Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Дело N 3-1
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего Кожина Н.А.,
секретаря судебного заседания Янсон С.Ю.
с участием прокурора Быстрова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 20 января 2004 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащей федеральному законодательству ст. 4 областного закона от 14 ноября 2003 года N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области",
14 ноября 2003 года на двадцать пятой сессии Архангельского областного Собрания депутатов был принят областной закон N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" (далее - областной закон), в соответствии с которым на территории Архангельской области с 1 января 2004 года установлен и введен в действие налог на имущество организаций.
Заместитель прокурора области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству ст. 4 областного закона.
Статьей 4 областного закона предусмотрено, что форма отчетности и по налогу на имущество организаций утверждается администрацией области по согласованию с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Прокурор считает, что ст. 4 областного закона противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ установление формы отчетности по налогу на имущество организаций отнесено к компетенции законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
Передача администрации области права утверждать форму отчетности по указанному налогу повлечет издание ею нормативного акта, дополняющего законодательство о налогах, что противоречит п. 1 ст. 4 НК РФ.
В судебном заседании прокурор областной прокуратуры Быстров О.В. заявление поддержал.
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов Козьмина О.В. с заявлением не согласилась. Считает, что делегирование администрации области полномочия по утверждению отчетности по налогу не противоречит ст. 4 НК РФ. Областным законом установлены все основные элементы налога, предусмотренные ст. 17 НК РФ. Форма отчетности не входит в спектр основных налоговых элементов и может быть утверждена администрацией области.
Представитель главы администрации Архангельской области с заявлением не согласился, представив письменные возражения. Считает, что ст. 4 областного закона не противоречит ст. 372 НК РФ, поскольку понятие "определять" не означает "устанавливать". Поэтому форма отчетности по налогу на имущество организаций устанавливается администрацией области.
В судебное заседание представитель главы администрации Архангельской области не явился и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Как следует из экспертного заключения Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области, ст. 4 областного закона не соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству.
Изучив материалы дела, обсудив доводы прокурора областной прокуратуры Быстрова О.В., представителей областного Собрания депутатов и главы администрации области, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
1. В судебном заседании установлено, что постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 14 ноября 2003 года был принят областной закон N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" и направлен главе администрации области для подписания и официального опубликования.
В соответствии с пунктами 5, 8 ст. 33 Устава Архангельской области областной закон подписан главой администрации Архангельской области и опубликован в газете "Волна" от 28 ноября 2003 года N 47.
Как следует из ст. 7 областного закона, настоящий областной закон вступает в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Согласно пункту "и" части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Как установлено п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 7 Устава Архангельской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области, изложенным в Конституции Российской Федерации, на основе принимаемых федеральных законов принимаются областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области.
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации).
Таким федеральным законом является Налоговый кодекс Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В силу п. 4 ст. 1 НК РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.
Следовательно, при отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации может осуществить собственное правовое регулирование. Вместе с тем субъект Российской Федерации не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона.
Поэтому установить налог может только законодательный орган в надлежащей форме с соблюдением установленного законодательством порядка и в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов.
В судебном заседании установлено, что областной закон принят согласно ст. 372 НК РФ, подпункту "з" п. 2 ст. 23 Устава Архангельской области в пределах компетенции Архангельского областного Собрания депутатов.
Исходя из изложенного, суд считает, что областное Собрание депутатов вправе регулировать общественные отношения, связанные с установлением, введением и взиманием на территории Архангельской области налога на имущество организаций, но в соответствии с федеральным законодательством.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п. 2 ст. 22 Устава Архангельской области областные законы и иные нормативные правовые акты областного Собрания, принимаемые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия областных законов и иных нормативных правовых актов областного Собрания федеральным законам действует федеральный закон.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Основания признания областного закона не соответствующим Налоговому кодексу установлены п. 1 ст. 6 НК РФ.
Так, согласно подпунктам 3, 9 п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт: изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом "и" п. 1 ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ) налог на имущество организаций включен в систему региональных налогов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена новой главой 30 "Налог на имущество организаций".
Таким образом, с 1 января 2004 года федеральным законодателем введено новое правовое регулирование "имущественного налога".
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
Предметом правового регулирования областного закона являются общественные отношения, связанные с установлением, введением и взиманием на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса.
Так, областным законом установлены налоговые ставки (ст. 2), порядок и сроки уплаты налога (ст. 3), порядок утверждения формы отчетности по налогу (ст. 4).
Таким образом, областной закон принят в соответствии с главой 30 части второй Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ.
Законодателем предусмотрен специальный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением некоторых случаев, предусмотренных указанной статьей НК РФ).
