Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.12.2004 N А55-15719/03-5-2152/04-5

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 20 декабря 2004 года Дело N А55-15719/03-5-2152/04-5


Открытое акционерное общество "Акоста" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району, г. Самара, о признании незаконным решения N 13-21/65 от 28.11.2003 о привлечении Общества к налоговой ответственности за нарушение законодательства.
Решением суда от 17.05.2004 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с ранее вынесенными по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и Постановление апелляционной инстанций.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 20 декабря 2004 г. 10 час. 00 мин.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Открытое акционерное общество "Акоста" в проверяемом периоде осуществляло операции по оптово-розничной реализации нефтепродуктов на основании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что объектом налогообложения по п/п. 3 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации является получение нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство, от организации, имеющей свидетельство. Следовательно, действия налогоплательщика по неначислению акциза по полученным подакцизным нефтепродуктам от поставщиков, не имеющих свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, является обоснованным.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод судов не основан на нормах права.
В соответствии с п. 2 ст. 179 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.
Поскольку указанные операции на основании вышеприведенных норм Закона являются объектом налогообложения, Налоговая инспекция правомерно указывает на необходимость уплаты акцизов со всех операций.
В этом же подпункте разъяснено, что для целей настоящей главы получением нефтепродуктов признается также приобретение нефтепродуктов в собственность.
Из данной нормы Налогового кодекса Российской Федерации следует, что вне зависимости от того, для каких целей были приобретены нефтепродукты: для последующей перепродажи, для использования в производстве или для иных нужд, лицо, имеющее свидетельство, уплачивает акцизы со всего объема приобретенных нефтепродуктов (как реализуемых непосредственно с заводов потребителям, минуя собственные мощности, так и приобретаемые на автозаправочных станциях для собственных нужд).
То есть, если организация, имеющая свидетельство, приобретает нефтепродукты на автозаправочных станциях, в том числе по кассовым чекам, для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления и т.д., то данное приобретение подлежит обложению акцизами в общеустановленном порядке. При этом уменьшение начисленной им суммы акциза на сумму акциза, уплаченную в цене приобретения этих товаров, в Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено.
Вместе с тем п/п. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
Исходя из вышеизложенного сумма акциза, начисленная налогоплательщиком по приобретенным нефтепродуктам и использованным им на собственные нужды, учитывается в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, если стоимость вышеуказанных нефтепродуктов также включена в расходы, учитываемые для целей налогообложения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы налогового органа о необходимости уплаты акцизов по всем полученным нефтепродуктам соответствуют нормам Налогового кодекса.
Кроме того, из акта проверки и из кассационной жалобы следует, что по некоторым нефтепродуктам налоговый орган произвел пересчет полученных нефтепродуктов из объемных единиц в весовые и по результатам своих расчетов доначислил сумму акцизов.
Судом кассационной инстанции данный расчет не может быть принят в связи с тем, что данные доводы не исследовались ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций.
Поэтому при новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо дать оценку вышеуказанным доводам налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 287 (п. 3 ч. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.05.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 20.07.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15719/03-5-2152/04-5 отменить, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району, г. Самара, удовлетворить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 декабря 2004 года Дело N А55-15719/03-5-2152/04-5


Открытое акционерное общество "Акоста" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району, г. Самара, о признании незаконным решения N 13-21/65 от 28.11.2003 о привлечении Общества к налоговой ответственности за нарушение законодательства.
Решением суда от 17.05.2004 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с ранее вынесенными по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и Постановление апелляционной инстанций.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 20 декабря 2004 г. 10 час. 00 мин.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Открытое акционерное общество "Акоста" в проверяемом периоде осуществляло операции по оптово-розничной реализации нефтепродуктов на основании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что объектом налогообложения по п/п. 3 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации является получение нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство, от организации, имеющей свидетельство. Следовательно, действия налогоплательщика по неначислению акциза по полученным подакцизным нефтепродуктам от поставщиков, не имеющих свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, является обоснованным.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод судов не основан на нормах права.
В соответствии с п. 2 ст. 179 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.
Поскольку указанные операции на основании вышеприведенных норм Закона являются объектом налогообложения, Налоговая инспекция правомерно указывает на необходимость уплаты акцизов со всех операций.
В этом же подпункте разъяснено, что для целей настоящей главы получением нефтепродуктов признается также приобретение нефтепродуктов в собственность.
Из данной нормы Налогового кодекса Российской Федерации следует, что вне зависимости от того, для каких целей были приобретены нефтепродукты: для последующей перепродажи, для использования в производстве или для иных нужд, лицо, имеющее свидетельство, уплачивает акцизы со всего объема приобретенных нефтепродуктов (как реализуемых непосредственно с заводов потребителям, минуя собственные мощности, так и приобретаемые на автозаправочных станциях для собственных нужд).
То есть, если организация, имеющая свидетельство, приобретает нефтепродукты на автозаправочных станциях, в том числе по кассовым чекам, для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления и т.д., то данное приобретение подлежит обложению акцизами в общеустановленном порядке. При этом уменьшение начисленной им суммы акциза на сумму акциза, уплаченную в цене приобретения этих товаров, в Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено.
Вместе с тем п/п. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
Исходя из вышеизложенного сумма акциза, начисленная налогоплательщиком по приобретенным нефтепродуктам и использованным им на собственные нужды, учитывается в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, если стоимость вышеуказанных нефтепродуктов также включена в расходы, учитываемые для целей налогообложения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы налогового органа о необходимости уплаты акцизов по всем полученным нефтепродуктам соответствуют нормам Налогового кодекса.
Кроме того, из акта проверки и из кассационной жалобы следует, что по некоторым нефтепродуктам налоговый орган произвел пересчет полученных нефтепродуктов из объемных единиц в весовые и по результатам своих расчетов доначислил сумму акцизов.
Судом кассационной инстанции данный расчет не может быть принят в связи с тем, что данные доводы не исследовались ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций.
Поэтому при новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо дать оценку вышеуказанным доводам налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 287 (п. 3 ч. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.05.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 20.07.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15719/03-5-2152/04-5 отменить, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району, г. Самара, удовлетворить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)