Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
Судей Р.Г. Нагаева, С.Н. Крекотнева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 21 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2012
по делу N А40-5679/12-115-16, принятое судьей Шевелевой Л.А.
по заявлению Закрытого акционерного общества "МЕТРОТРАНССТРОЙ" (ОГРН 1037739230286), 109462, Москва г., Юных Ленинцев ул., 59, 1
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по г. Москве (ОГРН 1047721035141), 109377, Москва г., Новокузьминская 1-я ул., 5 о признании недействительным требования
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Левин А.Е. по дов. N б/н от 24.10.2011, Белякова И.Е. по дов. N б/н от 20.03.2012 от заинтересованного лица - Мальцева Е.Н. по дов. N 17 от 15.06.2012
Закрытое акционерное общество "МЕТРОТРАНССТРОЙ", обратилось в Арбитражный суд г. Москвы и просит (с учетом уточнения формулировки заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) признать недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу РФ вынесенные Инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по г. Москве, Требование N 18173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.08.2011 г. и Решение N 8989 от 16.09.2011 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках".
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику было направлено Требование N 18173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.08.2011 г. (т. 1, л.д. 52).
При этом из оспариваемого требования видно, что в нем указано, что у заявителя имеется задолженность в общей сумме 564 432,78 руб., в то время, как в его описательной части было указано о наличии задолженности по недоимки и пени в сумме 387 236,95 руб.
Одновременно, в оспариваемом требовании налогового не указаны основания взимания недоимки и пени, период образования недоимки, а также не указаны периоды, за которые начисляются пени, и ставка пени.
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 г. "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней.
Заинтересованным лицом также вынесено Решение N 8989 от 16.09.2011 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" (т. 1, л.д. 53), которым постановлено взыскать с заявителя 387 236,95 руб.
Суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, исходя из следующих обстоятельств.
Так, по налогу на имущество организаций по имущество, не входящего в Единую систему газоснабжения заинтересованное лицо указывает, что у заявителя имеется недоимка в размере 25 114,00 руб. и пени в размере 18 207,44 руб.
Согласно материалам дела налоговая база по данному налогу отсутствовала, в связи с чем, декларация за 1, 2, 3 кварталы 2011 г. не представлялась.
По данным налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) за 2006 г. (т. 1, л.д. 144 - 148), следовательно сумма налога за налоговый период составляет 7 202,00 руб. (строка 190 страница 5).
Сумма авансовых платежей, исчисленная за предыдущие отчетные периоды составляет 11 486,00 руб. (строка 210 страница 5), оплата которых подтверждается платежными поручениями N 73 от 25.04.2006 г. на сумму 5 805,00 руб. (т. 1, л.д. 149), N 99 от 24.07.2006 г. на сумму в 3 340,00 руб. (т. 1, л.д. 150), N 116 от 11.10.2006 г. на сумму 2 341,00 руб. (т. 2, л.д. 1).
Следовательно, сумма налога исчисленная к уменьшению составляет 4 284,00 рубля (строка 040 страница 3).
Таким образом следует вывод, что у общества по данному налогу имеется переплата в размере 4 284,00 руб., а за предыдущие периоды, недоимка отсутствует. В обоснование выставления оспариваемого требования и вынесения оспариваемого решения заинтересованное лицо указывает, что у заявителя имеется недоимка по, пени и штрафы по взносам в ПФР 49 092,00 руб. (недоимка) и 176 327,27 руб. (пени), недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС 1 884,64 руб. (недоимка) и 2 240,44 руб. (пени), недоимка, пени и штрафы по взносам в ТФОМС 16 955,39 руб. (недоимка) и 40 003,29 руб. (пени), а также недоимка, пени и штрафы по взнос, в государственный фонд занятости населения РФ, средства фонда, возвр. Организациями 19 878,70 руб. (недоимка) и 35 614,01 руб. (пени).
Согласно материалам дела, задолженность по уплате страховых взносов ПФР, ФФОМС, ТФОМС за период за 1, 2 кварталы 2011 г. отсутствует у заявителя.
По расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по форме РСВ-1 ПФР (т. 2, л.д. 2 - 9) за 1 квартал 2011 г. начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 41 760,00 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть - 360,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ФФОМС - 5 022,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ТФОМС - 3 240,00 руб. и за 2 квартал 2011 г. начислено: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 86 447,00 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть 821,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ФФОМС - 10 405,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ТФОМС - 6 713,00 руб.
- Уплата взносов в Пенсионный фонд подтверждается следующими платежными документами: платежное поручение N 283 от 15.09.2011 г. на сумму в 128 207,23 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии (т. 2, л.д. 28), платежное поручение N 348 от 01.12.2011 г. на сумму 4 661,14 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии (т. 2, л.д. 29), платежное поручение N 284 от 15.09.2011 г. на сумму 15 427,08 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС (т. 2, л.д. 30), платежное поручение N 285 от 15.09.2011 г. на сумму 9 952,95 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ТФОМС (т. 2, л.д. 31);
- Таким образом, следует вывод, что у общества отсутствует задолженность по уплате страховых взносов ПФР, ФФОМС, ТФОМС, что также подтверждает Справка N 27 от 30.03.2012 г. (т. 2, л.д. 32).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что по уплаченным до 01.01.2001 г. в ПФР, ФОМС, ТФОМС, страховые взносы в Фонды уплачивались на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда РФ", которое утратило силу с 01.01.2001 г. (Федеральный закон N 118-ФЗ от 05.08.2000 г.). В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Позднее ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", определено, что недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 г. включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона. Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 г. (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, определены полномочия Федеральной налоговой службы как главного администратора доходов бюджета Фондов за период с 2001 года по 2009 год включительно.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора и прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора или с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
Согласно установленному порядку, на первом этапе налогоплательщику направляется требование об уплате налога, далее - в случае неисполнения требования в указанный срок - принимается решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банке, а при их недостаточности или отсутствии - за счет иного имущества. При нарушении налоговым органом срока принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств (имущества) налоговый орган имеет право обратиться в суд.
Все указанные этапы последовательны и имеют давностные пределы. В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Осуществляя постоянный контроль выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога, налоговый орган обязан своевременно выявлять образовавшуюся задолженность и принимать меры к ее взысканию.
Сроки уплаты налога предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков, если обязанность задекларирована (отражена в налоговой декларации), или по завершении налоговой проверки (если по ее результатам выявляется нарушение налогового законодательства).
Одновременно из материалов дела следует, что за последний отчетный период (2011 г.) у налогоплательщика отсутствовала задолженность по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения и страховым взносам в Фонды, следовательно, задолженность (администрируемая налоговым органом) могла образоваться только до 2009 г.
Таким образом, срок на судебное взыскание налоговым органом указанных сумм истек, пропуск срока (с 2009 г.) составил более трех лет.
Доводы апелляционной жалобы при этом, во внимание приняты быть не могут.
По доводу о наличии недоимки и пени по налогу на имущество.
В своей жалобе налоговый орган указывает, что у Общества имеется недоимка по налогу на имущество организаций не входящего в единую систему газоснабжения, что подтверждается Справками N 1220 от 12.04.2011 г. и Справкой N 1606 от 08.08.2011 г.
Данным имуществом в спорный период Общество не владело, налоговая база отсутствует, в связи с чем, декларация за 1, 2, 3 квартал 2011 г. не представлялась. По данным налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) за 2006 г. у Общества по данному виду налога существует переплата в размере 4284-00 руб. за предыдущие периоды, недоимка отсутствует.
В силу п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней.
Судом первой инстанции установлено - в оспариваемом Требовании налогового органа N 18173 не указаны основания взимания недоимки и пени, период образования недоимки также не указаны периоды, за которые начисляются пени, и ставка пени.
Необходимой информации не содержится и в справках N 1220 от 12.04.2011 г. и N 1606 от 08.08.2011 г.
