Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 19.09.2006, 09.10.2006 ПО ДЕЛУ N А40-45777/06-76-348

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


19 сентября 2006 г. Дело N А40-45777/06-76-348

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 9 октября 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ч., при ведении протокола судебного заседания судьей дов. от 18.09.06, от заинтересованного лица: Ф. по. дов. от 25.05.06, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ управы района Сокольники г. Москвы к Инспекции ФНС России N 18 по Москве, 3-и лица Правительство Москвы, Префектура ВАО г. Москвы, Департамент финансов г. Москвы о признании незаконным решения от 15.06.06 N 1775 "О привлечении ГУ управы района Сокольники Москвы к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1.1 ст. 122 ч. 1 и ч. 1 ст. 123 НК РФ" и требования об уплате 913522,22 руб., при участии от заявителя: П. дов. от 20.07.06, Е. дов. от 18.09.06; от ответчика: Ф. дов. от 25.05.05,

УСТАНОВИЛ:

ГУ управы района Сокольники г. Москвы обратилось с заявлением о признании незаконным решения от 15.06.06 N 1775 "О привлечении ГУ управы района Сокольники Москвы к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1.1 ст. 122 ч. 1 и ч. 1 ст. 123 НК РФ" и требования об уплате 913522,22 руб.
Представитель Инспекции ФНС России N 18 по Москве на основании требования пояснил, что при проведении выездной налоговой проверки установлены нарушения ст. ст. 236, 237, 238 НК РФ в 2003 - 2005 гг. не включены в налогооблагаемую базу по ЕСН сотрудникам суммы компенсаций на санаторно-курортное лечение. Компенсационные выплаты в размере 2531822 руб. следует включить в налогооблагаемую базу по ЕСН. Задолженность по ЕСН составила 518515,64 руб. Согласно ст. 75 НК РФ начислены пени по ЕСН - 77601,24 руб.; в соответствии со ст. 26 Закона N 167-ФЗ начислены пени за 2005 г. за несвоевременную уплату в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на ОПС в сумме 1279,86 руб. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии за 2005 г. - 1127,19 руб., на накопительную часть трудовой пенсии за 2005 г. - 152,67 руб.); нарушение ст. ст. 226, 210, 217, 212 НК РФ. В январе 2003 г. установлена кредиторская задолженность в связи с недоперечислением суммы НДФЛ в размере 7877 руб. Согласно ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 4584,94 руб.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил.
Инспекцией ФНС Российской Федерации N 18 по Восточному округу г. Москвы проведена выездная налоговая проверка ГУ управа Сокольники г. Москвы по вопросам правильности уплаты налогов: налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2003 по 31.03.2006; единого социального налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2003 по 01.12.2005; правомерности привлечения иностранной рабочей силы, по результатам проверки организация была привлечена к налоговой ответственности:
- - по ЕСН предусмотренному п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога 105107,89 руб.;
- - по НДФЛ предусмотренному ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога организация привлекается к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению 67402,80 руб.;
- - по страховым взносам на ОПС предусмотренным п. 2 ст. 27 Закона N 167-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов на ОПС в результате занижения базы в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм страховых взносов на ОПС 20642,89 руб.
Организацией представлены разногласия от 05.06.2006 на акт выездной налоговой проверки от 17.05.2006 N 929, по результатам которых уменьшены следующие платежи:
- - по ЕСН на сумму 103703,13 руб.; пени на сумму 77601,24 руб.;
- - штрафные санкции по НДФЛ на сумму 45925,20 руб.;
- - пени на сумму 80331,20 руб.
Во исполнение определения Арбитражного суда г. Москвы Инспекцией ФНС N 18 по г. Москве совместно с ГУ управа района "Сокольники" проведена сверка расчетов начисленных по решению сумм, в результате которой выявлено, что при изготовлении решения N 1775 от 16.06.06 была допущена техническая ошибка в итоговой сумме решения, а именно, указана сумма 913522 руб. 22 коп., данная ошибка произошла ввиду того, что при вынесении решения были неправильно уменьшены суммы штрафных санкций по НДФЛ на сумму 45925 руб. 20 коп, должна быть указана сумма 65827 руб. 40 коп., соответственно, итоговая сумма решения составляет 898204 руб. 74 коп.
