Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.09.2005, 06.10.2005, 10.10.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-18362/05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


10 сентября 2005 г. Дело N А41-К2-18362/05

Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2005 г.
Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2005 г.
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего Р., протокол судебного заседания вела судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО "Хорп" к ИФНС РФ по г. Ногинск о признании недействительными решений, при участии в заседании: от истца - Б., доверенность б/N от 03.05.05, паспорт N 46 02 053031, от ответчика - М., доверенность N 16 от 08.02.05, уд. УР N 011222
УСТАНОВИЛ:

ООО "Хорп" обратилось в Арбитражный суд МО с заявлением о признании недействительными решений ИФНС РФ по г. Ногинск МО N 834 от 01.06.05, N 1785 от 01.06.05, N 1786 от 01.06.05.
Заявитель судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Заинтересованное лицо в судебное заседание явилось, заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в полном объеме, суд установил следующее:
В ИФНС России по г. Ногинску 03.03.2005 от ООО "ХОРП" поступили уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002, 2003, 2004 гг. и письмо N 8 с просьбой принять вышеперечисленные декларации и вернуть излишне уплаченный земельный налог в сумме 1364706 руб.
В рамках статьи 88 НК РФ, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, налоговым органом были проведены камеральные налоговые проверки представленных деклараций. По результатам проверок ИФНС по г. Ногинск вынесла решения N 1785 от 01.06.2005, N 1786 от 01.06.2005, N 834 от 01.06.2005 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Штрафные санкции не были применены в связи с имеющейся на лицевом счете налогоплательщика переплатой.
В ходе проведения камеральных проверок представленных ООО "ХОРП" уточненных деклараций по земельному налогу за 2002, 2003, 2004 гг. был доначислен земельный налог за указанные выше периоды на основании ставок, утвержденных решениями Совета депутатов: Ногинского района N 3/2 от 27.12.2001, N 85/14 от 27.12.2002, N 168/29 от 28.10.2003; за 2002 год - в сумме 312428 руб.; за 2003 год - в сумме 612432 руб.; за 2004 год - в сумме 535507 руб.
Заявитель считает вынесенные решения незаконными по следующим основаниям:
ООО "ХОРП" 20.05.1999 выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования N 0363865 на земельный участок под складской базой площадью 11500 кв. м, расположенный в пос. им. Воровского по ул. Рабочей.
Кроме того, заявитель пользовался в 2002 г. земельными участками, расположенными под выкупленными продовольственными и промтоварными магазинами N 1, 4, 6, 9, 10 общей площадью 1262,5 кв. м. Общая площадь используемого обществом в 2002 году земельного участка составила 12762,6 кв. м. В 2003 г. площадь земельных участков под базой и магазином N 1, 2, 4, 6, 9, 14, 15 составила 13896,8 кв. м. В 2004 г. площадь земельных участков под базой и магазинами N 1, 2, 4, 6, 9, 14, 15 составила 11136 кв. м. Согласно прилагаемой справке за 2002 - 2004 гг. общество уплатило земельный налог в сумме 1578467 руб. 14 коп. Налог уплачивался заявителем на основании ставок для пос. им. Воровского, утвержденных решениями Совета депутатов Ногинского района N 3/2 от 27.12.2001, N 85/14 от 27.12.2002, N 168/29 от 28.10.2003 по 2002 году в размере 14,40 руб., по 2003 году в размере 25,92 руб., по 2004 году в размере 28,51 руб.
Кроме того, ставки налога дифференцировались с учетом коэффициентов градостроительной ценности территории.
В результате анализа было установлено, что заявителем при расчете налога ошибочно применялись завышенные ставки.
Поселок им. Воровского расположен в Центральном экономическом районе и в соответствии со справкой Ногинского районного отдела государственной статистики N 71 от 07.04.2003 численность его населения составляет 5347 человек.
Согласно ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 налог на городские и поселковые земли устанавливается на основании средних ставок в соответствии с Приложением N 2 (таблицы 1, 2, 3).
Вышеуказанным Приложением средняя ставка земельного налога для населенных пунктов Центрального экономического района с численностью населения до 20 тыс. человек установлена в размере 1 руб./кв. м x 50 = 50 руб./кв. м.
С учетом повышающих бюджетных коэффициентов, установленных соответствующими постановлениями Правительства РФ и федеральными законами согласно прилагаемого расчета ставки земельного налога в пос. им. Воровского должны составлять: 2002 г. - 1,44 руб./кв. м; 2003 г. - 2,59 руб./кв. м 2004 г. - 2,85 руб./кв. м.
Данные ставки в 10 раз меньше ставок, установленных вышеуказанными решениями Совета депутатов, т.к. при их расчете исключены повышающие коэффициенты 4 и 2,5, предусмотренные статьями 2 и 9 (Приложения N 1 и 7) Закона Московской области "О плате за землю в Московской области".
Коэффициент 4 применяется согласно Приложения 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" для земель повышенной рекреационной ценности, в частности курортных районов и зон отдыха.
Земельные участки общества в соответствии с утвержденным постановлением правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000, "Положением о зонах отдыха в г. Москве" также не могут быть отнесены к зоне отдыха г. Москвы (таблица 2 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю").
Таким образом, повышающий коэффициент 4, установленный согласно ст. 2 Закона Московской области (Приложение 1), при расчете ставки земельного налога в черте пос. им. Воровского применяться не может.
Повышающий коэффициент 2,5, установленный согласно ст. 9 Закона Московской области Приложением 7 к Закону, применяется с учетом статуса, социально-культурного потенциала и местонахождения городов и поселков. Это положение противоречит ст. 8 Федерального закона "О плате за землю". Согласно таблицы N 3 Приложения N 2 к Федеральному закону коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала могут применяться только к городам, имеющий численность населения свыше 100 тыс. человек. Поселок им. Воровского не подходит под данную категорию населенных пунктов. Следовательно коэффициент 2,5 не может применяться при расчете ставки налога за земельные участки общества.
Согласно п. 4 вышеуказанных решений Совета депутатов Ногинского района (Приложение 4) установлено, что ставки земельного налога в границах пос. им. Воровского дифференцируются с учетом градостроительной ценности территории согласно планировочных зон. Земельные участки, используемые ООО "ХОРП", расположены в планировочных зонах N 1 и 2, в связи с чем при расчете налоговой ставки применялись соответственно коэффициенты 1,8 и 1,7.
Заявитель считает применение данных коэффициентов необоснованным, так как соответствии с абзацем 2 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" средние ставки дифференцируются по местонахождению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Населенный пункт им. Воровского является не городом, а поселком, и, следовательно, применение по нему коэффициентов градостроительной ценности неправомерно.
Заинтересованное лицо считает требования заявителя неправомерными, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 (далее - Закона РФ) пользование землей в РФ является платным.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 ст. 21 Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.




