Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Александрова Д.Д., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулий Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Гуляев В.А. - генеральный директор, Шульга В.А. доверенность N б/н от 10.12.2008 года,
от ответчика (должника): Хлыстунова Е.С. - доверенность N 2.4-13/0080@ от 21.01.2009 года,
3-и лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2009 года по делу N А41-27475/08, принятое судьей Юдиной М.А., по заявлению ООО "Детский реабилитационный центр" к ИФНС России по г. Мытищи Московской области, с участием третьего лица - Управление Роснедвижимости по Московской области о признании недействительными решений,
Общество с ограниченной ответственностью "Детский реабилитационный центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мытищи Московской области N 261, N 262, N 263, N 264 от 02.07.2008 г. и решения N 331/4 от 05.09.2008 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2009 года по делу А41-27475/08 заявленные Обществом требования удовлетворены частично: признаны недействительными решения ИФНС России по г. Мытищи Московской области N 261 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2008 г. в части начисления по лицевому счету ООО "Детский реабилитационный центр" земельного налога в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 430.476 руб. 09 коп., N 262 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2008 г. в части начисления ООО "Детский реабилитационный центр" по лицевому счету земельного налога в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 628.522 руб. 23 коп., N 263 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2008 г., в части начисления ООО "Детский реабилитационный центр" по лицевому счету земельного налога в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 430.476 руб. 09 коп., N 264 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2008 г. в части начисления ООО "Детский реабилитационный центр" по лицевому счету земельного налога в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 73.493 руб. 43 коп., N 331/4 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.09.2008 г. в части начисления ООО "Детский реабилитационный центр" по лицевому счету земельного налога в сумме 20.676.616 руб., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 4.120.322 руб. 80 коп., начисления пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 1.044.515 руб. 99 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность решения суда проверяются по апелляционной жалобе налогового органа, в которой он просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, земельный налог исчислен ИФНС России по г. Мытищи Московской области в соответствии со ст. 396 НК РФ на основании сведений, переданных 14.11.2008 г. органами Роснедвижимости в инспекцию, налогоплательщик в нарушение требований п. 1 ст. 391 НК РФ не исчислил и не уплатил земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2006 г., за 3 квартал 2007 г. и за 2007 г. в отношении земельных участков площадью 154.013 кв. м и 822.597 кв. м, расположенных по адресу: Московская область, Мытищинский р-н, п. Нагорное.
Как указывает налоговый орган в апелляционной жалобе, в базе данных налоговой инспекции по сведениям, переданным органами Роснедвижимости, ООО "Детский реабилитационный центр" принадлежат на праве собственности два земельных участка: кадастровый номер 50:12:00803304:0008, площадью 154.013 кв. м, находящийся по адресу: Московская область, Мытищинский район, п. Нагорное, с кадастровой стоимостью 289.843.225 и кадастровый номер 50:12:0080508:0022, площадью 822.597 кв. м, находящийся по адресу: Московская область, Мытищинский район, п. Нагорное, с кадастровой стоимостью 1.548.078.198. Период действия данной оценки составляет с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г. Дата возникновения права 05.09.1991 г.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Материалами дела установлено: ИФНС России по г. Мытищи Московской области проведены камеральные проверки налоговых расчетов по авансовым платежам и уточненной налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2006 г., за 3 квартал 2007 г. и 2007 г., по результатам которых начальником ИФНС России по г. Мытищи Московской области вынесены решения N 261, N 262, N 263, N 264 от 02.07.2008 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2008 г. и решение N 331/4 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.09.2008 г. (л.д. 39 - 53 том 1).
В соответствии с решениями N 261, 262, 263, 264 от 02.07.2008 г. отказано в привлечении ООО "Детский реабилитационный центр" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, начислены по лицевому счету сумма земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) за 1 квартал 2006 г. в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 430.476 руб.; сумма земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) за 2 квартал 2006 г. в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 628.522 руб. 23 коп.; сумма земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) за 3 квартал 2006 г. в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 430.476 руб.; сумма земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) за 3 квартал 2007 г. в размере 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 73.493 руб. 43 коп.
