Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2008 ПО ДЕЛУ N А62-3518/2007

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2008 г. по делу N А62-3518/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 по делу N А62-3518/2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Реванш" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Смоленска (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес и выдаче свидетельства о регистрации по месту функционирования филиала N 77, а также обязании Инспекции его выдать.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2007 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Как усматривается из материалов дела, 15.08.2007 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о постановке на налоговый учет объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес - по месту функционирования филиала N 77 по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, 29Б.
Письмом от 22.08.2007 N СК-12-44/57252 Инспекция отказала в постановке на учет игрового оборудования указав, что ООО "Реванш" не сообщило налоговому органу о создании обособленного подразделения на территории Ленинского района г. Смоленска.
Полагая, что отказ налогового органа в постановке на учет оборудования не соответствует требованиям законодательства РФ о налогах (сборах), нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконным бездействие Инспекции и обязывая ее выдать свидетельство о регистрации объектов игорного бизнеса по месту функционирования филиала N 77, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законодательством РФ о налогах и сборах не установлено оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а также что гл. 29 НК РФ установлена безусловная обязанность налогового органа в случае обращения налогоплательщика с заявлением выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. Кроме того, суды указали, что у Инспекции отсутствуют полномочия по проверке игорных заведений на предмет их соответствия установленным Федеральным законом РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 требованиям.
Кассационная коллегия считает названные выводы судов преждевременными в силу следующего.
Согласно ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Федеральным законом РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (далее - Закон), вступившим в силу с 01.01.2007, установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации. В частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и, соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8; ч. ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 (ч. 6 ст. 16 Закона).
Кроме того, Законом Смоленской области N 20-З от 02.04.2007 на территории Смоленской области с 01.07.2007 введен запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
Из анализа указанных норм следует, что признание лица налогоплательщиком обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 ст. 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом, в силу п. 3 ст. 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 и Закона Смоленской области N 20-З от 02.04.2007 возложен на налоговые органы.
Таким образом, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям названных Законов, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдачи соответствующего свидетельства.
Между тем, оценивая фактические обстоятельства спора, суды не исследовали вопрос об осуществлении Обществом деятельности по организации и проведению азартных игр в игорном заведении, расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 29б, до 01.07.2007, а также о соответствии данного игорного заведения требованиям Федерального закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 и Закона Смоленской области N 20-З от 02.04.2007.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора и позволяют сделать вывод о праве Общества на осуществление на территории Смоленской области деятельности в сфере игорного бизнеса.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 АПК РФ, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Учитывая изложенное, состоявшиеся по делу судебные акты в силу ст. 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, предложить сторонам представить все доказательства в обоснование своих позиций, установить фактические обстоятельства, относящиеся к предмету спора, дать оценку доводам сторон, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ,
постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 по делу N А62-3518/2007 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)