Следовательно, нормы законодательства о налогах и сборах вступают в силу при соблюдении двух условий и соответственно наступлении двух дат, из которых более поздняя и будет днем вступления в силу: первый день по истечении месяца со дня официального опубликования нормативного акта; первый день очередного налогового периода.
Таким образом, для правомерного взимания в 2004 году на территории субъекта РФ налога на имущество организаций закон этого субъекта РФ должен быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября 2003 г. (абзацы 1, 4, 9 ст. 6.1, ст. 372 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что областной закон был принят 14 ноября 2003 года, т.е. до официального опубликования текста Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением статей 1 и 3 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ опубликован в "Парламентской газете" от 15 ноября 2003 г. N 212, в "Российской газете" от 18 ноября 2003 г. N 234 (дополнительный выпуск), в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 ноября 2003 г. N 46 (часть I) ст. 4435.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. После приятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно ст. 4 областного закона форма отчетности по налогу на имущество организаций утверждается администрацией области по согласованию с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В силу п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.
Следовательно, форма отчетности по налогу является одним из элементов налогообложения, определяемых законодательными органами субъектов РФ. Поэтому доводы представителя Собрания депутатов, что форма отчетности не входит в спектр основных налоговых элементов, являются необоснованными.
Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что форму отчетности по налогу на имущество организаций определяют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Доводы представителя главы администрации области, что ст. 4 областного закона не противоречит ст. 372 НК РФ, поскольку понятие "определять" не означает "устанавливать", суд считает необоснованными.
Пунктом 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ установлено право законодательным (представительным) органам субъектов РФ определять не только форму отчетности по налогу, но и другие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Поэтому понятие "определять" в данных нормах может толковаться как "устанавливать", "утверждать", что следует из текстуального смысла закона.
Об этом же свидетельствует текст областного закона, которым установлены все элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Представитель областного Собрания депутатов считает, что законодательный орган делегировал администрации области полномочия по утверждению формы отчетности по налогу и эти действия не противоречат ст. 4 Налогового кодекса РФ.
Однако указанные доводы противоречат общему принципу организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и Налоговым кодексом.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
В соответствии со ст. 8 Устава Архангельской области система государственной власти в Архангельской области строится в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, принципами федеративного устройства Российской Федерации и на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Архангельской области осуществляют: законодательную (представительную) - Архангельское областное Собрание депутатов; исполнительную - высший исполнительный орган - администрация Архангельской области, возглавляемая главой администрации Архангельской области.
Архангельское областное Собрание депутатов является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области (ст. 20 Устава).
Согласно подпункту "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "д" п. 2 ст. 5 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.
Согласно подпункту "б" п. 1, подпункту "з" п. 2 ст. 23 Устава областное Собрание принимает областные законы; устанавливает налоги, сборы, а также порядок их взимания, установление которых отнесено законодательством Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливает, что в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Таким образом, ни указанным Федеральным законом, ни Уставом области не предусмотрена передача полномочий законодательного органа области исполнительному органу власти.
В то же время установление формы отчетности по налогу на имущество организаций отнесено к компетенции законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 372 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Поэтому передача администрации области права утверждать форму отчетности по налогу на имущество организаций повлечет издание нормативного правового акта, дополняющего законодательство о налогах.
Следовательно, ст. 4 областного закона противоречит п. 1 ст. 4 НК РФ и п. 4 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", так как она перераспределяет полномочия органов государственной власти области по предмету совместного ведения, установленные федеральным законом.
Исходя из изложенного, суд считает, что ст. 4 областного закона противоречит федеральному законодательству: п. 4 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 4 ст. 1, п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поэтому суд признает ст. 4 областного закона недействующей со дня со дня его принятия, т.е. с 14 ноября 2003 года.
Решение суда о признании недействующей ст. 4 областного закона вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы ст. 4 областного закона, а также других нормативных правовых актов, основанных на этой статье областного закона или воспроизводящих ее содержание.
Решение суда о признании недействующей ст. 4 областного закона не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакцию областной газеты "Волна" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь статьями 198, 253 ГПК РФ, суд
Заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащей федеральному законодательству ст. 4 областного закона от 14 ноября 2003 года N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" удовлетворить.
Признать недействующей со дня принятия - с 14 ноября 2003 года ст. 4 областного закона от 14 ноября 2003 года N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области".
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакцию областной газеты "Волна" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его провозглашения с подачей жалобы через Архангельский областной суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛСУДА ОТ 20.01.2004 N 3-1
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело N 3-1
РЕШЕНИЕ
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего Кожина Н.А.,
секретаря судебного заседания Янсон С.Ю.
