Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2008 ПО ДЕЛУ N А55-16/2008

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2008 г. по делу N А55-16/2008


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Самарской городской общественной организации инвалидов "Силк"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу N А55-16/08
по заявлению Самарской городской общественной организации инвалидов "Силк" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары о возврате из бюджета излишне уплаченных и взысканных налогов, с участием: Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары

установил:

Самарская городская общественная организация инвалидов "Силк" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары (далее - налоговый орган, инспекция) о возврате из различных бюджетов 11406962 рублей 69 копеек излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2008 заявление удовлетворено частично. Суд первой инстанции обязал инспекцию возвратить организации 10643429,51 рублей излишне взысканных и уплаченных налогов.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 решение суда первой инстанции изменено, суд обязал инспекцию возвратить организации 6315545,51 рублей излишне взысканных и уплаченных налогов. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе организация просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, организацией направлены в инспекцию 19.11.2007 заявления о возврате из бюджета 10526355, руб. налогов, пени и штрафов.
В возврате налогов, пени и штрафов инспекцией отказано, со ссылкой отсутствием у организации переплаты.
Изменяя решение суда первой инстанции и частично отказывая в удовлетворении заявления суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, а также пени регулируется Главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 78 и 79 Кодекса, в соответствии с которыми (в редакции, действовавшей на момент обращения организации с заявлением о возврате излишне уплаченных и взысканных налогов), сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, возврат или зачет возможен лишь при наличии у налогоплательщика переплаты по налогу.
Судами установлено, что до 1 января 2007 года организация состояла на налоговом учете в ИФНС России по Советскому району г. Самары.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой принято решение от 30.06.2004 N 12-19/1928 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 562966 рублей штрафа, 1135868 рублей не уплаченного налога на добавленную стоимость, предложено уплатить налоговые санкции, а также 2814830 рублей налога на прибыль, пени по налогу на прибыль в сумме 124200 рублей, 1824412 рублей налога на добавленную стоимость, пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 169372 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-14078/2004-30 в удовлетворении заявления организации о признании недействительным решения от 30.06.2004 N 12-19/1928 отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.10.2005 решение отменено, требования организации удовлетворены и решение от 30.06.2004 N 12-19/1928 признано незаконным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2006 судебные акты по делу N А55-14078/2004-20 изменены, заявленные требования организации удовлетворены частично. Суд кассационной инстанции отменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования организации о признании незаконным решения налогового органа о доначислении организации 2669415 рублей налога на прибыль, пени в сумме 120200 рублей по налогу на прибыль, 533883 рублей штрафа по налогу на прибыль, 1423529 рублей налога на добавленную стоимость, пени в сумме 110740 рублей по налогу на добавленную стоимость, 566077 рублей штрафа по налогу на добавленную стоимость.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с организации налогов, штрафов и пени в общей сумме 6631648 рублей. Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2005 по делу N А55-18912/2004-1 в удовлетворении заявленных требований налогового органа отказано со ссылкой на постановление апелляционной инстанции от 31.10.2005 по делу N А55-14078/2004-20.
Налоговым органом на основании постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2006 по делу N А55-14078/2004-20 восстановлено в лицевом счете организации 2669415 рублей задолженности по уплате налога на прибыль, пени в сумме 120200 рублей по налогу на прибыль, штрафа по налогу на прибыль в сумме 533883 рублей, 1423529 рублей налога на добавленную стоимость, пени в сумме 110740 рублей по налогу на добавленную стоимость, 566077 рублей штрафа по налогу на добавленную стоимость, начисление которых, по результатам выездной налоговой проверки признано законным.
Инспекцией принято ряд решений в октябре 2006 года, апреле 2007 года, которыми зачтены, имевшиеся у организации на момент принятия решений переплаты по налогам в счет недоимок по налогу на прибыль в сумме 667353 рублей, пени по налогу на прибыль, 140741 рублей штрафа по налогу на прибыль, 1423529 рублей налога на добавленную стоимость, пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 110740 рублей.
Принимая решение об удовлетворении заявления организации в указанной части, суд первой инстанции исходил того, что налоговым органом незаконно восстановлено в лицевом счете организации указанные суммы задолженности по налогам, пени и штрафам и зачет переплаты по налогам в счет незаконно восстановленных задолженностей по уплате налогов, пени, штрафов. При этом налоговый орган обязан обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебного акта, которым ему было отказано во взыскании по вновь открывшимся обстоятельствам и взыскать налоги, пени, штрафы в судебном порядке.
Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом выводы суда первой инстанции признаны ошибочными, поскольку фактическая обязанность организации по уплате 2669 415 рублей налога на прибыль, пени по налогу на прибыль в сумме 120200 рублей, 533883 рублей штрафа по налогу на прибыль, 1423529 рублей налога на добавленную стоимость, пени в сумме 110740 рублей налога на добавленную стоимость, 566077 рублей штрафа по налогу на добавленную стоимость установлена вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2006 по делу А55-14078/2004-20 и данная обязанность организацией не исполнена.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о правомерном восстановлении инспекцией в лицевом счете организации в 2006 году, указанные суммы налогов, пени и штрафов в качестве задолженности организации перед соответствующими бюджетами, при этом у налогового органа отсутствовала необходимость для обращения в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного акта по делу N А55-18912/2004 от 27.12.2005 по вновь открывшимся обстоятельствам для восстановления в лицевом счете организации вышеуказанных задолженностей.
Кроме того, у организации имелась фактическая задолженность по уплате налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и пени по этим налогам, поэтому организацией обязанность по уплате указанных налогов и пени не выполнена. В связи с чем инспекцией в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, самостоятельно произведен зачет, имевшейся у организации переплаты по налогам на момент произведения зачета, в счет имевшихся у организации задолженности по уплате налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и пени по этим налогам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу N А55-16/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Самарской городской общественной организации инвалидов "Силк" из бюджета 6500 рублей государственной пошлины излишне уплаченной платежным поручением от 20.10.2008 N 2845 по кассационной жалобе. Справку выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)