Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2007 ПО ДЕЛУ N А56-26431/2006

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 13 июля 2007 года Дело N А56-26431/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2007 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Т.И.Петренко, судей О.В.Горбачевой, Н.И.Протас, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.И. Аль Марашдех, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6950/2007) Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 апреля 2007 года по делу N А56-26431/2006 (судья Т.Е.Спецакова), принятое по заявлению ОАО "НПО Завод Волна" к Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения, при участии: от истца (заявителя, взыскателя) - представитель И.В.Глотова по доверенности N 16 от 11.12.2006 (паспорт); от ответчика (должника, заинтересованного лица) - представитель А.Б.Смелянская по доверенности N 19-10/04627 от 09.03.2007 (удостоверение),
УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение Завод "Волна" (далее - заявитель, ОАО "Научно-производственное объединение Завод "Волна", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 27.06.2006 N 6-04-422 и требований N 6-04-422/1, N 6-04-422/2 от 27.06.2006 по акту выездной налоговой проверки N 6-04-422 от 02.06.2006 в части уплаты земельного налога на сумму разницы площади, находящейся под инженерными сетями в 2004, 2005 годах, и суммы под площадями, занятыми мобилизационными мощностями в 2005 году.
Решением от 05.04.2007 суд удовлетворил заявленные требования, признав недействительными решение Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Санкт-Петербургу от 27.06.2006 N 06-04-422 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты земельного налога, пеней и штрафа на сумму разницы площади, находящейся под инженерными сетями в 2004, 2005 годах, и суммы под площадями, занятыми мобилизационными мощностями в 2005 году, соответственно: земельный налог в сумме 2336941 рубля, пени в сумме 306824 рублей, штраф в сумме 467388 рублей и требование от 27.06.2006 N 06-04-422/1 в части уплаты налога в сумме 2336941 рубля, пени в сумме 306824 рублей, требование N 06-04-422 в части уплаты штрафа в сумме 467388 рублей.
На указанное решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением пункта 3 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), применением нормы (пункта 13 статьи 12 Закона "О плате за землю"), не подлежащей применению, и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с 09.03.2006 по 05.05.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение Завод "Волна" по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет земельного налога за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, по результатам которой 02.06.2006 оформлен акт N 6-04-422.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией 27.06.2006 вынесено решение N 6-04-422 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ОАО "НПО Завод "Волна" привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога в виде штрафа 1798675 рублей, а также предложено уплатить в бюджет земельный налог в сумме 8993378 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1495543 рублей.
На основании решения вынесены требования об уплате налога и об уплате налоговых санкций от 27.06.2006 соответственно N 6-04-422/1 и N 6-04-422/2.
Основаниями для начисления земельного налога послужили выводы Инспекции о неправильном исчислении площади земельного участка, занятого инженерными сетями и коммуникациями (объектами мобилизационного назначения), и о неправомерном применении льготы, предусмотренной пунктом 3 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Как следует из материалов выездной налоговой проверки, в фактическом землепользовании ОАО "НПО Завод "Волна" находится земельный участок, расположенный на территории Кировского Административного района Санкт-Петербурга в зоне градостроительной ценности ПЮ34 N 4 по адресу: город Санкт-Петербург, улица Маршала Говорова, дом 29. На данный земельный участок правоустанавливающие документы в соответствии с действующим законодательством не оформлены, кадастровый план не выполнен, договор аренды с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга не заключен.
В ходе выездной налоговой проверки ОАО "НПО Завод "Волна" была представлена справка о фактическом землепользовании от 02.05.2006 (исх. N 1/595) с приведением перечня объектов, занимаемых организацией, привязкой площадей земельных участков, равных площадям застройки под ними, а также со ссылкой на первичные документы, относящиеся к объекту, в том числе договоры аренды сторонним организациям.
Согласно данной справке в фактическом землепользовании организации находится земельный участок общей площадью 50503,4 кв. м, в том числе 14300,9 кв. м - под объектами мобилизационного назначения.
По результатам проверки сведений, изложенных ОАО "НПО Завод "Волна" в названной справке, на их соответствие первичным документам Инспекцией установлено, что площадь земельного участка 6373 кв. м (инженерные сети и коммуникации) заявлена неправильно. Согласно перечням земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) ОАО "НПО Завод "Волна", согласованным Федеральным агентством по промышленности (на 2004 год от 24.12.2004; на 2005 год от 27.05.2005), площадь земельного участка, занятого инженерными сетями и коммуникациями, составляет 12651 кв. м.
В результате, по мнению налогового органа, площадь, не заявленная в справке под инженерными сетями и коммуникациями, составляет 6078 кв. м.
С данной площади земельного участка Инспекция начислила к уплате в бюджет сумму земельного налога за 2004 и 2005 годы; считая при этом, что льгота в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения, в 2005 году не действует.




