Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2011 ПО ДЕЛУ N А35-7466/2010

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2011 г. по делу N А35-7466/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.,
судей - Осиповой М.Б.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Романенко Р.А., начальника юридического отдела по доверенности N 2 от 11.01.2011,
от налогоплательщика: Смирнова Е.В., представителя по доверенности о 07.06.2010 N 30,
в отсутствие представителей третьего лица ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 19.05.2011 по делу N А35-7466/2010 (судья Горевой Д.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коренево-2" (ИНН 4610006642) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курской области о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Коренево-2" (далее - ООО "Коренево-2", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 01.02.2010 N 11-01/03 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.05.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме
Не согласившись с данным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ООО "Коренево-2".
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что Общество неправомерно отнесло к доходам от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции доход от реализации зерна, посевы которого были переданы в его собственность ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" в счет частичной оплаты услуг по договорам N ААК-К2 от 06.04.2007 и N ААК-К2 от 24.01.2008. По мнению Инспекции, Общество учло вышеуказанные операции не в соответствии с их действительным смыслом, что повлекло получение необоснованной налоговой выгоды в виде экономии на налоговых платежах по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу ООО "Коренево-2" просит оставить решение суда без изменения, считает судебный акт законным и обоснованным.
В судебное заседание 15.08.2011 не явились представители третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Курской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Коренево-2" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 22.03.2007 по 31.12.2008.
Результаты проверки оформлены актом N 11-01/33 от 21.12.2009, по результатам рассмотрения которого принято решение N 11-01/03 от 01.02.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 1 377 978,80 руб. за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за август, сентябрь 2007 года, 3, 4 кварталы 2008 года, в виде штрафа в сумме 937 274,20 руб. за непредставление налоговых деклараций по единому социальному налогу за 2007-2008 годы; к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 125 руб. за непредставление в установленный срок расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу за полугодие, 9 месяцев 2007 года, 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2008 года; предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 298 741,60 руб. в размере 20% от суммы не уплаченного налога на добавленную стоимость за август, сентябрь 2007 года, 3, 4 кварталы 2008 года, в виде штрафа в сумме 384 428 руб. за неуплату единого социального налога за 2007 года и 2008 года; Обществу начислены пени по состоянию на 01.02.2010 в сумме 320 440,29 руб. за неуплату единого социального налога, в сумме 392 312,52 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость.
Кроме того, в указанном решении ООО "Коренево-2" предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 1 493 708 руб., в том числе за август 2007 года в сумме 723 127 руб., за сентябрь 2007 года в сумме 350 847 руб., за 3 квартал 2008 года в сумме 235 821 руб., за 4 квартал 2008 года в сумме 534 760 руб.; по единому социальному налогу в общей сумме 1 922 140 руб., в том числе за 2007 года в сумме 761 232 руб., за 2008 года в сумме 1 160 908 руб.; уплатить штрафы, указанные в пункт 1 решения; уплатить пени, указанные в пункт 2 решения, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления оспариваемых сумм налогов, пени, а также привлечения к налоговой ответственности по статьям 119, 122, 126 НК РФ послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ООО "Коренево-2" в 2007, 2008 годах системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, ввиду того, что уборка зерна, полученного в собственность в виде незавершенного производства, не может рассматриваться как производство сельскохозяйственной продукции, поэтому его реализация не может включаться в доходы от реализации сельскохозяйственной продукции при расчете ограничения, указанного в абзаце первом пункта 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 05.05.2010 N 249 решение Инспекции N 11-01/03 от 01.02.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, ООО "Коренево-2" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Курской области.
В соответствии со статьей 346.1 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1 статьи 346.1 НК РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 НК РФ, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой (пункт 2 статьи 346.1 НК РФ).
Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 346.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
К сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.
Как следует из материалов дела, ООО "Коренево-2" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.03.2007. Учредителями ООО "Коренево-2" являются ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" - доля участия 99% и ООО "Авангард-Агро" - доля участия 1%.
18 апреля 2007 года МИФНС России N 4 по Курской области ООО "Коренево-2" было выдано уведомление о возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В ходе проведенной выездной проверки Общества налоговым органом установлено, что 6 апреля 2007 года между ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" (Заказчик) и ООО "Коренево-2" (Исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг N ААК-К2, согласно которому ООО "Коренево-2" приняло на себя обязанности по выполнению работ и оказанию услуг ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" по посеву семенного материала на полях, выращиванию урожая на полях, уборке урожая с полей и передаче урожая заказчику или иному лицу по указанию заказчика.
