Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
16 мая 2007 г. Дело N 09АП-4122/2007-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.07.
Полный текст постановления изготовлен 23.05.07.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К.Н., судей К.М., С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Г., при участии от истца (заявителя) - К. по доверенности от 15.03.2007 N 89; от ответчика (заинтересованного лица) - Л. по доверенности от 25.10.2007 N 02-29/9; от третьего лица - не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 3 на решение от 01.02.2007 по делу N А40-68142/06-126-413 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Б., по иску (заявлению) ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" к МИФНС России по КН N 3, третье лицо - УФК по г. Москве, об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по КН N 3 о признании недействительным письма от 24.08.2006 N 161 об отказе в проведении зачета.
Решением суда от 01.02.2007 заявленные ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" требования удовлетворены частично:
- - признано недействительным письмо МИФНС России по КН N 3 от 24.08.2006 N 161 в части отказа в проведении зачета НДС в счет уплаты акциза по сроку 15.08.2006 в сумме 12609063 руб.;
- - в удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано. Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд исходил из того, что акциз в сумме 12609063 руб. подлежит зачислению в федеральный бюджет, в связи с чем отказ Инспекции в проведении зачета противоречит требованиям ст. ст. 78, 176 НК РФ, является незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что половина суммы акциза 25218218126 руб. зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, в связи с чем в указанной части переплата по НДС не может быть зачтена в счет уплаты данной части акциза.
МИФНС России по КН N 3 не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду его незаконности и необоснованности, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, указывая на то, что согласно п. 5 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, указывая на то, что заявленная к зачету сумма переплаты не превышала сумму НДС, право на возмещение которого имел заявитель, отказ налогового органа в зачете указанной суммы полностью неправомерен.
Третье лицо - УФК по г. Москве, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, заявитель 18.08.2006 обратился в МИФНС России по КН N 3 с заявлением о зачете переплаты по НДС, подлежащей возврату из бюджета по декларации за июль 2006 года, в счет погашения недоимки по акцизу (л.д. 6).
В своем письме от 24.08.2006 N 161 МИФНС России по КН N 3 отказала заявителю в проведении зачета на том основании, что налоги, предлагаемые к зачету, являются источниками формирования разных бюджетов согласно п. 5 ст. 78 НК РФ (л.д. 7).
Апелляционный суд считает, что требование ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" о признании недействительным указанного письма Инспекции от 24.08.2006 N 161 об отказе в проведении зачета удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Таким образом, обязательным условием для зачета переплаты НДС в счет исполнения обязанности по уплате другого налога является направление суммы переплаты в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Положениями ст. 176 НК РФ также предусмотрено, в случае возникновения положительной разницы между суммой налоговых вычетов по НДС и суммой подлежащего уплате налога указанная разница может быть направлена налоговым органом на исполнение обязанностей налогоплательщика по оплате других налогов, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно ст. ст. 50, 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) налог на добавленную стоимость зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов; акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья зачисляются в равных долях в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 9 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, федеральные налоги и сборы подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В декларации по акцизам за июнь 2006 года (л.д. 35 - 43) заявителем к уплате исчислен акциз в размере 50436252 руб., в том числе по сроку 25.07.2006 - 25218126 руб., по сроку 15.08.2006 - 25218126 руб.
Согласно ст. ст. 50, 56 БК РФ по сроку 15.08.2006 в федеральный бюджет зачисляется акциз в сумме 12609063 руб. и в аналогичной сумме акциз зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации (25218126 руб. / 2).
В связи с тем, что акциз на спирт этиловый из пищевого сырья подлежит уплате в консолидированный бюджет и соответственно распределяется пропорционально установленным нормативам отчислений в разные бюджеты, Инспекция не имеет полномочий зачесть переплату НДС в счет уплаты акциза на спирт этиловый из пищевого сырья только в федеральный бюджет.
Уплаченная сумма налога непосредственно распределяется согласно установленным нормативам отчислений в соответствующие бюджеты, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о том, что Инспекция не вправе выделять 50% от суммы подлежащего уплате акциза, из суммы, которую налогоплательщик заявляет уплатить в федеральный бюджет, так как в любом случае 25% от данной суммы в соответствии с нормативами отчислений, установленными ст. ст. 50, 56 БК РФ должно поступить в бюджет субъекта Российской Федерации, а в полномочия налоговых органов не входит право распределять доходы от уплаты налогов между бюджетами разного уровня.
