Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Шишкинское"" и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ставропольскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 088/2008-1771, 088/2008-1772), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Шишкинское"" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А63-3880/2007-С4-39, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Сельскохозяйственное предприятие "Шишкинское"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) от 23.03.2007 N 12 в части 529 588 рублей 72 копеек земельного налога, 137 866 рублей 76 копеек пени и 105 917 рублей 75 копеек штрафа; 193 703 рублей 80 копеек пени по НДФЛ (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 22.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 11.02.2008, суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 23.03.2007 N 12 в части 132 157 рублей 54 копеек пени по НДФЛ; начисления земельного налога за 2004 - 2005 годы на 5 га земель, занятых водными объектами; начисления земельного налога за 2004 - 2005 годы на 29 га нарушенных и прочих земель; начисления земельного налога за 2004 - 2005 годы на 100 га земель, находящихся в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия. В остальной части требований обществу отказано.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении требований мотивированы тем, что отсутствие правоустанавливающих документов на землю не освобождает от уплаты земельного налога при условии доказанности факта пользования земельным участком. Общество не доказало начисление земельного налога на земли лесного фонда.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения налоговой инспекции от 23.03.2007 N 12 в части 348 242 рублей земельного налога, 92 702 рублей 59 копеек пени, 69 647 рублей 80 копеек штрафа, начисленных по 59 га земли под застройками; 1 831 рубля 92 копеек земельного налога, 485 рублей 30 копеек пени, 366 рублей 39 копеек штрафа, начисленных по 17 га земель лесного фонда, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества. В остальной части судебные акты не обжалуются.
Податель жалобы указывает, что суды не приняли в качестве доказательств экспликации, заверенные Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Благодарненского района Ставропольского края, согласно которым 59 га занято жилым фондом, а не производственными объектами общества. С 01.01.2004 общество перешло на уплату единого сельскохозяйственного налога, поэтому не должно уплачивать земельный налог. Суды сделали неправильный вывод о том, что 17 га земель общества являются полезащитной лесополосой. Эти земли являются землями лесного фонда. Судебные акты приняты с нарушением норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, в удовлетворении кассационной жалобы - отказать.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда и постановления апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что судебные акты подлежат частичной отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод общества о том, что суд первой инстанции после рассмотрения дела не объявил решение и не разъяснил порядок его обжалования, а суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу не коллегиально, а единолично в составе судьи А. подлежит отклонению, поскольку из материалов дела не усматривается, что общество реализовало предусмотренное статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право представления замечаний на протоколы судебных заседаний или посредством обращения к руководству Арбитражного суда Ставропольского края и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда своевременно отреагировало на допущенные судами нарушения.
Подлежит отклонению как необоснованный довод кассационной жалобы о том, что переход общества с 01.01.2004 на уплату единого сельскохозяйственного налога предполагает освобождение от уплаты земельного налога.
Федеральным законом от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 01.01.2004 введена в действие новая редакция статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно пункту 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации в указанной редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Ссылка общества на Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю") подлежит отклонению, поскольку названный закон не устанавливал порядок исчисления и уплаты земельного налога при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Инструкция МНС России от 21.02.2000 N 56 также не подлежала применению, поскольку имела меньшую юридическую силу и принята раньше, чем соответствующая редакция статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налогов за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
По результатам проверки составлен акт от 26.02.2007 N 7 и принято решение от 23.03.2007 N 12, которым обществу начислено, в том числе, 529 588 рублей 72 копеек земельного налога, 137 866 рублей 76 копеек пени и 105 917 рублей 75 копеек штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суды неполно исследовали обстоятельства начисления обществу земельного налога, пени и штрафа, не проверили правильность исчисления с учетом ставок налога, не дали совокупной оценки представленным в дело доказательствам.
Суд первой инстанции признал недействительным решение налоговой инспекции в части начисления налога за 2004 - 2005 годы на 5 га земель, занятых водными объектами; начисления земельного налога за 2004 - 2005 годы на 29 га нарушенных и прочих земель; начисления земельного налога за 2004 - 2005 годы на 100 га земель, находящихся в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия. При этом суд не указал суммы налога, не высказался о законности (незаконности) начисления пени и штрафа, в связи с чем не представляется возможным проверить обоснованность принятого решения как в удовлетворенной части требований, так и в части отказа. Суд апелляционной инстанции это нарушение не устранил.
Судебные инстанции не устранили противоречия в доказательственной базе, представленной в материалы дела, относительно категории и размера земельных участков, предоставленных обществу; не установили, на каком праве общество использует земельные участки и в каких объемах; не указали, почему отклонили доводы общества о том, что ни документально, ни фактически земельные участки в конкретных границах за обществом не закреплены.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения и учесть следующее.
Согласно статье 1 Закона "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со статьей 3 Закона "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Закон "О плате за землю" различает плату за земли сельскохозяйственного назначения и плату за земли несельскохозяйственного назначения.