В свою очередь, ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" предоставляет ООО "Коренево-2" поля, расположенные в Кореневском районе, общей площадью 1703, 10 га, семенной материал, средства защиты растений, минеральные удобрения, сельскохозяйственную технику.
Согласно указанному договору стоимость услуг составляет 2 300 000 руб., часть из которых оплачивается путем передачи незавершенного производства в количестве 412, 1 га на сумму 741 780 руб. Оставшаяся стоимость оплачивается денежными средствами.
24 января 2008 года между ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" (Заказчик) и ООО "Коренево-2" (Исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг N ААК-К2, согласно которому ООО "Коренево-2" приняло на себя обязанности по выполнению работ и оказанию услуг ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" по посеву семенного материала на полях, выращиванию урожая на полях, уборке урожая с полей и передаче урожая заказчику или иному лицу по указанию заказчика.
Пунктом 1.2 договора стороны предусмотрели, что ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" предоставляет ООО "Коренево-2" поля, расположенные в Суджанском районе площадью 2075 га, семенной материал, средства защиты растений, минеральные удобрения, сельскохозяйственную технику.
Стоимость услуг составляет 2 213 800 руб., часть из которых оплачивается незавершенным производством в количестве 208 га на сумму 415 100 руб. Оставшаяся часть оплачивается денежными средствами.
Так как передача предусмотренного договорами незавершенного производства была произведена в июле 2007 года и в июне 2008 года, что подтверждается счетами-фактурами N 365 от 02.07.2007, N 16 от 30.06.2008, накладными N 343 от 02.07.2007, N 16 от 30.06.2008, актами приема-передачи от 02.07.2007, от 30.03.2008, а уборка урожая произведена в августе, Инспекцией сделано заключение, что фактически незавершенное производство находилось в процессе производства ООО "Коренево-2" два месяца.
В результате проведенных работ (дискование, культивация, внесение удобрений, обработка посевов средствами защиты, обмолот, прямое комбайнирование и др.) на полученных от ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" земельных участках с незавершенным производством, ООО "Коренево-2" в 2007 году был собран урожай пшеницы в размере 1143, 670 т, который был реализован по договору поставки от 01.09.2007 N 01/09-ПШ с ООО "ГрандКонсалтинг" на сумму 5 718 350 руб., что подтверждается, в частности, товарной накладной N 1 от 01.09.2007. Данный факт налоговым органом не оспаривается. В 2008 году ООО "Коренево-2" на полученных от ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" земельных участках с незавершенным производством был получен урожай 1014, 20 т ячменя, который был реализован по договору поставки от 01.12.2008 N К2/Яч с ООО "Агротекс" на сумму 5 882 360 руб., что подтверждается товарной накладной N 1 от 01.12.2008 и не оспаривается налоговым органом.
Однако, по мнению налогового органа, доход полученный ООО "Коренево-2" от реализации зерна в адрес указанных организаций, нельзя признать доходом от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, поскольку после получения незавершенного производства ООО "Коренево-2" не проводило никаких стадий технологического процесса, не несло затрат, связанных с производством сельскохозяйственной продукции; уборку зерна с полей незавершенного производства ООО "Коренево-2" осуществляло на технике, полученной от ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" по вышеуказанным договорам возмездного оказания услуг.
Так как в силу положений статьи 319 НК РФ под незавершенным производством в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом, а согласно статье 4 Федерального закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказания соответствующих услуг, то, по мнению налогового органа, уборка зерна, полученного в собственность как незавершенное производство, не может рассматриваться как производство сельскохозяйственной продукции, и доход от реализации данного зерна не является доходом от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в целях уплаты ЕСХН.
В связи с изложенным, налоговый орган пришел к выводу, что помимо оказания возмездных услуг ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" ООО "Коренево-2" в проверяемом периоде иных видов деятельности, в том числе производство сельскохозяйственной продукции, не осуществляло.
Данные выводы Инспекции правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.
Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года N 301 с 1 июля 1994 года на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции принят и введен в действие Общероссийский классификатор продукции (далее - ОКП), входящий в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
В соответствии с пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, относится сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемая без последующей промышленной переработки потребителям.
В соответствии с Общероссийским классификатором экономической деятельности ОК 029-2001 выращивание зерновых и зернобобовых культур относится к сельскому хозяйству.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458 к сельскохозяйственной продукции отнесены зерновые и зернобобовые культуры. К зерновой продукции относится, в том числе зерновые озимые культуры (971110 - 971180) код по классификации ОК 005-93 (ОКП) - 971100; пшеница яровая (971210 - 971248) код по классификации ОК 005-93 (ОКП) - 971200; зерновые колосовые яровые культуры прочие (971410 - 971459) код по классификации ОК 005-93 (ОКП) - 9714000.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 15.10.2007 N 03-04-06-02/200, статья 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" не содержит норм, запрещающих признавать сельскохозяйственными товаропроизводителями при достижении установленного показателя лиц, осуществляющих отдельные виды деятельности, перечисленные в данной статье (например, только производство и реализацию сельскохозяйственной продукции или переработку (первичную или последующую) и реализацию такой продукции). Таким образом, из ее положений не следует, что сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть только лица, осуществляющие полный производственный цикл.
Положения статьи 4 Федерального закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" не являются доказательством необходимости соблюдения всех стадий технологического процесса производства сельскохозяйственной продукции для признания налогоплательщика сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Вышеизложенное позволило суду сделать вывод, что для признания налогоплательщика сельскохозяйственным товаропроизводителем не является обязательным самостоятельное выполнение им всех предусмотренных техпроцессом операций по производству сельскохозяйственной продукции. Основным является производство им сельскохозяйственной продукции (в том числе и в кооперации с иными лицами) и наличие не менее 70 процентов от общего дохода доли реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции в общем доходе налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу о том, что выращенное ООО "Коренево-2" на полученных от ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" земельных участках с незавершенным производством и в дальнейшем реализованное в адрес ООО "ГрандКонсалтинг" и ООО "Агротекс" зерно, является продукцией сельского хозяйства. Выручка, полученная Обществом от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе Общества составляет более 70 процентов, следовательно, Общество имело право на применение единого сельскохозяйственного налога в 2007, 2008 годах, а перевод его на общую систему налогообложения, а также доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 1 493 708 руб. и единого социального налога в сумме 1 922 140 руб., а также пени за неуплату названных налогов в размере 712 752 руб. и штрафов в сумме 2 998 547, 60 руб. необоснованно.
Довод налогового органа о том, что в силу своей взаимозависимости ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" и ООО "Коренево-2" совершили согласованные действия, направленные на создание условий и сохранения возможности ООО "Коренево-2" считать себя сельскохозяйственным товаропроизводителем и применять единый сельскохозяйственный налог с условием уменьшения размера налоговой обязанности, что, в свою очередь, привело к получению Обществом необоснованной налоговой выгоды в виде отсутствия намерения исполнить налоговые обязательства по уплате налога на добавленную стоимость, ЕСН, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Понятие "необоснованная налоговая выгода", определенное постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53, служит, в том числе, одним из критериев разграничения законной налоговой оптимизации и противоречащего закону уклонения от уплаты налогов. В частности, в пункте 4 постановления отмечено: "следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной".
Конституционный суд РФ в Постановлении от 27 мая 2003 года N 9-П обозначил границы ответственности за деяния, влекущие сокращение налоговых платежей, сформулировав правовую позицию, согласно которой "недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно оптимального вида платежа". Такие действия налогоплательщика признаются направленными на реализацию принадлежащих ему конституционных прав - при отсутствии доказательств их незаконности либо нереальности.
В рассматриваемом случае налоговым органом не представлено доказательства наличия у Общества при заключении и исполнении сделок с ООО "АВАНГАРД-АГРО-Курск" умысла, направленного на неправомерное получение налоговой выгоды, доказательства согласованных действий Общества и его контрагента, направленных на уклонение от уплаты налогов, а также недостоверности представленных документов.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 19.05.2011 по делу N А35-7466/2010 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курской области - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 19.05.2011 по делу N А35-7466/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Курской области.

Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

Судьи
М.Б.ОСИПОВА
В.А.СКРЫННИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)