Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2007 г.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Т"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08.10.2007 года
по делу N А60-13318/2007,
по заявлению ООО "Т"
к Межрайонной ИФНС России N 18 по Свердловской области
о признании недействительным решения налогового органа
ООО "Т" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Свердловской области (далее - налоговый орган) от 29.06.2007 г. N 28 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2007 г. заявленные требования удовлетворены в части признания оспариваемого решения недействительным в части доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафов по ст. 122 НК РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в признании права на налоговые вычеты по НДС, признания правомерности доначисления НДФЛ, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Полагает доказанным представленными документами права на получение вычетов по НДС при отсутствии ответственности за действия контрагентов по сделкам, уплата НДФЛ за счет средств налогового агента неправомерна при отсутствии возможности на удержание налога с отсутствующего работника.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому решение суда считает законным и обоснованным, поскольку налогоплательщиком не представлено доказательств наличия фактических отношений с контрагентами при отсутствии надлежаще оформленных документов, привлечение к ответственности по ст. 123 НК РФ правомерно при установлении не соблюдения обязательных требований при предоставлении стандартного налогового вычета.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены в порядке ст. 266 АПК РФ, в пределах апелляционной жалобы в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Свердловской области от 29.01.2007 г. за N 3 была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Т" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов.
По результатам проверки составлен акт от 25.05.2007 г. и вынесено решение от 29.06.2007 г. за N 28, согласно которому ООО "Т" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы за 2004-2005 гг., а также по статье 123 НК РФ за неисполнение обязанностей налогового агента за 2004 год, в виде штрафа в общей сумме 34187,56 рублей. Кроме того, доначислены суммы налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц, начислена пеня в размере 63931,32 рубля и дополнительно за период с 26.05.2007 г. по 29.06.2007 г. пеня в размере 2092,91 рубль.
Основанием к доначислению послужили выводы о дефектности первичных документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение обоснованности заявленных вычетов по НДС, при недоказанности реальных хозяйственных отношений с контрагентами.
Арбитражный суд Свердловской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части налоговых вычетов по НДС, заявленных при исчислении налога по сделкам с ООО "Ц" и ООО "О", исходил из установления отсутствия указанных поставщиков на налоговом учете, не подтверждении налогоплательщиком хозяйственных отношений с контрагентами, несоответствии требованиям законодательства первичных документов, представленных в подтверждение обоснованности вычетов по НДС. В части признания правомерности доначисления НДФЛ, соответствующих пеней и штрафа по ст. 123 НК РФ, указано на предоставление стандартного налогового вычета при неполучении с прежнего места работы работника справки о полученных доходах, что является нарушением требований законодательства.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решения суда первой инстанции в части по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ (в редакции действующей в оспариваемый период) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В п. 1 ст. 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, необходимыми условиями для применения налоговых вычетов в рассматриваемом периоде (2004-2005 гг.) по приобретенным товарам (работам, услугам) являются: приобретение товаров (работ, услуг) в производственных целях либо для перепродажи; оплата товаров (работ, услуг) с учетом НДС; оприходование (постановка на учет) товаров (работ, услуг); наличие счета-фактуры, оформленного с соблюдением требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, и первичных документов, подтверждающих реальность названных хозяйственных операций.
В силу правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П, а также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, установленный законодательством о налогах и сборах порядок возмещения НДС из бюджета распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
Данный вывод означает необходимость проверки достоверности сведений, содержащихся в счете-фактуре.
Установление законодателем правил о налоговых вычетах при уплате НДС обусловлено принципом справедливости налогообложения.
Указанные инспекцией по настоящему делу обстоятельства, связанные с поставкой товара и передвижением товара, документальным оформлением данных хозяйственных операций, находятся во взаимосвязи и имеют непосредственное отношение к рассматриваемому спору.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При этом согласно п. 3 ст. 1 указанного Закона, бухгалтерский учет формируется организациями на основании полной и достоверной информации.
Данные первичных документов, составляемых в момент совершения хозяйственных операций, должны соответствовать действительности, в том числе о лицах, осуществивших операции.