Таким образом, налоговым и бюджетным законодательствами Российской Федерации в целях недопущения зачета задолженности в рамках одного бюджета установлены нормативы отчислений, в соответствии с которыми и должен производиться зачет переплаты одного налога в счет исполнения обязанности по уплате другого, приведенными нормами предусмотрено одновременное поступление сумм уплаченного акциза в бюджеты разного уровня, в данном случае в федеральный бюджет и бюджет субъекта.
Является необоснованным довод заявителя о том, что заявленная к зачету сумма переплаты не превышала сумму НДС, право на возмещение которого имел заявитель, отказ налогового органа в зачете указанной суммы полностью неправомерен, поскольку НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет, а сумма акциза на спирт этиловый из пищевого сырья подлежит распределению одновременно и пропорционально нормативам отчислений в бюджеты разного уровня, в связи с чем основания для зачета сумм переплаты налога на добавленную стоимость в счет уплаты акциза в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ отсутствуют.
При таких обстоятельствах, требования ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" о признании недействительным письма МИФНС России по КН N 3 от 24.08.2006 N 161 об отказе в проведении зачета удовлетворению не подлежат. Решением суда первой инстанции в части признания недействительным письма МИФНС России по КН N 3 от 24.08.2006 N 161 в части отказа в проведении зачета НДС в счет уплаты акциза по сроку 15.08.2006 в сумме 12609063 руб. следует отменить.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.02.2007 по делу N А40-68142/06-126-413 изменить.
Отменить решение суда в части признания недействительным письма МИФНС России по КН N 3 от 24.08.2006 N 161 в части отказа в проведении зачета НДС в счет уплаты акциза по сроку 15.08.2006 в сумме 12609063 руб.
В удовлетворении требования в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2007, 23.05.2007 N 09АП-4122/2007-АК ПО ДЕЛУ N А40-68142/06-126-413
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
16 мая 2007 г. Дело N 09АП-4122/2007-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.07.
Полный текст постановления изготовлен 23.05.07.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К.Н., судей К.М., С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Г., при участии от истца (заявителя) - К. по доверенности от 15.03.2007 N 89; от ответчика (заинтересованного лица) - Л. по доверенности от 25.10.2007 N 02-29/9; от третьего лица - не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 3 на решение от 01.02.2007 по делу N А40-68142/06-126-413 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Б., по иску (заявлению) ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" к МИФНС России по КН N 3, третье лицо - УФК по г. Москве, об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по КН N 3 о признании недействительным письма от 24.08.2006 N 161 об отказе в проведении зачета.
Решением суда от 01.02.2007 заявленные ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" требования удовлетворены частично:
- - признано недействительным письмо МИФНС России по КН N 3 от 24.08.2006 N 161 в части отказа в проведении зачета НДС в счет уплаты акциза по сроку 15.08.2006 в сумме 12609063 руб.;
- - в удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано. Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд исходил из того, что акциз в сумме 12609063 руб. подлежит зачислению в федеральный бюджет, в связи с чем отказ Инспекции в проведении зачета противоречит требованиям ст. ст. 78, 176 НК РФ, является незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что половина суммы акциза 25218218126 руб. зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, в связи с чем в указанной части переплата по НДС не может быть зачтена в счет уплаты данной части акциза.
МИФНС России по КН N 3 не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду его незаконности и необоснованности, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, указывая на то, что согласно п. 5 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, указывая на то, что заявленная к зачету сумма переплаты не превышала сумму НДС, право на возмещение которого имел заявитель, отказ налогового органа в зачете указанной суммы полностью неправомерен.
Третье лицо - УФК по г. Москве, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, заявитель 18.08.2006 обратился в МИФНС России по КН N 3 с заявлением о зачете переплаты по НДС, подлежащей возврату из бюджета по декларации за июль 2006 года, в счет погашения недоимки по акцизу (л.д. 6).