Статьей 5 Закона "О плате за землю" определено, что земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.
Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона "О плате за землю" налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Из содержания приведенных норм следует, что земельный налог устанавливается в зависимости от категорий земель.
Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суды не исключили противоречия в документах, представленных в материалы дела, относительно площади и категории земель общества, не установили, каким правоустанавливающим документом подтверждено предоставление обществу 59 га под застройками (и под какими конкретно) и 17 га земель лесного фонда.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Суды установили, что согласно письму государственного учреждения Ставропольского края "Благодарненский лесхоз" от 28.05.2007 N 62 на территории предприятия находится 22 га земель Государственного лесного фонда. Между тем, из экспликаций земель предприятия, заверенных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Благодарненского района Ставропольского края, и писем Территориального отдела N 5 Управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю следует, что в состав используемых предприятием земель участки лесного фонда не входят, а 17 га заняты полезащитными лесными полосами.
Согласно письму от 19.03.2007 N 076 Территориального отдела N 5 Управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю площадь земель застройки, находящихся в ведении общества, не менялась с 2002 года и составляет 59 га. При этом согласно экспликации земель общества по состоянию на 01.01.2002, заверенной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Благодарненского района Ставропольского края, указанная площадь включает 55 га земель под общественными дворами, улицами и площадями и 4 га - под общественными постройками.
Согласно справке Шишкинской сельской администрации Благодарненского района Ставропольского края за зданиями и сооружениями, принадлежащими обществу в черте села Шишкинское значится 7 052 кв. м земель. Вместе с тем, у Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю и Благодарненского филиала ГУП СК "Краевая техническая инвентаризация" отсутствуют сведения о недвижимости общества.
Из представленных в материалы дела инвентаризационных описей также невозможно установить площадь указанных в них недвижимых объектов.
При таких обстоятельствах и в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене как в части удовлетворения требований, так и в части отказа обществу в удовлетворении заявления по эпизоду начисления земельного налога, пени и штрафа, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить указанные недостатки, установить все фактические обстоятельства дела, запросить при необходимости информацию у органов кадастрового учета земель, оценить доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и результаты оценки отразить в судебном акте в соответствии с требованиями статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А63-3880/2007-С4-39 отменить в части эпизода начисления ЗАО "Сельскохозяйственное предприятие "Шишкинское"" земельного налога, пени, штрафа и в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.06.2008 N Ф08-2739/2008 ПО ДЕЛУ N А63-3880/2007-С4-39
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2008 г. N Ф08-2739/2008
Дело N А63-3880/2007-С4-39
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Шишкинское"" и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ставропольскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 088/2008-1771, 088/2008-1772), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Шишкинское"" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А63-3880/2007-С4-39, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Сельскохозяйственное предприятие "Шишкинское"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) от 23.03.2007 N 12 в части 529 588 рублей 72 копеек земельного налога, 137 866 рублей 76 копеек пени и 105 917 рублей 75 копеек штрафа; 193 703 рублей 80 копеек пени по НДФЛ (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 22.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 11.02.2008, суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 23.03.2007 N 12 в части 132 157 рублей 54 копеек пени по НДФЛ; начисления земельного налога за 2004 - 2005 годы на 5 га земель, занятых водными объектами; начисления земельного налога за 2004 - 2005 годы на 29 га нарушенных и прочих земель; начисления земельного налога за 2004 - 2005 годы на 100 га земель, находящихся в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия. В остальной части требований обществу отказано.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении требований мотивированы тем, что отсутствие правоустанавливающих документов на землю не освобождает от уплаты земельного налога при условии доказанности факта пользования земельным участком. Общество не доказало начисление земельного налога на земли лесного фонда.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения налоговой инспекции от 23.03.2007 N 12 в части 348 242 рублей земельного налога, 92 702 рублей 59 копеек пени, 69 647 рублей 80 копеек штрафа, начисленных по 59 га земли под застройками; 1 831 рубля 92 копеек земельного налога, 485 рублей 30 копеек пени, 366 рублей 39 копеек штрафа, начисленных по 17 га земель лесного фонда, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества. В остальной части судебные акты не обжалуются.
Податель жалобы указывает, что суды не приняли в качестве доказательств экспликации, заверенные Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Благодарненского района Ставропольского края, согласно которым 59 га занято жилым фондом, а не производственными объектами общества. С 01.01.2004 общество перешло на уплату единого сельскохозяйственного налога, поэтому не должно уплачивать земельный налог. Суды сделали неправильный вывод о том, что 17 га земель общества являются полезащитной лесополосой. Эти земли являются землями лесного фонда. Судебные акты приняты с нарушением норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, в удовлетворении кассационной жалобы - отказать.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда и постановления апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что судебные акты подлежат частичной отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод общества о том, что суд первой инстанции после рассмотрения дела не объявил решение и не разъяснил порядок его обжалования, а суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу не коллегиально, а единолично в составе судьи А. подлежит отклонению, поскольку из материалов дела не усматривается, что общество реализовало предусмотренное статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право представления замечаний на протоколы судебных заседаний или посредством обращения к руководству Арбитражного суда Ставропольского края и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда своевременно отреагировало на допущенные судами нарушения.
