Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.07.2008 ПО ДЕЛУ N А60-9333/2008-С6

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2008 г. по делу N А60-9333/2008-С6


Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2008 года
Полный текст решения изготовлен 01 июля 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.В. Колосовой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт"
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Свердловской области
третье лицо: инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Екатеринбурга
о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Д.В. Иванченко, адвокатское удостоверение N 1062 от 12.02.2003;
- от заинтересованного лица: М.В. Емельянова, начальник отдела, доверенность от 18.12.2007 N 2;
- от третьего лица: С.И. Горбунова, специалист 2 разряда, доверенность от 27.03.2008.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Ходатайство третьего лица о ведении аудиозаписи судом удовлетворено. Других заявлений, ходатайств не представлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Свердловской области о признании недействительным решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.12.2007 N 2069. К участию в деле в качестве третьего лица привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Екатеринбурга.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что налоговым органом неправомерно произведено доначисление налога на игорный бизнес, поскольку, являясь субъектом малого предпринимательства общество, в силу положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", вправе применять налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость, действующую на момент регистрации заявителя в качестве юридического лица вне зависимости от момента постановки игрового автомата на налоговый учет.
Заинтересованное лицо представило отзыв с возражениями по заявленным требованиям. В обоснование своей позиции налоговый орган, не оспаривая того факта, что заявитель является субъектом малого предпринимательства, ссылается на то, что гарантия, предусмотренная ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", предоставляется в отношении конкретной осуществляемой деятельности (предпринимательского характера), что и определяет длящийся характер соответствующего налогового правоотношения. Приобретение и использование заявителем объектов налогообложения после вступления в силу главы 29 Налогового кодекса РФ порождают новые налоговые правоотношения, не связанные по объекту и содержанию с правоотношениями, установленными названной выше гарантией, в связи с чем, в рассматриваемом споре подлежит уплате налог по налоговой ставке действовавшей в сентябре 2005 года.
Третье лицо поддержало позицию заинтересованного лица, представило выписку из лицевого счета Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" по налогу на игорный бизнес по состоянию расчетов на 23.06.2008.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.06.2002 и осуществляет свою деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 005243 выданной 23.08.2004 Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму сроком до 23.08.2009.
Обществом с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за сентябрь 2005 года. При расчете налога заявитель применил налоговую ставку в размере 3750 рублей за каждый объект налогообложения, установленную на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица, на общую сумму 99375 рублей. Указанная сумма налога была уплачена обществом платежным поручением N 1530 от 20.10.2005.
07.08.2007 заявитель представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за сентябрь 2005 года, в соответствии с которой ставка налога составила 800 рублей за один игровой автомат.
Основанием для представления уточненной налоговой декларации, изменения обществом суммы налога к уплате в результате применения меньшей налоговой ставки, послужил вывод заявителя о том, что являясь в сентябре 2005 года субъектом малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", общество в течение первых четырех лет своей деятельности подлежало налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации, и соответственно, вправе было при исчислении налога на игорный бизнес применять налоговую ставку 800 рублей.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за сентябрь 2005 года межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Свердловской области вынесла решение N 2069 от 20.12.2007, согласно которому обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" была зачтена сумма налога на игорный бизнес за сентябрь 2005 года в сумме 78175 рублей за счет имеющейся переплаты.
Полагая, что названное решение налоговой инспекции является незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя подлежат удовлетворению.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" с 01.01.2004 введена в действие глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес".
В силу ст. 364, 365, 366, 369 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения налогом на игорный бизнес признаются специальное оборудование для проведения азартных игр, в том числе игровой автомат. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат пп. 2 п. 1 ст. 369 Налогового кодекса Российской Федерации установлены пределы налоговой ставки: от 1500 до 7500 рублей.
Пунктом 1 ст. 370 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Установление налога субъектом Российской Федерации всегда носит производный характер и является выражением его права самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, а также конкретизировать общие правовые положения федеральных законов, в том числе детально определять субъекты и объекты налогообложения, ставки налога, способы исчисления конкретных ставок и т.д. (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 342-О).
В силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации (утратила силу с 01.01.2005).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации (в определениях от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О, в Постановлении от 19.06.2003 N 11-П) ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
Таким образом, ст. 9 Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" гарантировала субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации и сохранение в течение названного срока того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации (аналогичный вывод содержится в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 3597/07, от 15.04.2008 N 17177/07).
Как видно из материалов дела, налогоплательщик зарегистрирован в качестве юридического лица 14.06.2002.
Состав учредителей и численность работников в спорном периоде соответствует критериям отнесения общества к субъектам малого предпринимательства. Данный факт налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, заявитель являясь субъектом малого предпринимательства, имеет право пользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в течение первых четырех лет своей деятельности, т.е. в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для него по сравнению с ранее действовавшими условиями, в течение первых четырех лет общество подлежит налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
Поскольку ставка налога является одним из обязательных элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности субъекта малого предпринимательства ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, поэтому заявитель праве уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки, действовавшей на дату его государственной регистрации.
На территории Свердловской области ставки налога на игорный бизнес были установлены Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области", согласно подпункту 2 статьи 2 которого (в редакции действовавшей на момент государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица) ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат определена в размере - 8 минимальных размеров оплаты труда, что составляло 800 рублей.
Следовательно, заявителем верно рассчитан налог на игорный бизнес за сентябрь 2005 года до истечения первых четырех лет деятельности, исходя из ставки 800 рублей за один игровой автомат. Оснований для доначисления обществу оспариваемым решением налога на игорный бизнес по ставке 3750 рублей, пени, привлечения к налоговой ответственности у налогового органа не имелось.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик не мог воспользоваться в сентябре 2005 года гарантиями, предоставленными Законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ, утратившим силу 01.01.2005, судом отклоняется, по вышеизложенным причинам.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании недействительным решения заинтересованного лица от 20.12.2007 N 2069 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

требования общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" удовлетворить.
Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Свердловской области от 20.12.2007 N 2069 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Свердловской области (адрес: 624480, Свердловская область, г. Североуральск, ул. Ленина, 2/11) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" в порядке распределения судебных расходов государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации взысканная по делу госпошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины заинтересованное лицо должно представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.
При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.
Судья
КОЛОСОВА Л.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)