ГУ управой района "Сокольники" был представлен расчет сумм налога, пени:
- - налогоплательщик согласен и не оспаривает суммы решения в части привлечения к налоговой ответственности по ЕСН в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 1404 руб. 76 коп.;
- - налогоплательщик согласен и не оспаривает сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога по ЕСН в сумме 7023 руб. 83 коп.;
- - налогоплательщик согласен и не оспаривает начисленную сумму пени по ЕСН в сумме 2459 руб. 96 коп.;
- - налогоплательщик согласен и не оспаривает суммы решения в части привлечения к налоговой ответственности по НДФЛ в соответствии со ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 1575 руб. 40 коп.;
- - налогоплательщик согласен и не оспаривает сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога по НДФЛ в сумме 7877 руб.;
- - налогоплательщик согласен и не оспаривает начисленную сумму пени по НДФЛ в сумме 4584 руб. 94 коп;
- - налогоплательщик не согласен и оспаривает суммы решения в части привлечения к налоговой ответственности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии с п. 2 ст. 27 Закона N 167-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 20642 руб. 89 коп.;
- - налогоплательщик не согласен и оспаривает сумму пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС в сумме 1279 руб. 86 коп.;
- - налогоплательщик не согласен и оспаривает сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога по ЕСН в сумме 518515 руб. 64 коп.;
- - налогоплательщик не согласен и оспаривает сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога по НДФЛ в сумме 229626 руб.;
- - налогоплательщик не согласен и оспаривает сумму неуплаченных (не полностью уплаченных) страховых взносов на ОПС за 2005 г. в сумме 103214,46 руб.
Заявленные требования рассматриваются с учетом уточнения заявителя по акту сверки в соответствии со ст. 41 АПК РФ.
В оспариваемой части решения налоговый орган оценил как неправомерное невключение в налоговую базу по ЕСН на суммы компенсаций на санаторно-курортное лечение (п. 2.12 акта на сумму 518515,64 руб.), в налогооблагаемую базу по НДФЛ сотрудникам на суммы компенсаций на санаторно-курортное лечение (п. 2.32 акта на сумму 229626,0 руб.), страховым взносам стоимости выплаченных служащими компенсаций стоимости санаторно-курортных путевок и компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно. По расчетам ответчика штрафы и пени за указываемый период с 2003 - 2006 гг. составили общую сумму 165380,58 руб. У ответчика не имелось правовых оснований для такого вывода.
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, субъектов РФ компенсационных выплат, связанных с возмещением иных расходов. Перечень необлагаемых выплат не является закрытым и подлежит определению с учетом иных законодательных актов.
Принимая во внимание особенности государственной службы как вида профессиональной деятельности граждан Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами предусмотрены дополнительные гарантии для государственного служащего. В ст. 15 Закона N 119-ФЗ предусмотрена система гарантий-условий прохождения государственной службы, предусматривающая в том числе компенсации, направленные на возмещение государственному служащему физических, материальных и моральных затрат, связанных с выполнением обязанностей по государственной должности. Согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Статья 165 Трудового кодекса РФ предусматривает, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом, работникам представляются гарантии и компенсации в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными Федеральными законами. Статьей 15 Закона N 119-ФЗ предусмотрено право субъектов РФ, устанавливать своими законами иные, не обозначенные Законом N 119-ФЗ, гарантии (компенсации) для государственного служащего. Согласно подпункту 1.4 пункта 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 15.07.2005 N 43 "О государственных должностях города Москвы, а также п. 6 и п. 7 ст. 42 Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" для государственного служащего г. Москвы установлено предоставление ежегодной бесплатной или льготной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующей компенсации. Спорные выплаты произведены также на основании Указа Мэра Москвы от 05.03.03 N 7-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих города Москвы", Постановлений Правительства Москвы от 16.03.2004 N 143-ПП "О размерах компенсаций за неиспользованные санаторно-курортные путевки и возмещения расходов по проезду к месту отдыха и обратно государственным служащим города Москвы", Указа Мэра от 13.12.2005 N 83-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных гражданских служащих города Москвы", Постановления Правительства Москвы от 07.02.2006 N 76-ПП "О размерах компенсаций за неиспользованные санаторно-курортные путевки и возмещения расходов по проезду к месту отдыха и обратно государственным гражданским служащим города Москвы", а также приказов Главы управы.
Названные выплаты не входят в систему оплаты труда и не являются составной частью заработной платы государственного служащего, а следовательно, суммы названных выплат не подлежат налогообложению ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Согласно ст. 41 Налогового кодекса доходом налогоплательщика может быть признана только его экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
Таким образом, доводы Инспекции ФНС Российской Федерации N 18 о том, что представление бесплатной либо льготной путевки (или денежной компенсации за нее) не связано с выполнением трудовых обязанностей несостоятелен, поскольку установленные законом компенсации направлены на восполнение государственному служащему его физических и моральных затрат, связанных с выполнением должностных обязанностей.
Требования, изложенные в оспариваемом решении, о включении в налоговую базу по налогу физических лиц сумм компенсационных выплат являются неправомерными в силу того, что указанные выплаты на санаторно-курортную путевку носят компенсационный характер и не являются доходом (экономической выгодой в денежной либо натуральной форме) в понимании ст. 209 Налогового кодекса РФ. Начисление НДФЛ, поставило бы лиц воспользовавшихся компенсацией, в неравное положение с теми, кто использовал путевку и не облагался налогом.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 03.12.2002 N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов" финансирование деятельности истца осуществляется за счет средств, предусмотренных в смете бюджета города Москвы на государственное управление. Средства для осуществления указанных в требованиях выплат по ЕСН и НДФЛ у истца как у финансируемой по целевым статьям бюджетной организации отсутствуют, поскольку истребуемые платежи городским бюджетом по статье государственное управление не предусмотрены.
Таким образом, взыскание данных платежей со счета истца не позволит выполнить другие, финансируемые городским бюджетом и возложенные на территориальный орган исполнительной власти законодательством задачи. Департамент финансов города Москвы как уполномоченный в данной сфере орган придерживается мнения о том, что компенсационные выплаты за санаторно-курортную путевку налогообложению не подлежат.
Согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). При наличии неясности в законе и разноречивых указаний налоговых органов налогоплательщик был вправе не облагать указанные выше выплаты НДФЛ и ЕСН.
Согласно ст. 109 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговые правонарушения при отсутствии вины лица.
Согласно п. 3 ст. 111 Налогового кодекса РФ обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика, признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания).
Таким образом, в действиях истца отсутствует состав налогового нарушения предусмотренного ч. 1 ст. 122 и ч. 1 ст. 123 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 137, 138 НК РФ и ст. ст. 197, 198, 199, 200, 201 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным решение Инспекции ФНС России N 18 по г. Москве N 1775 от 15.06.2006 "О привлечении ГУ управы района Сокольники Москвы к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1.1 ст. 122 ч. 1 и ч. 1 ст. 123 НК РФ" в части привлечения к налоговой ответственности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде взыскания штрафа в сумме 20642 руб. 89 коп; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1279 руб. 86 коп.; суммы неуплаченного налога по единому социальному налогу в размере 518515 руб. 64 коп.; суммы неуплаченного налога по НДФЛ в размере 229626 руб.; суммы неуплаченных страховых взносов на ОПС в сумме 103214 руб. 46 коп.
Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)