Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2006 ПО ДЕЛУ N А56-52180/2005

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 7 июля 2006 года Дело N А56-52180/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горбачевой О.В., судей Будылевой М.В., Петренко Т.И., при ведении протокола судебного заседания председательствующего, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5476/2006) Межрайонной инспекции ФНС N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 по делу N А56-52180/2005 (судья Зотеева Л.В.), принятое по заявлению ООО "Салолин групп" к Межрайонной инспекции ФНС N 23 по Санкт-Петербургу о признании недействительным требования, при участии: от заявителя - Казаковцева С.В. (доверенность от 23.12.05 N 196), Пьенкова В.В. (доверенность от 23.12.05 N 194); от ответчика - Сердюков М.В. (доверенность от 09.02.06 N 18/2985),
УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "САЛОЛИН Групп" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции ФНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга (правопреемник - Межрайонная инспекция ФНС РФ N 23 по Санкт-Петербургу) N 29902 от 10.10.2005 об уплате земельного налога.
Решением суда первой инстанции от 5 апреля 2006 г. требования Общества удовлетворены.
На решение налоговым органом подана апелляционная жалоба. Налоговый орган просит отменить судебный акт, так как судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение арбитражного суда отменить.
Представитель Общества возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 30 июня 2005 года представило налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год. Инспекция провела камеральную налоговую проверку, по результатам которой инспекцией принято решение N 876 от 30.09.05, которым произведено доначисление земельного налога за 2005 г. по сроку уплаты 15.09.05 - 1426425 рублей, по сроку 15.11.05 - 1426426 рублей, всего 2852851 рубль. Налоговым органом выставлено требование N 29902 от 10.10.05 об уплате доначисленного земельного налога в общей сумме 2852851 рубля (по сроку уплаты 15.09.05, 15.11.05). Задолженность по требованию предложено погасить в срок до 20.10.05.
Общество оспорило требование N 29902, поскольку считает, что при исчислении земельного налога инспекцией коэффициенты применены без учета того обстоятельства, что в 1998 году в Санкт-Петербурге не действовали ставки, установленные Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21, а поэтому коэффициент, введенный на 1999 год, не может применяться. Поэтому расчет земельного налога, приведенный Обществом в декларации за 2005 г., исключающий коэффициент, введенный в 1999 году, соответствует нормам законодательства о плате за землю. Доначисление земельного налога, по мнению Общества, противоречит требованиям законодательства.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, обоснованно исходил из того, что у Общества отсутствует обязанность по уплате земельного налога в сумме 2852851 рубля по сроку уплаты 15.09.05, 15.11.05, поскольку инспекция не доказала правомерность доначисления налога в указанной сумме.
Оценивая представленные доказательства, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что довод Общества о невозможности применения коэффициента 2 к ставкам земельного налога, действующим в 1998 году, является ошибочным.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. В силу ст. 7 ФЗ от 24.07.02 N 110-ФЗ действующие ставки земельного налога в 2002 г. применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8. В 2004 г. ставки земельного налога, действующие в 2003 г., применяются с коэффициентом 1,1 (ст. 7 ФЗ от 07.07.03 N 117-ФЗ).
Согласно ст. 4 ФЗ от 29.11.04 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2004 г. ставки земельного налога в 2005 году применяются с коэффициентом 1,1.
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Вопросы компетенции федерального законодателя относительно индексации ставок земельного налога и порядка введения в действие соответствующих федеральных законов применительно к пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации исследовались Конституционным Судом Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, федеральный законодатель, устанавливая коэффициент индексации ставок земельного налога, действовал в пределах своих конституционных полномочий.
Для исчисления земельного налога в 2005 г. следует ставку земельного налога, действующую в 1998 году, последовательно умножать на коэффициенты: 2; 1,2; 2; 1,8; 1,1; 1,1.
Налогоплательщиком исчислен земельный налог исходя из ставок, установленных Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 129-21), без применения коэффициента 2, установленного статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год".
На основании вышеизложенного исключение из произведения коэффициентов, применяемых к ставкам 1998 г. по отношению к 1999 г., коэффициента 2 проведено Обществом неправомерно. Расчет земельного налога за 2005 год, произведенный Обществом и отраженный в налоговой декларации, не соответствует требованиям законодательства.
При этом следует признать, что инспекция, доначисляя земельный налог, исчислила его исходя из ставок земельного налога, установленных Законом Санкт-Петербурга N 129-21, с применением последовательно федеральных коэффициентов, установленных федеральными законами в период с 1999 по 2004 годы, также действовала с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральным законом от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
До принятия Закона Санкт-Петербурга N 129-21 от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" действовали ставки земельного налога, установленные Законом Санкт-Петербурга от 14.07.95 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".
Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21 было предусмотрено вступление его в силу с 01.01.98.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.02 N 78-Г02-38 признана недействующей и не подлежащей применению статья 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21.
В обоснование Верховный Суд Российской Федерации сослался на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации (статье 54) положения статьи 2 и пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", согласно которым нормам о ставках земельного налога, ухудшающим положение налогоплательщиков, придана обратная сила.
Законом Санкт-Петербурга от 04.04.03 N 101-8 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" исключена статья 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21, предусматривающая вступление его в силу с 01.01.98, на основании Определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.02 N 78-Г02-38.
Из анализа названных норм следует, что Закон Санкт-Петербурга N 129-21 вступил в силу только с 01.01.99. Данный вывод подтверждается и постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.03 N 091-П.
Статьей 4 Закона Санкт-Петербурга N 129-21 было предусмотрено "со дня вступления в силу настоящего закона считать утратившим силу Закон Санкт-Петербурга от 21.06.95 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".
Учитывая, что Закон Санкт-Петербурга N 129-21 вступил в силу с 01.01.99, то, соответственно, в 1998 году продолжали действовать ставки Закона Санкт-Петербурга от 21.06.95 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".
Статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Поскольку доначисление суммы земельного налога за 2005 год в размере 2852851 рубля противоречит нормам действующего законодательства, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные Обществом требования.
Как следует из пункта 1 статьи 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и сроке исполнения требования. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (пункты 2 и 4 статьи 69 НК РФ).
Судом установлено, что требование в части уплаты земельного налога за 2005 год необоснованно, поскольку не соответствует действительной обязанности налогоплательщика уплатить налоги в бюджет в суммах и сроки, указанные в требовании.
Суд первой инстанции, установив несоответствие оспариваемого требования положениям пунктов 1, 2 статьи 69 НК РФ, обоснованно признал требование N 29 902 от 10.10.05 недействительным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 апреля 2006 года по делу N А56-52180/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
ГОРБАЧЕВА О.В.

Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ПЕТРЕНКО Т.И.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)