Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.12.2003 N А52/1569/03/2

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 4 декабря 2003 года Дело N А52/1569/03/2

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А., рассмотрев 04.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Пскову на решение Арбитражного суда Псковской области от 25.07.2003 по делу N А52/1569/03/2 (судья Радионова И.М.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Микас" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - инспекция) об обязании восстановить в бюджете 96065 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4-й квартал 2002 года и об обязании инспекции возместить из бюджета названную сумму налога.
Решением суда первой инстанции от 25.07.2003 заявление общества удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение и удовлетворить жалобу. Суд, по мнению налогового органа, неправильно применил положения подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекция считает, что при переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) налогоплательщик должен на основании пункта 8 статьи 145 и пункта 3 статьи 170 НК РФ восстановить НДС в бюджете, принятый к вычету при приобретении основных средств, исходя из остаточной стоимости основных средств.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 05.05.2003 общество представило в инспекцию уточненную декларацию по НДС за 4-й квартал 2002 года, в которой указало 96055 руб. этого налога, подлежащих возмещению из бюджета.
Инспекция письмом от 23.06.2003 сообщило заявителю об обязанности общества восстановить в бюджете названную сумму НДС и уплатить пени. По мнению налогового органа, в соответствии со статьей 173 НК РФ и приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 налогоплательщик, перешедший с 01.01.2003 на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), не имеет права на налоговые вычеты за 4-й квартал 2002 года.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку общество возместило НДС до перехода на применение УСН, то оно в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 и статьей 172 НК РФ имеет права на применение налоговых вычетов.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ "сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ):
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ);
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг)".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 01.01.2003 общество перешло на УСН (листы дела 142 - 143).
Доводы кассационной жалобы с указанием на то обстоятельство, что суммы НДС по реализации товара, приобретенного обществом до перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат восстановлению в бюджете за 4-й квартал 2002 года, являются несостоятельными.
Согласно пункту 8 статьи 145 НК РФ суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомлений об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего кодекса. Однако из этой нормы не следует, что налогоплательщик, перешедший на применение УСН, должен восстановить в декларации за следующий налоговый период суммы налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, использованным после указанного перехода. Этот вывод согласуется и с пунктом 5 статьи 173 НК РФ, предусмотревшим обязанность организации, не являющейся плательщиком НДС, уплатить НДС в бюджет только в случае выставления ею покупателю счета-фактуры с выделением НДС.
В данном случае НДС возмещен до применения УСН, то есть до 01.01.2003.
При таких обстоятельствах организация, перешедшая на применение УСН, не является плательщиком НДС и, следовательно, нормы статьи 166, пункта 8 статьи 145, пункта 3 статьи 170 и пункта 1 статьи 173 НК РФ на нее не распространяются.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Псковской области от 25.07.2003 по делу N А52/1569/03/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Пскову - без удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ЛОМАКИН С.А.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)