В силу положений п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговым органом не представлено доказательств подтверждающих основания возникновения недоимки и пени, период образования недоимки, а также не указаны периоды, за которые начисляются пени, и ставка пени.
Таким образом, доводы жалобы налогового органа являются необоснованными.
По доводу о наличии недоимки и пени по взносам в Фонды.
В своей жалобе налоговый орган указывает, что у Общества имеется недоимка по уплате страховых взносов в Фонды.
По данным Общества задолженности по уплате страховых взносов ПФР, ФФОМС, ТФОМС за период за 1, 2 квартал 2011 г. отсутствует.
Отсутствие задолженности Общества по уплате страховых взносов ПФР, ФФОМС, ТФОМС, также подтверждает Справка ПФР N 27 от 30.03.12 г. При принятии решения суд первой инстанции правильно исходил из того, что Страховые взносы в Фонды уплачивались на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда РФ", которое утратило силу с 01.01.2001 (Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Далее статьей 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", определено:
Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, полномочия Федеральной налоговой службы как главного администратора доходов бюджета Фондов определены на период с 2001 года по 2009 год включительно.
Налоговым органом не представлено доказательства подтверждающего основания возникновения недоимки и пени по страховым взносам за указанный период, таким образом, довод налогового органа является необоснованным.
Согласно правовой позиции ФАС Московского округа, изложенной в Постановлении от 17.06.2011 N КА-А41/5753-11 по делу N А40-47501/10-118-296:
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора и прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора или с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно установленному порядку, на первом этапе налогоплательщику направляется требование об уплате налога, далее - в случае неисполнения требования в указанный срок - принимается решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банке, а при их недостаточности или отсутствии - за счет иного имущества. При нарушении налоговым органом срока принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств (имущества) налоговый орган имеет право обратиться в суд.
В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Осуществляя постоянный контроль выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога, налоговый орган обязан своевременно выявлять образовавшуюся задолженность и принимать меры к ее взысканию.
Сроки уплаты налога предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков, если обязанность задекларирована (отражена в налоговой декларации), или по завершении налоговой проверки (если по ее результатам выявляется нарушение налогового законодательства).
Таким образом, отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации конкретного указания на срок, в течение которого налоговый орган должен выявить налоговую задолженность, не означает, что налоговый орган не ограничен во времени ее выявления.
За последний отчетный период (2011 г.) у Общества отсутствовала задолженность по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения. Задолженность по страховым взносам в Фонды (администрируемая налоговым органом) могла образоваться только до 2009 г.
Срок на судебное взыскание налоговым органом указанных сумм истек, пропуск срока (с 2006 г.) составил более 3-х лет. Налоговым органом данное обстоятельство не оспаривается и уважительность причин пропуска срока не обосновывается.
На основании статей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2012 по делу N А40-5679/12-115-16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2012 N 09АП-21532/2012 ПО ДЕЛУ N А40-5679/12-115-16
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2012 г. N 09АП-21532/2012
Дело N А40-5679/12-115-16
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
Судей Р.Г. Нагаева, С.Н. Крекотнева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 21 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2012
по делу N А40-5679/12-115-16, принятое судьей Шевелевой Л.А.
по заявлению Закрытого акционерного общества "МЕТРОТРАНССТРОЙ" (ОГРН 1037739230286), 109462, Москва г., Юных Ленинцев ул., 59, 1
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по г. Москве (ОГРН 1047721035141), 109377, Москва г., Новокузьминская 1-я ул., 5 о признании недействительным требования
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Левин А.Е. по дов. N б/н от 24.10.2011, Белякова И.Е. по дов. N б/н от 20.03.2012 от заинтересованного лица - Мальцева Е.Н. по дов. N 17 от 15.06.2012
установил:
Закрытое акционерное общество "МЕТРОТРАНССТРОЙ", обратилось в Арбитражный суд г. Москвы и просит (с учетом уточнения формулировки заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) признать недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу РФ вынесенные Инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по г. Москве, Требование N 18173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.08.2011 г. и Решение N 8989 от 16.09.2011 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках".