Согласно решению N 331/4 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.09.2008 г. отказано в привлечении ООО "Детский реабилитационный центр" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, начислена по лицевому счету сумма земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) за 2007 г. в сумме 20.676.616 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1.044.515 руб. 99 коп. и ООО "Детский реабилитационный центр" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату сумм земельного налога в виде штрафа в сумме 4.120.322 руб. 80 коп.
Основанием для вынесения оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик в нарушение требований п. 1 ст. 391 НК РФ не исчислил и не уплатил земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2006 г., за 3 квартал 2007 г. и за 2007 г. в отношении земельных участков площадью 154.013 кв. м и 822.597 кв. м, расположенных по адресу: Московская область, Мытищинский р-н, п. Нагорное.
Не согласившись с указанными требованиями и решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровую стоимость земельных участков, которая определяется налогоплательщиками-организациями в отношении каждого земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 и 3 ст. 391 НК РФ).
Кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года, как это предусмотрено п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений).
При этом обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в последующем сведения, в том числе и налоговым органам, о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, не может быть отнесена к способам доведения до налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка и не отменяет права налогоплательщика на получение такой информации в установленном законом порядке.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственным кадастровым учетом земельных участков является описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель и земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют его выделить из других земельных участков, и осуществить его качественные и экономическую оценки.
Как указано в Письме Минфина России N 03-06-02-02/75 от 06.06.2006 г. в случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения необходимо учитывать следующее.
Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.
В отношении таких земельных участков налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со статьей 81 Кодекса представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае, если кадастровая стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.
Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После утверждения такого порядка и получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик в соответствии со статьей 81 Кодекса обязан представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года. Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года. Если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачены в установленные сроки по не зависящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.
Как усматривается из письма Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.02.2008 г. N 20/5-1 (л.д. 19 том 1), распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 г. N 197-РМ не содержало данных о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ООО "Детский реабилитационный центр".
Кадастровая стоимость этих земельных участков была определена в 2007 г. и на основании представления Управления Роснедвижимости по Московской области утверждена распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.06.2007 г. N 81-РМ.
В соответствии с указанным распоряжением от 20.06.2007 г. N 81-РМ (л.д. 18 том 1) в приложение N 2 "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, отнесенных ко второй группе видов использования в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 г. N 197-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" внесены изменения, в том числе, дополнено новыми строками в отношении ООО "Детский реабилитационный центр".
В ответе от 22.09.2009 г. N И-4814-УД (л.д. 1 том 6) на запрос суда Администрация Мытищинского муниципального района Московской области сообщает, что во исполнение ст. 396 Налогового кодекса РФ приложения N 1 и N 2 к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области N 210-РМ от 30.11.2005 г. (результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Мытищинского района) были опубликованы в межмуниципальной газете "Родники" N 25 - 26 от 28.02.2006 г. В 2007 г. результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Мытищинского района не изменялись.
Администрацией Мытищинского муниципального района Московской области представлено решение Совета депутатов Мытищинского района от 17.11.2005 г. N 30/6, п. 6 которого установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в срок не позднее 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 14 ст. 396 НК РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.
Апелляционный суд считает, что в отношении спорных земельных участков не утверждены результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года в установленном порядке - до 1 марта этого года. Также не определен порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления, поскольку решением Совета депутатов Мытищинского района от 17.11.2005 г. N 30/6, установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в срок не позднее 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность установления порядка доведения до сведения налогоплательщика кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Апелляционный суд считает, что налоговая база по земельному налогу за 2006 г. и за 2007 г. не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в 2007 г. (для 2007 г. - в текущем налоговом периоде). Ссылка налогового органа на то обстоятельство, что база данных по кадастровой оценке, переданная органами Роснедвижимости в налоговый орган не изменялась за период с 01.01.2006 года по 31.12.2007 несостоятельна.
