Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2001 N Ф08-3949/2001-1265А

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 26 декабря 2001 года Дело N Ф08-3949/2001-1265А


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании представителя Инспекции МНС РФ по Нефтекумскому району, представителя ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз", рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Нефтекумскому району на решение от 02.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2001 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1018/2001-С4, установил следующее.
ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Инспекции МНС РФ по Нефтекумскому району о признании недействительным письма Инспекции МНС РФ по Нефтекумскому району от 09.08.2000 N 14-02-01/1130 и обязании последней произвести зачет суммы 4031200 руб. излишне уплаченных дополнительных платежей по налогу на прибыль за 1999 год в счет предстоящих платежей по этому же налогу.
Решением от 02.07.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2001, исковые требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что Налоговым кодексом Российской Федерации не установлено понятие "дополнительный налог в виде ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации, начисляемой на положительную разницу, исчисляемую между уплаченным ежемесячным авансовым платежом и подлежащим уплате налогам на прибыль за отчетный период - квартал".
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция МНС РФ по Нефтекумскому району обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 02.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2001, в иске отказать. Податель кассационной жалобы полагает, что законодатель устанавливает, что применительно к отдельным видам налогов могут устанавливаться определенные налоговые периоды, также он не ограничивает понятие отчетного периода как квартал и указывает, что налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов. Понятие "авансовые платежи" также не исключается. Пунктом 2 статьи 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлены такие налоговые периоды, как месяц и квартал. Нормы Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части уплаты дополнительных платежей отменены или изменены не были, следовательно, подлежат применению.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что нормы пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не подлежат применению с 01.01.99 в силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Инспекции МНС РФ по Нефтекумскому району поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение и постановление апелляционной инстанции, в иске отказать.
Представитель ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз" возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, просил оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз" уплачены дополнительные платежи по налогу на прибыль за 1999 год в сумме 4031200 руб.
4 августа 2000 года ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз" обратилось с заявлением N 17-08-484 в Инспекцию МНС РФ по Нефтекумскому району с просьбой зачесть излишне уплаченную сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 4031200 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль.
Письмом от 09.08.2000 N 14-02-01/1130 Инспекция МНС РФ по Нефтекумскому району отказала истцу в зачете уплаченных дополнительных платежей по налогу на прибыль за 1999 год в сумме 4031200 руб. на том основании, что Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не отменен, следовательно, пункт 2 статьи 8 данного Закона действует до настоящего времени.
Данный отказ послужил основанием для обращения ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз" с иском в суд о признании недействительным письма Инспекции МНС РФ по Нефтекумскому району от 09.08.2000 N 14-02-01/1130 и обязании последней произвести зачет суммы 4031200 руб. излишне уплаченных дополнительных платежей по налогу на прибыль за 1999 год в счет предстоящих платежей по этому же налогу.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Таким образом, положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено взимание с налогоплательщика дополнительных платежей в случае превышения суммы налога на прибыль, рассчитанной по фактически полученной за истекший квартал прибыли, над суммой авансовых взносов этого налога за тот же период.
Суды обеих инстанций, правомерно ссылаясь на нормы статей 52 - 54 Налогового кодекса Российской Федерации, сделали правильный вывод о том, что в части исчисления налога основой расчета является полученная прибыль, а не прогноз о предполагаемой прибыли, в силу статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Кроме того, дополнительные платежи, предусмотренные пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не подпадают под понятие налога, данного в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием объекта налогообложения (налоговой базы), определенного статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 8 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительные платежи не являются ни налогом, ни пенями. Не относятся эти платежи и к санкциям, установленным за нарушения налогового законодательства. Уплата налогоплательщиками в бюджет помимо налогов (сборов) и пеней иных платежей не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации, а поэтому положения пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части уплаты дополнительных платежей по налогу на прибыль противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 Закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса. Следовательно, Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части установления дополнительных платежей за пользование бюджетными средствами противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
То обстоятельство, что дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 4031200 руб. уплачены истцом в бюджет, подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции представителем налогового органа и представленными ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз" подлинными платежными документами с отметкой банка.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил иск налогоплательщика, признал недействительным письмо Инспекции МНС РФ по Нефтекумскому району от 09.08.2000 N 14-02-01/1130 и обязал Инспекцию МНС РФ по Нефтекумскому району произвести зачет уплаченных дополнительных платежей по налогу на прибыль за 1999 г. в сумме 4031200 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2001 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1018/2001-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)