В соответствии со ст. 7 Закона РФ налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
На основании ст. 8 Закона РФ налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ. В таблице 1 Приложения 2 Закона приводятся ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в руб./кв. м в расчете на год в зависимости от экономического района и численности населения. Для пос. им. Воровского средняя Ставка земельного налога составляет 1 руб./кв. м. В таблицах 2 и 3 Приложения 2 Закона РФ приводятся коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха и коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, которые необходимо применять для исчисления ставки земельного налога.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-03 от 16.07.1995 средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 к Закону РФ:
- за земли городов - 2,5;
- за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
В Приложении 1 к Закону МО для Ногинского района указан коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области, равный 4.
Статья 9 Закона МО устанавливает, что ставки земельного налога за городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития, социально-культурного потенциала и местоположение. Приложением 7 к Закону МО установлен такой коэффициент для пос. им. Воровского в размере 2,5.
Абзац 2 ст. 8 Закона РФ гласит, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Коэффициент градостроительной ценности 1,7 (1,8) утвержден постановлением главы территориальной администрации пос. им. Воровского Ногинского района Московской области N 21 от 09.04.2001.
ИФНС не согласна с выводом заявителя о том, что территория МО не относится к зоне отдыха г. Москвы. Правильность позиции налогового органа подтверждается решением Московского областного суда от 04.11.04 и Определением Верховного Суда РФ от 16.02.05 по делу N 4-Г04-57.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 (далее - Закона РФ) пользование землей в РФ является платным.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 ст. 21 Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Какие-либо иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не должны применяться при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, используемого обществом. В частности, при исчислении земельного налога не должны применяться коэффициенты к ставке земельного налога 2,5 и 4, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ, как противоречащие Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1.
Коэффициент 4 применяется согласно Приложения 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" для земель повышенной рекреационной ценности, в частности курортных районов и зон отдыха.
Поскольку законодательство о налогах и сборах и Закон РФ "О плате за землю" не содержит определения термина "курортная зона", то в соответствии со статьей 11 НК РФ этот термин следует применять в том значении, в каком он используется в Законе РФ N 26-ФЗ.
Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Признание территории курортом и определение границ курорта осуществляется либо Правительством РФ, либо органами государственной власти субъектов РФ. Поскольку земли пос. Воровского в установленном порядке не признаны курортом, а также не определены границы курорта, то такие земли не следует считать курортной зоной, а потому не следует применять коэффициент 4 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в пос. Воровского Московской области.
В части применения повышающего коэффициента 2,5, установленного согласно ст. 9 Закона Московской области Приложением 7 к Закону, суд согласен с позицией заявителя, так как коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала могут применяться только к городам, имеющим численность населения свыше 100 тыс. человек, к которым поселок им. Воровского не относится.
Также верно утверждение заявителя о том, что применение коэффициентов 1, 7, 1, 8 необоснованно, в связи с тем, что поселок им. Воровского не является городом, а потому применение по нему коэффициента градостроительной ценности неправомерно.
Ссылка заинтересованного лица на Определение Верховного Суда от 16.02.05 по делу N 4-Г04-57, в соответствии с которым вся Московская область без каких-либо изъятий, отнесена к зоне отдыха г. Москвы, не принимается судом, так как при рассмотрении настоящего дела вопросом об отнесении земель заявителя к категории курортной зоны и зоны отдыха исследовался на основании Закона МО "О плате за землю в Московской области". Кроме того, неоднократные указания в постановлениях ВАС РФ также указывают на необоснованное отнесение налоговой инспекцией земель Московской области к зоне отдыха г. Москвы.
Принимая во внимание изложенное, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 110, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

признать недействительными решения ИФНС России по г. Ногинск МО N 834 от 01.06.05, N 1785 от 01.06.05, N 1786 от 01.06.05.
Возвратить ООО "Хорп" госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 806 от 07.06.05.
Выдать справку на возврат госпошлины в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)