Налоговым органом в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ не представлены доказательства доведения до заявителя кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ. Также не доказано наличие оснований для вынесения оспариваемых решений в части начисления заявителю по лицевому счету земельного налога, пеней и взыскании штрафа.
Кроме того, статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
ИФНС России по г. Мытищи Московской области в апелляционной жалобе ссылается на то, что заявителю принадлежат на праве собственности два земельных участка, находящихся по адресу: Московская область, Мытищинский район, п. Нагорное.
Также налоговый орган ссылается на то, что датой возникновения права собственности является 05.09.1991 г. - дата выдачи Государственного акта на право пользования землей, выданного Всесоюзному детскому реабилитационному центру Советского детского фонда имена В.И. Ленина, на право бессрочного и бесплатного пользования 184,25 га земли (л.д. 26 - 13 том 1). Данный довод налогового органа несостоятелен.
ИФНС России по г. Мытищи в Московской области в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ не представлены доказательства того, что заявитель являлся в 2006 - 2007 г.г. собственником спорных земельных участков либо владел ими на праве постоянного (бессрочного) пользования. Также налоговым органом не представлены доказательства того, что заявитель является правопреемником Всесоюзного детского реабилитационного центра Советского детского фонда имена В.И. Ленина, в связи с чем как правопреемник становится плательщиком земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
В материалы дела представлено письмо Главы Мытищинского района Московской области от 13.01.1997 г. N И-13/50, адресованное Заместителю председателя Госкомимущества РФ (л.д. 42 - 43 том 6), в котором глава сообщается, что АООТ "Детский реабилитационный центр" (в настоящее время ООО "Детский реабилитационный центр") образовано не в процессе реорганизации Всесоюзного детского реабилитационного центра Советского детского фонда имена В.И. Ленина, а в соответствии со ст. 98 ГК РФ образовано его учредителями. Всесоюзный детский реабилитационный центр Советского детского фонда имена В.И. Ленина по решению общего собрания руководителей Детских Фондов суверенных государств 9 января 1992 г. реорганизован в Международную Ассоциацию Детских фондов.
Как усматривается из материалов дела, на основании Постановления Главы Мытищинского муниципального района N 2690 от 08 октября 2008 года "О предоставлении земельных участков в собственность ООО "ДРЦ", были заключены договоры купли-продажи на спорные земельные участки. При этом, основанием для заключения договора купли-продажи земельных участков являлось не переоформление права постоянного бессрочного пользования, а наличие зданий и сооружений заявителя на данных земельных участках.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что как следует из объяснений Управления Роснедвижимости по Московской области, в связи с отсутствием данных о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0080304:8, 50:12:0080508:22 в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 N 197-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" первоначально кадастровая стоимость указанных земельных участков рассчитывалась согласно письму Управления от 23.03.2006 г. исх. N 1989-4 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков, учтенных в государственном земельном кадастре и не являющихся объектом кадастровой оценки" путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель второй группы видов функционального использования земель особо охраняемых территорий и объектов для Мытищинского района, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 06.04.2006 N 28-РМ, на площадь земельного участка (л.д. 27 том 6).
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена только в 2007 году и на основании представления Управления Роснедвижимости по Московской области утверждена распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.06.2007 N 81-РМ, данная ссылка налогового органа необоснованна. Кроме того, письмо Управления от 23.03.2006 г. исх. N 1989-4 не является нормативным актом, определение кадастровой стоимости на основании данных указанного письма, апелляционный суд считает неправомерным, противоречащим положениям статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, подлежат признанию недействительными решения ИФНС России по г. Мытищи Московской области N 261, N 262, N 263, N 264 от 02.07.2008 г. и решение N 331/4 от 05.09.2008 г. в части доначисления по лицевому счету земельного налога, пени за его несвоевременную уплату и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неполную уплату земельного налога.
