04-14-467
Арбитражный суд в составе: председательствующего К., единолично, протокол вела судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Севергазпром" к Межрегиональной ИФНС России по КН N 2 о признании незаконным решения, при участии представителя заявителя: А. - дов. N 581/04-М от 13.09.04, представителей ответчика: У. - дов. 53-08-13/011851 от 30.12.2004, Б. - дов. 53-08-13/011872 от 31.12.2004,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Севергазпром" обратилось с требованием о признании незаконным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 за N 4/2004 от 11.05.04 о восстановлении сумм задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль, реструктуризированных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002.
Заявитель считает решение МИМНС РФ по КН N 2 незаконным, принятым в нарушение п. п. 4, 7, 8, 9 и 19 Постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", считает, что МИМНС РФ по КН N 2 неправомерно отменила решение территориальной Инспекции по г. Ухта.
Ответчик иск не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск. По мнению налогового органа, решением ИМНС РФ по г. Ухта от 20.09.2002 ошибочно, в нарушение Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, Постановления Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 списана сумма дополнительных платежей налога на прибыль в федеральный бюджет в общей сумме 16496671 руб. Задолженность по указанным платежам включается в суммы реструктуризированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам". Исправление ответчиком ошибки, допущенной ИМНС РФ по г. Ухта при неправомерном списании сумм налога в составе пеней и штрафов, не изменяет сумму задолженности, подлежащей реструктуризации, и не влечет ухудшение прав налогоплательщика.
Дело рассматривается с учетом рекомендаций ФАС МО, изложенных в постановлении от 16 мая 2005 г.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, пришел к выводу, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, до 01.11.02 заявитель состоял на налоговом учете в Инспекции МНС РФ по г. Ухте (свидетельство о постановке на налоговый учет в Госналогинспекции по г. Ухта от 06.07.99). В ноябре 2002 г. заявитель был переведен на налоговый учет в Межрегиональную ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2, что подтверждается свидетельством о постановке на налоговый учет в Межрегиональную ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 01.11.2002. В связи с этим первоначальное свидетельство о постановке на налоговый учет в Госналогинспекции по г. Ухта было признано недействительным, о чем Общество было проинформировано письмом ИМНС РФ по г. Ухта от 27.11.2002 N 06-13/10348.
29 июня 2001 г. заявитель обратился в ИМНС РФ по г. Ухта с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам. Инспекция МНС РФ по г. Ухте рассмотрела указанное заявление и приняла решение от 12.07.01 б/н о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам в сумме 1042528950 руб., а также пеням и штрафам в сумме 1208215600 руб. В сумму задолженности по пеням и штрафам были включены суммы дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль.
До сентября 2002 г. заявитель погасил задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет. 02.09.2002 Инспекцией МНС по г. Ухта было принято решение N 1 о списании задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 1183250007 руб.
Таким образом, разница между суммами реструктуризированной и списанной задолженностью составляет 24965593 руб. (1206215600 - 1183250007 руб.).
После перехода заявителя на налоговый учет в МИМНС РФ по КН N 2 последняя своим решением от 11.05.2004 N 4/2004 восстановила суммы задолженности по дополнительным платежам.
Довод заявителя о том, что остаток задолженности относится к местным налогам и сборам и списан на основании решения Инспекции МНС РФ по г. Ухта N 1 от 02.09.2002, не подтверждается материалами дела.
Порядок проведения реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам регулируется Постановлением Правительства РФ от 3.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", Постановлением Правительства РФ от 24.04.02 N 269, а также иными актами, принятыми в соответствии с Постановлением N 1002.
Имеющееся в деле письмо Управления МСНС РФ по Республике Коми N 15-35/2195 дсп от 19.06.2003 свидетельствует о том, что Инспекцией МНС РФ по г. Ухте в соответствии с пунктом 3 указанных выше Правил по применению Порядка реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц принято решение от 07.03.2001 о списании задолженности по пеням и штрафам в сумме 77559274 руб., в том числе по дополнительным платежам налога на прибыль в сумме 3822276,69 руб. То есть названное письмо не подтверждает списание всей задолженности по федеральным налогам и сборам (в части штрафов и пеней), поскольку сообщает о списании задолженности по платежам, причитающимся субъекту Российской Федерации. Имеющиеся в деле решения и письма Инспекции МНС РФ по г. Ухта Республики Коми не подтверждают окончание расчетов по решению о реструктуризации федеральных налогов и сборов.
Как видно из материалов дела, Общество встало на налоговый учет в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 1 ноября 2002 года, и с этой даты контроль за исполнением им законодательства о налогах и сборах, а также исполнение обязательств по решению о реструктуризации, принятому Инспекцией МНС РФ по г. Ухта, относится к ведению МИМНС согласно ст. ст. 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 19 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999.
После перехода заявителя на налоговый учет в МИМНС РФ по КН N 2 последняя своим решением от 11.05.2004 N 4/2004 восстановила суммы задолженности по дополнительным платежам, установив, что в составе пеней и штрафов, списанных на основании решения N 2 от 02.09.2002 Инспекции МНС РФ по г. Ухта, числилась задолженность по дополнительным платежам налога на прибыль в размере 16496671 руб. 06 коп., которую следовало учесть в составе налогов и сборов.
Из положений пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", статьи 138 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", пункта 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002, Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам", Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам, утвержденных Приказом МНС РФ от 30 апреля 2002 года N БГ-3-29/235, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О, о правовой природе дополнительных платежей по налогу на прибыль, следует, что включение в сумму задолженности по пеням и штрафам суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль является неправомерным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции, действовавшей до 01.01.2002) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Следовательно, дополнительные платежи непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а потому являются налоговыми платежами. Эта позиция высказана и Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О.
Указанными нормативными актами, в том числе статьей 138 Закона Российской Федерации "О Федеральном бюджете на 2002 год", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании задолженности по пеням и штрафам", предусмотрено списание только пеней и штрафов.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, так как восстановление задолженности по налогам и сборам в виде дополнительных платежей налога на прибыль, списание которых в составе задолженности по пеням и штрафам осуществлено ошибочно, не приводит к образованию новой задолженности и не означает повторного начисления недоимки.
Следовательно, заявитель неправомерно, в нарушение требований ст. 198 АПК РФ обратился в арбитражный суд с данным иском, поскольку судом не установлено нарушение Инспекцией требований налогового законодательства и прав заявителя.
Таким образом, суд установил, что решение МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 обоснованно и правомерно. Следовательно, требования заявителя о признании его недействительным удовлетворению не подлежат, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, в силу ст. ст. 41, 64 - 66, 167 - 171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
требования ООО "Севергазпром" о признании недействительным решения МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 за N 4/2004 от 11.05.04 о восстановлении сумм задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль, реструктуризированных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия судом решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)