Требования к счетам-фактурам, которые могут служить основанием для принятия покупателями к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за товары (работы, услуги), определены статьей 169 Налогового кодекса РФ. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с п. 1 ст. 65 и п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному ненормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Инспекцией, в рамках контрольных мероприятий, были направлены поручения об истребовании документов (информации) N 10-12/1284 от 06.02.2007 г. в Межрайонную ИФНС России N 18 по Свердловской области по поставщику ООО "Ц" (т. 3 л.д. 142-143), N 10-12 /1286 от 06.02.2007 г. в Межрайонную ИФНС России N 18 по Свердловской области по поставщику ООО "О" (л.д. 144-145). Согласно полученных ответов (т. 3 л.д. 141, 146), поставщики заявителя в ЕГРН не значатся, данные ИНН никому не присваивались, что послужило основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога ввиду не подтверждения хозяйственных отношений с данными контрагентами.
Как установлено судом, первичные документы, имеющиеся в материалах дела, не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", поскольку содержат недостоверную информацию о поставщике, идентификационном номере налогоплательщика, его местонахождении.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ обществом не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих либо существование указанных выше поставщиков, либо наличие реальных хозяйственных отношений, и, соответственно, представленные обществом в налоговый орган и в материалы дела счета-фактуры, не соответствуют требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ, в связи с чем они не могут являться основанием для принятия НДС к возмещению из бюджета.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, у заявителя отсутствуют надлежащим образом оформленные товаротранспортные или иные товаросопроводительные документы, подтверждающие фактическую доставку, вместе с тем данные документы являются основанием для оприходования покупателем товара и принятия его к бухгалтерскому учету.
Налоговым органом установлено, что заявителем при оформлении приемки товаров допущены нарушения вышеуказанных требований, а также выявлены при оприходовании товара факты самостоятельного оформления документов только одной стороной - покупателем - по собственному приходному ордеру. Оплата, за полученный товар, производилась в полном объеме наличными денежными средствами в кассу, о чем свидетельствуют составленные авансовые отчеты подотчетных лиц и приложенные к ним квитанции приходных кассовых ордеров с печатью этих фирм. Согласно имеющимся в материалах дела объяснительным должностных лиц товарно-транспортные накладные поставщиками ООО "Ц" и ООО "О" не представлялись, а передача наличных денежных средств производилась через водителей этих предприятий.
Таким образом, при отсутствии доказательств реального осуществления сделок с лицами, не состоящими на налоговом учете, в совокупности с указанными недостатками первичных документов, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для принятия сумм налога к вычету, доначисление НДС в размере 138 805,52 руб., соответствующих пеней и начисление штрафных санкций произведено обоснованно.
Суд, проверяя законность решения инспекции, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал и оценил все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и признал отказ обществу в возмещении из бюджета НДС обоснованным, доначисление налога - правомерным.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается полученный налогоплательщиком доход.
В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных в статьях 218-221 Кодекса.
Установленные в ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода и уменьшают налоговую базу на сумму вычета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 НК РФ установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Из анализа перечисленных норм следует, что стандартный налоговый вычет не накапливается в течение налогового периода и не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество как налоговый агент предоставило стандартный налоговый вычет работнику К. с января по май 2004 г. в сумме 2 000 руб., в результате чего не исчислен и не удержан НДФЛ в размере 260 руб. Проверкой установлен факт принятия на работу данного работника с 03.03.2004 г., справка ф. 2-НДФЛ с предыдущего места работы на предоставление вычетов не представлена.
В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты.
Таким образом, налоговый орган правомерно посчитал, что при отсутствии налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в каком-либо из месяцев налогового периода право на стандартные налоговые вычеты у физического лица не возникает, в связи с чем инспекция обоснованно выявила недобор налога на доходы физических лиц, что явилось основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде взыскания штрафа.
При таких обстоятельствах предоставление при исчислении НДФЛ стандартного налогового вычета при отсутствии необходимых документов, подтверждающих право на налоговый вычет, влечет привлечение к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.
Сумма взыскания подлежит взысканию с общества, как с налогового агента, поскольку неправильное определение налоговой базы по НДФЛ в результате необоснованного предоставления налогоплательщику стандартного налогового вычета произошло по вине предприятия.
В то же время судом апелляционной инстанции принят во внимание факт увольнения работника К. 10.08.2006 г. (т. 4 л.д. 151), в связи с чем у налогового агента отсутствует возможность удержания с налогоплательщика суммы доначисленного налога.