В своем письме от 24.08.2006 N 161 МИФНС России по КН N 3 отказала заявителю в проведении зачета на том основании, что налоги, предлагаемые к зачету, являются источниками формирования разных бюджетов согласно п. 5 ст. 78 НК РФ (л.д. 7).
Апелляционный суд считает, что требование ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" о признании недействительным указанного письма Инспекции от 24.08.2006 N 161 об отказе в проведении зачета удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Таким образом, обязательным условием для зачета переплаты НДС в счет исполнения обязанности по уплате другого налога является направление суммы переплаты в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Положениями ст. 176 НК РФ также предусмотрено, в случае возникновения положительной разницы между суммой налоговых вычетов по НДС и суммой подлежащего уплате налога указанная разница может быть направлена налоговым органом на исполнение обязанностей налогоплательщика по оплате других налогов, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно ст. ст. 50, 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) налог на добавленную стоимость зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов; акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья зачисляются в равных долях в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 9 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, федеральные налоги и сборы подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В декларации по акцизам за июнь 2006 года (л.д. 35 - 43) заявителем к уплате исчислен акциз в размере 50436252 руб., в том числе по сроку 25.07.2006 - 25218126 руб., по сроку 15.08.2006 - 25218126 руб.
Согласно ст. ст. 50, 56 БК РФ по сроку 15.08.2006 в федеральный бюджет зачисляется акциз в сумме 12609063 руб. и в аналогичной сумме акциз зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации (25218126 руб. / 2).
В связи с тем, что акциз на спирт этиловый из пищевого сырья подлежит уплате в консолидированный бюджет и соответственно распределяется пропорционально установленным нормативам отчислений в разные бюджеты, Инспекция не имеет полномочий зачесть переплату НДС в счет уплаты акциза на спирт этиловый из пищевого сырья только в федеральный бюджет.
Уплаченная сумма налога непосредственно распределяется согласно установленным нормативам отчислений в соответствующие бюджеты, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о том, что Инспекция не вправе выделять 50% от суммы подлежащего уплате акциза, из суммы, которую налогоплательщик заявляет уплатить в федеральный бюджет, так как в любом случае 25% от данной суммы в соответствии с нормативами отчислений, установленными ст. ст. 50, 56 БК РФ должно поступить в бюджет субъекта Российской Федерации, а в полномочия налоговых органов не входит право распределять доходы от уплаты налогов между бюджетами разного уровня.
Таким образом, налоговым и бюджетным законодательствами Российской Федерации в целях недопущения зачета задолженности в рамках одного бюджета установлены нормативы отчислений, в соответствии с которыми и должен производиться зачет переплаты одного налога в счет исполнения обязанности по уплате другого, приведенными нормами предусмотрено одновременное поступление сумм уплаченного акциза в бюджеты разного уровня, в данном случае в федеральный бюджет и бюджет субъекта.
Является необоснованным довод заявителя о том, что заявленная к зачету сумма переплаты не превышала сумму НДС, право на возмещение которого имел заявитель, отказ налогового органа в зачете указанной суммы полностью неправомерен, поскольку НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет, а сумма акциза на спирт этиловый из пищевого сырья подлежит распределению одновременно и пропорционально нормативам отчислений в бюджеты разного уровня, в связи с чем основания для зачета сумм переплаты налога на добавленную стоимость в счет уплаты акциза в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ отсутствуют.
При таких обстоятельствах, требования ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" о признании недействительным письма МИФНС России по КН N 3 от 24.08.2006 N 161 об отказе в проведении зачета удовлетворению не подлежат. Решением суда первой инстанции в части признания недействительным письма МИФНС России по КН N 3 от 24.08.2006 N 161 в части отказа в проведении зачета НДС в счет уплаты акциза по сроку 15.08.2006 в сумме 12609063 руб. следует отменить.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.02.2007 по делу N А40-68142/06-126-413 изменить.
Отменить решение суда в части признания недействительным письма МИФНС России по КН N 3 от 24.08.2006 N 161 в части отказа в проведении зачета НДС в счет уплаты акциза по сроку 15.08.2006 в сумме 12609063 руб.
В удовлетворении требования в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "СПИРТОВОЙ КОМБИНАТ" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)