с участием прокурора Быстрова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 20 января 2004 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащей федеральному законодательству ст. 4 областного закона от 14 ноября 2003 года N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области",
установил:
14 ноября 2003 года на двадцать пятой сессии Архангельского областного Собрания депутатов был принят областной закон N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" (далее - областной закон), в соответствии с которым на территории Архангельской области с 1 января 2004 года установлен и введен в действие налог на имущество организаций.
Заместитель прокурора области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству ст. 4 областного закона.
Статьей 4 областного закона предусмотрено, что форма отчетности и по налогу на имущество организаций утверждается администрацией области по согласованию с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Прокурор считает, что ст. 4 областного закона противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ установление формы отчетности по налогу на имущество организаций отнесено к компетенции законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
Передача администрации области права утверждать форму отчетности по указанному налогу повлечет издание ею нормативного акта, дополняющего законодательство о налогах, что противоречит п. 1 ст. 4 НК РФ.
В судебном заседании прокурор областной прокуратуры Быстров О.В. заявление поддержал.
Представитель Архангельского областного Собрания депутатов Козьмина О.В. с заявлением не согласилась. Считает, что делегирование администрации области полномочия по утверждению отчетности по налогу не противоречит ст. 4 НК РФ. Областным законом установлены все основные элементы налога, предусмотренные ст. 17 НК РФ. Форма отчетности не входит в спектр основных налоговых элементов и может быть утверждена администрацией области.
Представитель главы администрации Архангельской области с заявлением не согласился, представив письменные возражения. Считает, что ст. 4 областного закона не противоречит ст. 372 НК РФ, поскольку понятие "определять" не означает "устанавливать". Поэтому форма отчетности по налогу на имущество организаций устанавливается администрацией области.
В судебное заседание представитель главы администрации Архангельской области не явился и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Как следует из экспертного заключения Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области, ст. 4 областного закона не соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству.
Изучив материалы дела, обсудив доводы прокурора областной прокуратуры Быстрова О.В., представителей областного Собрания депутатов и главы администрации области, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
1. В судебном заседании установлено, что постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 14 ноября 2003 года был принят областной закон N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" и направлен главе администрации области для подписания и официального опубликования.
В соответствии с пунктами 5, 8 ст. 33 Устава Архангельской области областной закон подписан главой администрации Архангельской области и опубликован в газете "Волна" от 28 ноября 2003 года N 47.
Как следует из ст. 7 областного закона, настоящий областной закон вступает в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Согласно пункту "и" части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Как установлено п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 7 Устава Архангельской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Архангельской области, изложенным в Конституции Российской Федерации, на основе принимаемых федеральных законов принимаются областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области.
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации).
Таким федеральным законом является Налоговый кодекс Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В силу п. 4 ст. 1 НК РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.
Следовательно, при отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации может осуществить собственное правовое регулирование. Вместе с тем субъект Российской Федерации не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона.
Поэтому установить налог может только законодательный орган в надлежащей форме с соблюдением установленного законодательством порядка и в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов.
В судебном заседании установлено, что областной закон принят согласно ст. 372 НК РФ, подпункту "з" п. 2 ст. 23 Устава Архангельской области в пределах компетенции Архангельского областного Собрания депутатов.
Исходя из изложенного, суд считает, что областное Собрание депутатов вправе регулировать общественные отношения, связанные с установлением, введением и взиманием на территории Архангельской области налога на имущество организаций, но в соответствии с федеральным законодательством.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п. 2 ст. 22 Устава Архангельской области областные законы и иные нормативные правовые акты областного Собрания, принимаемые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия областных законов и иных нормативных правовых актов областного Собрания федеральным законам действует федеральный закон.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Основания признания областного закона не соответствующим Налоговому кодексу установлены п. 1 ст. 6 НК РФ.
Так, согласно подпунктам 3, 9 п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт: изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом "и" п. 1 ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ) налог на имущество организаций включен в систему региональных налогов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесения изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена новой главой 30 "Налог на имущество организаций".
Таким образом, с 1 января 2004 года федеральным законодателем введено новое правовое регулирование "имущественного налога".
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
Предметом правового регулирования областного закона являются общественные отношения, связанные с установлением, введением и взиманием на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса.
Так, областным законом установлены налоговые ставки (ст. 2), порядок и сроки уплаты налога (ст. 3), порядок утверждения формы отчетности по налогу (ст. 4).
Таким образом, областной закон принят в соответствии с главой 30 части второй Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ.
Законодателем предусмотрен специальный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением некоторых случаев, предусмотренных указанной статьей НК РФ).