Пунктами 4, 9 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Согласно п. 4 ст. 24, п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для уплаты налога налогоплательщиком, только удержанные налоги. Следовательно, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом последний становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы.
Таким образом, поскольку нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов, то взыскание налоговым органом с налогового агента налога на доходы физических лиц в сумме не удержанных им налогов, возможность удержания которых у него отсутствует, является неправомерным.
Поскольку в данном случае общество не удержало НДФЛ с работника, уволившегося на момент проверки, а уплата налога за счет средств налогового агента не допускается, выводы суда первой инстанции в части правомерности доначисления НДФЛ в сумме 104 руб. ошибочны.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из пунктов 3-5 названной статьи также следует, что для выяснения правомерности начисления пеней необходимо установить наличие у налогового агента налога на доходы физических лиц, не перечисленного в срок, сумму этого налога, дату, с которой должны начисляться пени.
Судом на основании представленных в материалы дела документов установлено неправомерное неперечисление в бюджет НДФЛ, не удержанного с фактически выплаченных доходов работника, в связи с чем с налогового агента подлежит взысканию сумма пеней в размере 82,49 руб., начисленная на сумму не перечисленного налога.
На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в части, доводы апелляционной жалобы в части неправомерности доначисления НДФЛ удовлетворены.
В связи с частичным удовлетворением требований заявителя, в порядке ст. 110, 271 АПК РФ, с учетом положений ст. 333.21 НК РФ, с Межрайонной ИФНС России N 18 по Свердловской области в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по апелляционной жалобе в размере 100 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, п.п. 4 п. 1 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
1. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2007 года отменить в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Свердловской области N 28 от 29.07.2007 г. в части предложения уплатить НДФЛ в сумме 104 рубля, как несоответствующее требованиям Налогового кодекса РФ.
Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 18 по Свердловской области в пользу ООО "Т" госпошлину по апелляционной жалобе в размере 100 рублей.
3. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.12.2007 N 17АП-8516/2007-АК ПО ДЕЛУ N А60-13318/2007
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2007 г. N 17АП-8516/2007-АК
Дело N А60-13318/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2007 г.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Т"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08.10.2007 года
по делу N А60-13318/2007,
по заявлению ООО "Т"
к Межрайонной ИФНС России N 18 по Свердловской области
о признании недействительным решения налогового органа
установил:
ООО "Т" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Свердловской области (далее - налоговый орган) от 29.06.2007 г. N 28 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2007 г. заявленные требования удовлетворены в части признания оспариваемого решения недействительным в части доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафов по ст. 122 НК РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в признании права на налоговые вычеты по НДС, признания правомерности доначисления НДФЛ, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Полагает доказанным представленными документами права на получение вычетов по НДС при отсутствии ответственности за действия контрагентов по сделкам, уплата НДФЛ за счет средств налогового агента неправомерна при отсутствии возможности на удержание налога с отсутствующего работника.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому решение суда считает законным и обоснованным, поскольку налогоплательщиком не представлено доказательств наличия фактических отношений с контрагентами при отсутствии надлежаще оформленных документов, привлечение к ответственности по ст. 123 НК РФ правомерно при установлении не соблюдения обязательных требований при предоставлении стандартного налогового вычета.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены в порядке ст. 266 АПК РФ, в пределах апелляционной жалобы в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Свердловской области от 29.01.2007 г. за N 3 была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Т" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов.
По результатам проверки составлен акт от 25.05.2007 г. и вынесено решение от 29.06.2007 г. за N 28, согласно которому ООО "Т" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы за 2004-2005 гг., а также по статье 123 НК РФ за неисполнение обязанностей налогового агента за 2004 год, в виде штрафа в общей сумме 34187,56 рублей. Кроме того, доначислены суммы налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц, начислена пеня в размере 63931,32 рубля и дополнительно за период с 26.05.2007 г. по 29.06.2007 г. пеня в размере 2092,91 рубль.
Основанием к доначислению послужили выводы о дефектности первичных документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение обоснованности заявленных вычетов по НДС, при недоказанности реальных хозяйственных отношений с контрагентами.