В обоснование отсутствия права на льготу по земельному налогу в 2005 году Инспекция ссылается на то, что с учетом положений статьи 387 НК РФ земельный налог в Санкт-Петербурге с 01.01.2005 не введен, поскольку не принят соответствующий закон. На этом основании Инспекция считает, что земельный налог в 2005 году в Санкт-Петербурге взимался на основании Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1781-1 "О плате за землю", льгота по налогу в отношении земельных участков под объектами мобилизационного назначения в 2005 году не предоставлялась, а редакция пункта 13 статьи 12 данного Закона не позволяет применить ее в рассматриваемом случае.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 395 НК РФ от обложения земельным налогом освобождаются организации в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) неиспользуемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения.
В силу статьи 8 Закона N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 141-ФЗ) с 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (субъектов Российской Федерации).
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно статье 3 Закона N 141-ФЗ до принятия представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 01.01.2005 в соответствии с настоящей главой земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется Закон "О плате за землю".

При таких обстоятельствах суд сделал вывод о наличии в спорном периоде у заявителя установленного законом права на применение льготы при исчислении и уплате налога на землю в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 предоставляют налогоплательщику возможность использовать право на налоговую льготу при условии представления в налоговый орган доказательств, подтверждающих наличие оснований для ее применения.
Налогоплательщик, претендующий на льготу по налогу, обязан обосновать наличие у него такого права соответствующими документами.
В соответствии с пунктом 13 статьи 12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что законодатель связывает предоставление льготы с использованием земельных участков именно под хранение материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным 02.12.2002 Минэкономразвития Российской Федерации N ГГ-181, Министерством финансов Российской Федерации N 13-6-5/9564 и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-18-01/3 (далее - Положение), был установлен порядок оформления документов, необходимых для предоставления льгот по земельному налогу для организаций, имеющих мобилизационные задания и выполняющих работы по мобилизационной подготовке.
Согласно пункту 3.2 Положения для документального подтверждения права на льготу по земельному налогу организации подготавливают перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов).
Данные документы были представлены заявителем в ходе выездной налоговой проверки и в материалы дела (т. 1, л.д. 98 - 132).
Уменьшение площадей под инженерными сетями и коммуникациями общество обосновало фактами продажи в период с 1992 года по 2003 год четырех зданий (объектов недвижимости) и выбытием земельных участков, находящихся под ними и прилегающих территорий, изменением технологического цикла производства, представив расчет уменьшения площади земельного участка и справку о фактическом землепользовании (т. 1, л.д. 133 - 140).
Акт выездной налоговой проверки N 6-04-422 от 02.06.2006, протокол осмотра (обследования) от 03.04.2006 не содержат сведения, позволяющие поставить под сомнение представленный заявителем расчет площади земельного участка под мобилизационными объектами (т. 1, л.д. 15 - 29).
Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции, вместе с тем считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с положениями статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании двух правовых источников - Кодекса и законов указанных субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 17 Кодекса, установление налога предполагает обязательность определения элементов налогообложения.
С 1 января 2005 года нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации определены элементы обложения земельным налогом.
Толкование положений статьи 387 НК РФ, в том числе последнего абзаца пункта 2 данной статьи, позволяет апелляционному суду сделать вывод, что налогоплательщики вправе применять налоговые льготы, предусмотренные статьей 395 НК РФ, независимо от принятия закона субъекта Российской Федерации (города Санкт-Петербурга).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 по делу N А56-26431/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
ПЕТРЕНКО Т.И.

Судьи
ГОРБАЧЕВА О.В.
ПРОТАС Н.И.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)