Апелляционный суд считает, что налоговым органом, в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ не представлено апелляционному суду нормативных доказательств в обоснование своей позиции.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда, в том числе безусловных, не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2009 года по делу А41-27475/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2009 ПО ДЕЛУ N А41-27475/08
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. по делу N А41-27475/08
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Александрова Д.Д., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулий Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Гуляев В.А. - генеральный директор, Шульга В.А. доверенность N б/н от 10.12.2008 года,
от ответчика (должника): Хлыстунова Е.С. - доверенность N 2.4-13/0080@ от 21.01.2009 года,
3-и лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2009 года по делу N А41-27475/08, принятое судьей Юдиной М.А., по заявлению ООО "Детский реабилитационный центр" к ИФНС России по г. Мытищи Московской области, с участием третьего лица - Управление Роснедвижимости по Московской области о признании недействительными решений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Детский реабилитационный центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мытищи Московской области N 261, N 262, N 263, N 264 от 02.07.2008 г. и решения N 331/4 от 05.09.2008 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2009 года по делу А41-27475/08 заявленные Обществом требования удовлетворены частично: признаны недействительными решения ИФНС России по г. Мытищи Московской области N 261 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2008 г. в части начисления по лицевому счету ООО "Детский реабилитационный центр" земельного налога в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 430.476 руб. 09 коп., N 262 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2008 г. в части начисления ООО "Детский реабилитационный центр" по лицевому счету земельного налога в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 628.522 руб. 23 коп., N 263 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2008 г., в части начисления ООО "Детский реабилитационный центр" по лицевому счету земельного налога в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 430.476 руб. 09 коп., N 264 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2008 г. в части начисления ООО "Детский реабилитационный центр" по лицевому счету земельного налога в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 73.493 руб. 43 коп., N 331/4 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.09.2008 г. в части начисления ООО "Детский реабилитационный центр" по лицевому счету земельного налога в сумме 20.676.616 руб., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 4.120.322 руб. 80 коп., начисления пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 1.044.515 руб. 99 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность решения суда проверяются по апелляционной жалобе налогового органа, в которой он просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, земельный налог исчислен ИФНС России по г. Мытищи Московской области в соответствии со ст. 396 НК РФ на основании сведений, переданных 14.11.2008 г. органами Роснедвижимости в инспекцию, налогоплательщик в нарушение требований п. 1 ст. 391 НК РФ не исчислил и не уплатил земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2006 г., за 3 квартал 2007 г. и за 2007 г. в отношении земельных участков площадью 154.013 кв. м и 822.597 кв. м, расположенных по адресу: Московская область, Мытищинский р-н, п. Нагорное.
Как указывает налоговый орган в апелляционной жалобе, в базе данных налоговой инспекции по сведениям, переданным органами Роснедвижимости, ООО "Детский реабилитационный центр" принадлежат на праве собственности два земельных участка: кадастровый номер 50:12:00803304:0008, площадью 154.013 кв. м, находящийся по адресу: Московская область, Мытищинский район, п. Нагорное, с кадастровой стоимостью 289.843.225 и кадастровый номер 50:12:0080508:0022, площадью 822.597 кв. м, находящийся по адресу: Московская область, Мытищинский район, п. Нагорное, с кадастровой стоимостью 1.548.078.198. Период действия данной оценки составляет с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г. Дата возникновения права 05.09.1991 г.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Материалами дела установлено: ИФНС России по г. Мытищи Московской области проведены камеральные проверки налоговых расчетов по авансовым платежам и уточненной налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2006 г., за 3 квартал 2007 г. и 2007 г., по результатам которых начальником ИФНС России по г. Мытищи Московской области вынесены решения N 261, N 262, N 263, N 264 от 02.07.2008 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.07.2008 г. и решение N 331/4 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.09.2008 г. (л.д. 39 - 53 том 1).
В соответствии с решениями N 261, 262, 263, 264 от 02.07.2008 г. отказано в привлечении ООО "Детский реабилитационный центр" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, начислены по лицевому счету сумма земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) за 1 квартал 2006 г. в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 430.476 руб.; сумма земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) за 2 квартал 2006 г. в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 628.522 руб. 23 коп.; сумма земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) за 3 квартал 2006 г. в сумме 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 430.476 руб.; сумма земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) за 3 квартал 2007 г. в размере 6.892.205 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 73.493 руб. 43 коп.