Арбитражный суд Свердловской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части налоговых вычетов по НДС, заявленных при исчислении налога по сделкам с ООО "Ц" и ООО "О", исходил из установления отсутствия указанных поставщиков на налоговом учете, не подтверждении налогоплательщиком хозяйственных отношений с контрагентами, несоответствии требованиям законодательства первичных документов, представленных в подтверждение обоснованности вычетов по НДС. В части признания правомерности доначисления НДФЛ, соответствующих пеней и штрафа по ст. 123 НК РФ, указано на предоставление стандартного налогового вычета при неполучении с прежнего места работы работника справки о полученных доходах, что является нарушением требований законодательства.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решения суда первой инстанции в части по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ (в редакции действующей в оспариваемый период) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В п. 1 ст. 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, необходимыми условиями для применения налоговых вычетов в рассматриваемом периоде (2004-2005 гг.) по приобретенным товарам (работам, услугам) являются: приобретение товаров (работ, услуг) в производственных целях либо для перепродажи; оплата товаров (работ, услуг) с учетом НДС; оприходование (постановка на учет) товаров (работ, услуг); наличие счета-фактуры, оформленного с соблюдением требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, и первичных документов, подтверждающих реальность названных хозяйственных операций.
В силу правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П, а также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, установленный законодательством о налогах и сборах порядок возмещения НДС из бюджета распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
Данный вывод означает необходимость проверки достоверности сведений, содержащихся в счете-фактуре.
Установление законодателем правил о налоговых вычетах при уплате НДС обусловлено принципом справедливости налогообложения.
Указанные инспекцией по настоящему делу обстоятельства, связанные с поставкой товара и передвижением товара, документальным оформлением данных хозяйственных операций, находятся во взаимосвязи и имеют непосредственное отношение к рассматриваемому спору.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При этом согласно п. 3 ст. 1 указанного Закона, бухгалтерский учет формируется организациями на основании полной и достоверной информации.
Данные первичных документов, составляемых в момент совершения хозяйственных операций, должны соответствовать действительности, в том числе о лицах, осуществивших операции.
Требования к счетам-фактурам, которые могут служить основанием для принятия покупателями к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за товары (работы, услуги), определены статьей 169 Налогового кодекса РФ. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с п. 1 ст. 65 и п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному ненормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Инспекцией, в рамках контрольных мероприятий, были направлены поручения об истребовании документов (информации) N 10-12/1284 от 06.02.2007 г. в Межрайонную ИФНС России N 18 по Свердловской области по поставщику ООО "Ц" (т. 3 л.д. 142-143), N 10-12 /1286 от 06.02.2007 г. в Межрайонную ИФНС России N 18 по Свердловской области по поставщику ООО "О" (л.д. 144-145). Согласно полученных ответов (т. 3 л.д. 141, 146), поставщики заявителя в ЕГРН не значатся, данные ИНН никому не присваивались, что послужило основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога ввиду не подтверждения хозяйственных отношений с данными контрагентами.
Как установлено судом, первичные документы, имеющиеся в материалах дела, не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", поскольку содержат недостоверную информацию о поставщике, идентификационном номере налогоплательщика, его местонахождении.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ обществом не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих либо существование указанных выше поставщиков, либо наличие реальных хозяйственных отношений, и, соответственно, представленные обществом в налоговый орган и в материалы дела счета-фактуры, не соответствуют требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ, в связи с чем они не могут являться основанием для принятия НДС к возмещению из бюджета.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, у заявителя отсутствуют надлежащим образом оформленные товаротранспортные или иные товаросопроводительные документы, подтверждающие фактическую доставку, вместе с тем данные документы являются основанием для оприходования покупателем товара и принятия его к бухгалтерскому учету.
Налоговым органом установлено, что заявителем при оформлении приемки товаров допущены нарушения вышеуказанных требований, а также выявлены при оприходовании товара факты самостоятельного оформления документов только одной стороной - покупателем - по собственному приходному ордеру. Оплата, за полученный товар, производилась в полном объеме наличными денежными средствами в кассу, о чем свидетельствуют составленные авансовые отчеты подотчетных лиц и приложенные к ним квитанции приходных кассовых ордеров с печатью этих фирм. Согласно имеющимся в материалах дела объяснительным должностных лиц товарно-транспортные накладные поставщиками ООО "Ц" и ООО "О" не представлялись, а передача наличных денежных средств производилась через водителей этих предприятий.