Подлежит отклонению как необоснованный довод кассационной жалобы о том, что переход общества с 01.01.2004 на уплату единого сельскохозяйственного налога предполагает освобождение от уплаты земельного налога.
Федеральным законом от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 01.01.2004 введена в действие новая редакция статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно пункту 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации в указанной редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Ссылка общества на Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю") подлежит отклонению, поскольку названный закон не устанавливал порядок исчисления и уплаты земельного налога при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Инструкция МНС России от 21.02.2000 N 56 также не подлежала применению, поскольку имела меньшую юридическую силу и принята раньше, чем соответствующая редакция статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налогов за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
По результатам проверки составлен акт от 26.02.2007 N 7 и принято решение от 23.03.2007 N 12, которым обществу начислено, в том числе, 529 588 рублей 72 копеек земельного налога, 137 866 рублей 76 копеек пени и 105 917 рублей 75 копеек штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суды неполно исследовали обстоятельства начисления обществу земельного налога, пени и штрафа, не проверили правильность исчисления с учетом ставок налога, не дали совокупной оценки представленным в дело доказательствам.
Суд первой инстанции признал недействительным решение налоговой инспекции в части начисления налога за 2004 - 2005 годы на 5 га земель, занятых водными объектами; начисления земельного налога за 2004 - 2005 годы на 29 га нарушенных и прочих земель; начисления земельного налога за 2004 - 2005 годы на 100 га земель, находящихся в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия. При этом суд не указал суммы налога, не высказался о законности (незаконности) начисления пени и штрафа, в связи с чем не представляется возможным проверить обоснованность принятого решения как в удовлетворенной части требований, так и в части отказа. Суд апелляционной инстанции это нарушение не устранил.
Судебные инстанции не устранили противоречия в доказательственной базе, представленной в материалы дела, относительно категории и размера земельных участков, предоставленных обществу; не установили, на каком праве общество использует земельные участки и в каких объемах; не указали, почему отклонили доводы общества о том, что ни документально, ни фактически земельные участки в конкретных границах за обществом не закреплены.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения и учесть следующее.
Согласно статье 1 Закона "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со статьей 3 Закона "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Закон "О плате за землю" различает плату за земли сельскохозяйственного назначения и плату за земли несельскохозяйственного назначения.
Статьей 5 Закона "О плате за землю" определено, что земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.
Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона "О плате за землю" налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Из содержания приведенных норм следует, что земельный налог устанавливается в зависимости от категорий земель.
Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суды не исключили противоречия в документах, представленных в материалы дела, относительно площади и категории земель общества, не установили, каким правоустанавливающим документом подтверждено предоставление обществу 59 га под застройками (и под какими конкретно) и 17 га земель лесного фонда.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Суды установили, что согласно письму государственного учреждения Ставропольского края "Благодарненский лесхоз" от 28.05.2007 N 62 на территории предприятия находится 22 га земель Государственного лесного фонда. Между тем, из экспликаций земель предприятия, заверенных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Благодарненского района Ставропольского края, и писем Территориального отдела N 5 Управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю следует, что в состав используемых предприятием земель участки лесного фонда не входят, а 17 га заняты полезащитными лесными полосами.
Согласно письму от 19.03.2007 N 076 Территориального отдела N 5 Управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю площадь земель застройки, находящихся в ведении общества, не менялась с 2002 года и составляет 59 га. При этом согласно экспликации земель общества по состоянию на 01.01.2002, заверенной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Благодарненского района Ставропольского края, указанная площадь включает 55 га земель под общественными дворами, улицами и площадями и 4 га - под общественными постройками.
Согласно справке Шишкинской сельской администрации Благодарненского района Ставропольского края за зданиями и сооружениями, принадлежащими обществу в черте села Шишкинское значится 7 052 кв. м земель. Вместе с тем, у Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю и Благодарненского филиала ГУП СК "Краевая техническая инвентаризация" отсутствуют сведения о недвижимости общества.
Из представленных в материалы дела инвентаризационных описей также невозможно установить площадь указанных в них недвижимых объектов.
При таких обстоятельствах и в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене как в части удовлетворения требований, так и в части отказа обществу в удовлетворении заявления по эпизоду начисления земельного налога, пени и штрафа, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить указанные недостатки, установить все фактические обстоятельства дела, запросить при необходимости информацию у органов кадастрового учета земель, оценить доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и результаты оценки отразить в судебном акте в соответствии с требованиями статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.10.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А63-3880/2007-С4-39 отменить в части эпизода начисления ЗАО "Сельскохозяйственное предприятие "Шишкинское"" земельного налога, пени, штрафа и в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)