Согласно решению N 331/4 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.09.2008 г. отказано в привлечении ООО "Детский реабилитационный центр" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, начислена по лицевому счету сумма земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) за 2007 г. в сумме 20.676.616 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1.044.515 руб. 99 коп. и ООО "Детский реабилитационный центр" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату сумм земельного налога в виде штрафа в сумме 4.120.322 руб. 80 коп.
Основанием для вынесения оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик в нарушение требований п. 1 ст. 391 НК РФ не исчислил и не уплатил земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2006 г., за 3 квартал 2007 г. и за 2007 г. в отношении земельных участков площадью 154.013 кв. м и 822.597 кв. м, расположенных по адресу: Московская область, Мытищинский р-н, п. Нагорное.
Не согласившись с указанными требованиями и решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровую стоимость земельных участков, которая определяется налогоплательщиками-организациями в отношении каждого земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 и 3 ст. 391 НК РФ).
Кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года, как это предусмотрено п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений).
При этом обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в последующем сведения, в том числе и налоговым органам, о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, не может быть отнесена к способам доведения до налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка и не отменяет права налогоплательщика на получение такой информации в установленном законом порядке.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственным кадастровым учетом земельных участков является описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель и земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют его выделить из других земельных участков, и осуществить его качественные и экономическую оценки.
Как указано в Письме Минфина России N 03-06-02-02/75 от 06.06.2006 г. в случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения необходимо учитывать следующее.
Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.
В отношении таких земельных участков налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со статьей 81 Кодекса представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае, если кадастровая стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.
Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После утверждения такого порядка и получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик в соответствии со статьей 81 Кодекса обязан представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года. Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года. Если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачены в установленные сроки по не зависящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.
Как усматривается из письма Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.02.2008 г. N 20/5-1 (л.д. 19 том 1), распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 г. N 197-РМ не содержало данных о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ООО "Детский реабилитационный центр".
Кадастровая стоимость этих земельных участков была определена в 2007 г. и на основании представления Управления Роснедвижимости по Московской области утверждена распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.06.2007 г. N 81-РМ.
В соответствии с указанным распоряжением от 20.06.2007 г. N 81-РМ (л.д. 18 том 1) в приложение N 2 "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, отнесенных ко второй группе видов использования в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 г. N 197-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" внесены изменения, в том числе, дополнено новыми строками в отношении ООО "Детский реабилитационный центр".
В ответе от 22.09.2009 г. N И-4814-УД (л.д. 1 том 6) на запрос суда Администрация Мытищинского муниципального района Московской области сообщает, что во исполнение ст. 396 Налогового кодекса РФ приложения N 1 и N 2 к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области N 210-РМ от 30.11.2005 г. (результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Мытищинского района) были опубликованы в межмуниципальной газете "Родники" N 25 - 26 от 28.02.2006 г. В 2007 г. результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Мытищинского района не изменялись.
Администрацией Мытищинского муниципального района Московской области представлено решение Совета депутатов Мытищинского района от 17.11.2005 г. N 30/6, п. 6 которого установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в срок не позднее 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 14 ст. 396 НК РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.
Апелляционный суд считает, что в отношении спорных земельных участков не утверждены результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года в установленном порядке - до 1 марта этого года. Также не определен порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления, поскольку решением Совета депутатов Мытищинского района от 17.11.2005 г. N 30/6, установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в срок не позднее 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность установления порядка доведения до сведения налогоплательщика кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Апелляционный суд считает, что налоговая база по земельному налогу за 2006 г. и за 2007 г. не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в 2007 г. (для 2007 г. - в текущем налоговом периоде). Ссылка налогового органа на то обстоятельство, что база данных по кадастровой оценке, переданная органами Роснедвижимости в налоговый орган не изменялась за период с 01.01.2006 года по 31.12.2007 несостоятельна.