Таким образом, при отсутствии доказательств реального осуществления сделок с лицами, не состоящими на налоговом учете, в совокупности с указанными недостатками первичных документов, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для принятия сумм налога к вычету, доначисление НДС в размере 138 805,52 руб., соответствующих пеней и начисление штрафных санкций произведено обоснованно.
Суд, проверяя законность решения инспекции, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал и оценил все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и признал отказ обществу в возмещении из бюджета НДС обоснованным, доначисление налога - правомерным.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается полученный налогоплательщиком доход.
В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных в статьях 218-221 Кодекса.
Установленные в ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода и уменьшают налоговую базу на сумму вычета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 НК РФ установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Из анализа перечисленных норм следует, что стандартный налоговый вычет не накапливается в течение налогового периода и не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество как налоговый агент предоставило стандартный налоговый вычет работнику К. с января по май 2004 г. в сумме 2 000 руб., в результате чего не исчислен и не удержан НДФЛ в размере 260 руб. Проверкой установлен факт принятия на работу данного работника с 03.03.2004 г., справка ф. 2-НДФЛ с предыдущего места работы на предоставление вычетов не представлена.
В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты.
Таким образом, налоговый орган правомерно посчитал, что при отсутствии налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в каком-либо из месяцев налогового периода право на стандартные налоговые вычеты у физического лица не возникает, в связи с чем инспекция обоснованно выявила недобор налога на доходы физических лиц, что явилось основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде взыскания штрафа.
При таких обстоятельствах предоставление при исчислении НДФЛ стандартного налогового вычета при отсутствии необходимых документов, подтверждающих право на налоговый вычет, влечет привлечение к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.
Сумма взыскания подлежит взысканию с общества, как с налогового агента, поскольку неправильное определение налоговой базы по НДФЛ в результате необоснованного предоставления налогоплательщику стандартного налогового вычета произошло по вине предприятия.
В то же время судом апелляционной инстанции принят во внимание факт увольнения работника К. 10.08.2006 г. (т. 4 л.д. 151), в связи с чем у налогового агента отсутствует возможность удержания с налогоплательщика суммы доначисленного налога.
Пунктами 4, 9 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Согласно п. 4 ст. 24, п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для уплаты налога налогоплательщиком, только удержанные налоги. Следовательно, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом последний становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы.
Таким образом, поскольку нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов, то взыскание налоговым органом с налогового агента налога на доходы физических лиц в сумме не удержанных им налогов, возможность удержания которых у него отсутствует, является неправомерным.
Поскольку в данном случае общество не удержало НДФЛ с работника, уволившегося на момент проверки, а уплата налога за счет средств налогового агента не допускается, выводы суда первой инстанции в части правомерности доначисления НДФЛ в сумме 104 руб. ошибочны.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из пунктов 3-5 названной статьи также следует, что для выяснения правомерности начисления пеней необходимо установить наличие у налогового агента налога на доходы физических лиц, не перечисленного в срок, сумму этого налога, дату, с которой должны начисляться пени.
Судом на основании представленных в материалы дела документов установлено неправомерное неперечисление в бюджет НДФЛ, не удержанного с фактически выплаченных доходов работника, в связи с чем с налогового агента подлежит взысканию сумма пеней в размере 82,49 руб., начисленная на сумму не перечисленного налога.
На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в части, доводы апелляционной жалобы в части неправомерности доначисления НДФЛ удовлетворены.
В связи с частичным удовлетворением требований заявителя, в порядке ст. 110, 271 АПК РФ, с учетом положений ст. 333.21 НК РФ, с Межрайонной ИФНС России N 18 по Свердловской области в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по апелляционной жалобе в размере 100 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, п.п. 4 п. 1 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2007 года отменить в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Свердловской области N 28 от 29.07.2007 г. в части предложения уплатить НДФЛ в сумме 104 рубля, как несоответствующее требованиям Налогового кодекса РФ.
Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 18 по Свердловской области в пользу ООО "Т" госпошлину по апелляционной жалобе в размере 100 рублей.
3. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)