Следовательно, нормы законодательства о налогах и сборах вступают в силу при соблюдении двух условий и соответственно наступлении двух дат, из которых более поздняя и будет днем вступления в силу: первый день по истечении месяца со дня официального опубликования нормативного акта; первый день очередного налогового периода.
Таким образом, для правомерного взимания в 2004 году на территории субъекта РФ налога на имущество организаций закон этого субъекта РФ должен быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября 2003 г. (абзацы 1, 4, 9 ст. 6.1, ст. 372 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что областной закон был принят 14 ноября 2003 года, т.е. до официального опубликования текста Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением статей 1 и 3 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ опубликован в "Парламентской газете" от 15 ноября 2003 г. N 212, в "Российской газете" от 18 ноября 2003 г. N 234 (дополнительный выпуск), в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 ноября 2003 г. N 46 (часть I) ст. 4435.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. После приятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно ст. 4 областного закона форма отчетности по налогу на имущество организаций утверждается администрацией области по согласованию с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В силу п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.
Следовательно, форма отчетности по налогу является одним из элементов налогообложения, определяемых законодательными органами субъектов РФ. Поэтому доводы представителя Собрания депутатов, что форма отчетности не входит в спектр основных налоговых элементов, являются необоснованными.
Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что форму отчетности по налогу на имущество организаций определяют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Доводы представителя главы администрации области, что ст. 4 областного закона не противоречит ст. 372 НК РФ, поскольку понятие "определять" не означает "устанавливать", суд считает необоснованными.
Пунктом 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ установлено право законодательным (представительным) органам субъектов РФ определять не только форму отчетности по налогу, но и другие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Поэтому понятие "определять" в данных нормах может толковаться как "устанавливать", "утверждать", что следует из текстуального смысла закона.
Об этом же свидетельствует текст областного закона, которым установлены все элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Представитель областного Собрания депутатов считает, что законодательный орган делегировал администрации области полномочия по утверждению формы отчетности по налогу и эти действия не противоречат ст. 4 Налогового кодекса РФ.
Однако указанные доводы противоречат общему принципу организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и Налоговым кодексом.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
В соответствии со ст. 8 Устава Архангельской области система государственной власти в Архангельской области строится в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, принципами федеративного устройства Российской Федерации и на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Архангельской области осуществляют: законодательную (представительную) - Архангельское областное Собрание депутатов; исполнительную - высший исполнительный орган - администрация Архангельской области, возглавляемая главой администрации Архангельской области.
Архангельское областное Собрание депутатов является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области (ст. 20 Устава).
Согласно подпункту "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "д" п. 2 ст. 5 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.
Согласно подпункту "б" п. 1, подпункту "з" п. 2 ст. 23 Устава областное Собрание принимает областные законы; устанавливает налоги, сборы, а также порядок их взимания, установление которых отнесено законодательством Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливает, что в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Таким образом, ни указанным Федеральным законом, ни Уставом области не предусмотрена передача полномочий законодательного органа области исполнительному органу власти.
В то же время установление формы отчетности по налогу на имущество организаций отнесено к компетенции законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 372 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Поэтому передача администрации области права утверждать форму отчетности по налогу на имущество организаций повлечет издание нормативного правового акта, дополняющего законодательство о налогах.
Следовательно, ст. 4 областного закона противоречит п. 1 ст. 4 НК РФ и п. 4 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", так как она перераспределяет полномочия органов государственной власти области по предмету совместного ведения, установленные федеральным законом.
Исходя из изложенного, суд считает, что ст. 4 областного закона противоречит федеральному законодательству: п. 4 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 4 ст. 1, п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поэтому суд признает ст. 4 областного закона недействующей со дня со дня его принятия, т.е. с 14 ноября 2003 года.
Решение суда о признании недействующей ст. 4 областного закона вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы ст. 4 областного закона, а также других нормативных правовых актов, основанных на этой статье областного закона или воспроизводящих ее содержание.
Решение суда о признании недействующей ст. 4 областного закона не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" суд считает необходимым по вступлению решения в законную силу обязать редакцию областной газеты "Волна" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь статьями 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащей федеральному законодательству ст. 4 областного закона от 14 ноября 2003 года N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области" удовлетворить.
Признать недействующей со дня принятия - с 14 ноября 2003 года ст. 4 областного закона от 14 ноября 2003 года N 204-25-ОЗ "О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области".
По вступлению решения суда в законную силу обязать редакцию областной газеты "Волна" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его провозглашения с подачей жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий
Н.А.КОЖИН
Н.А.КОЖИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)