Налоговым органом в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ не представлены доказательства доведения до заявителя кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ. Также не доказано наличие оснований для вынесения оспариваемых решений в части начисления заявителю по лицевому счету земельного налога, пеней и взыскании штрафа.
Кроме того, статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
ИФНС России по г. Мытищи Московской области в апелляционной жалобе ссылается на то, что заявителю принадлежат на праве собственности два земельных участка, находящихся по адресу: Московская область, Мытищинский район, п. Нагорное.
Также налоговый орган ссылается на то, что датой возникновения права собственности является 05.09.1991 г. - дата выдачи Государственного акта на право пользования землей, выданного Всесоюзному детскому реабилитационному центру Советского детского фонда имена В.И. Ленина, на право бессрочного и бесплатного пользования 184,25 га земли (л.д. 26 - 13 том 1). Данный довод налогового органа несостоятелен.
ИФНС России по г. Мытищи в Московской области в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ не представлены доказательства того, что заявитель являлся в 2006 - 2007 г.г. собственником спорных земельных участков либо владел ими на праве постоянного (бессрочного) пользования. Также налоговым органом не представлены доказательства того, что заявитель является правопреемником Всесоюзного детского реабилитационного центра Советского детского фонда имена В.И. Ленина, в связи с чем как правопреемник становится плательщиком земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
В материалы дела представлено письмо Главы Мытищинского района Московской области от 13.01.1997 г. N И-13/50, адресованное Заместителю председателя Госкомимущества РФ (л.д. 42 - 43 том 6), в котором глава сообщается, что АООТ "Детский реабилитационный центр" (в настоящее время ООО "Детский реабилитационный центр") образовано не в процессе реорганизации Всесоюзного детского реабилитационного центра Советского детского фонда имена В.И. Ленина, а в соответствии со ст. 98 ГК РФ образовано его учредителями. Всесоюзный детский реабилитационный центр Советского детского фонда имена В.И. Ленина по решению общего собрания руководителей Детских Фондов суверенных государств 9 января 1992 г. реорганизован в Международную Ассоциацию Детских фондов.
Как усматривается из материалов дела, на основании Постановления Главы Мытищинского муниципального района N 2690 от 08 октября 2008 года "О предоставлении земельных участков в собственность ООО "ДРЦ", были заключены договоры купли-продажи на спорные земельные участки. При этом, основанием для заключения договора купли-продажи земельных участков являлось не переоформление права постоянного бессрочного пользования, а наличие зданий и сооружений заявителя на данных земельных участках.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что как следует из объяснений Управления Роснедвижимости по Московской области, в связи с отсутствием данных о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0080304:8, 50:12:0080508:22 в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 N 197-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" первоначально кадастровая стоимость указанных земельных участков рассчитывалась согласно письму Управления от 23.03.2006 г. исх. N 1989-4 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков, учтенных в государственном земельном кадастре и не являющихся объектом кадастровой оценки" путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель второй группы видов функционального использования земель особо охраняемых территорий и объектов для Мытищинского района, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 06.04.2006 N 28-РМ, на площадь земельного участка (л.д. 27 том 6).
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена только в 2007 году и на основании представления Управления Роснедвижимости по Московской области утверждена распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.06.2007 N 81-РМ, данная ссылка налогового органа необоснованна. Кроме того, письмо Управления от 23.03.2006 г. исх. N 1989-4 не является нормативным актом, определение кадастровой стоимости на основании данных указанного письма, апелляционный суд считает неправомерным, противоречащим положениям статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, подлежат признанию недействительными решения ИФНС России по г. Мытищи Московской области N 261, N 262, N 263, N 264 от 02.07.2008 г. и решение N 331/4 от 05.09.2008 г. в части доначисления по лицевому счету земельного налога, пени за его несвоевременную уплату и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неполную уплату земельного налога.
Апелляционный суд считает, что налоговым органом, в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ не представлено апелляционному суду нормативных доказательств в обоснование своей позиции.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда, в том числе безусловных, не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2009 года по делу А41-27475/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
И.В.ЧАЛБЫШЕВА
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
И.В.ЧАЛБЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)