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику было направлено Требование N 18173 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.08.2011 г. (т. 1, л.д. 52).
При этом из оспариваемого требования видно, что в нем указано, что у заявителя имеется задолженность в общей сумме 564 432,78 руб., в то время, как в его описательной части было указано о наличии задолженности по недоимки и пени в сумме 387 236,95 руб.
Одновременно, в оспариваемом требовании налогового не указаны основания взимания недоимки и пени, период образования недоимки, а также не указаны периоды, за которые начисляются пени, и ставка пени.
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 г. "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней.
Заинтересованным лицом также вынесено Решение N 8989 от 16.09.2011 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" (т. 1, л.д. 53), которым постановлено взыскать с заявителя 387 236,95 руб.
Суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, исходя из следующих обстоятельств.
Так, по налогу на имущество организаций по имущество, не входящего в Единую систему газоснабжения заинтересованное лицо указывает, что у заявителя имеется недоимка в размере 25 114,00 руб. и пени в размере 18 207,44 руб.
Согласно материалам дела налоговая база по данному налогу отсутствовала, в связи с чем, декларация за 1, 2, 3 кварталы 2011 г. не представлялась.
По данным налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) за 2006 г. (т. 1, л.д. 144 - 148), следовательно сумма налога за налоговый период составляет 7 202,00 руб. (строка 190 страница 5).
Сумма авансовых платежей, исчисленная за предыдущие отчетные периоды составляет 11 486,00 руб. (строка 210 страница 5), оплата которых подтверждается платежными поручениями N 73 от 25.04.2006 г. на сумму 5 805,00 руб. (т. 1, л.д. 149), N 99 от 24.07.2006 г. на сумму в 3 340,00 руб. (т. 1, л.д. 150), N 116 от 11.10.2006 г. на сумму 2 341,00 руб. (т. 2, л.д. 1).
Следовательно, сумма налога исчисленная к уменьшению составляет 4 284,00 рубля (строка 040 страница 3).
Таким образом следует вывод, что у общества по данному налогу имеется переплата в размере 4 284,00 руб., а за предыдущие периоды, недоимка отсутствует. В обоснование выставления оспариваемого требования и вынесения оспариваемого решения заинтересованное лицо указывает, что у заявителя имеется недоимка по, пени и штрафы по взносам в ПФР 49 092,00 руб. (недоимка) и 176 327,27 руб. (пени), недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС 1 884,64 руб. (недоимка) и 2 240,44 руб. (пени), недоимка, пени и штрафы по взносам в ТФОМС 16 955,39 руб. (недоимка) и 40 003,29 руб. (пени), а также недоимка, пени и штрафы по взнос, в государственный фонд занятости населения РФ, средства фонда, возвр. Организациями 19 878,70 руб. (недоимка) и 35 614,01 руб. (пени).
Согласно материалам дела, задолженность по уплате страховых взносов ПФР, ФФОМС, ТФОМС за период за 1, 2 кварталы 2011 г. отсутствует у заявителя.
По расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по форме РСВ-1 ПФР (т. 2, л.д. 2 - 9) за 1 квартал 2011 г. начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 41 760,00 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть - 360,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ФФОМС - 5 022,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ТФОМС - 3 240,00 руб. и за 2 квартал 2011 г. начислено: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 86 447,00 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть 821,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ФФОМС - 10 405,00 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование ТФОМС - 6 713,00 руб.
- Уплата взносов в Пенсионный фонд подтверждается следующими платежными документами: платежное поручение N 283 от 15.09.2011 г. на сумму в 128 207,23 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии (т. 2, л.д. 28), платежное поручение N 348 от 01.12.2011 г. на сумму 4 661,14 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии (т. 2, л.д. 29), платежное поручение N 284 от 15.09.2011 г. на сумму 15 427,08 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС (т. 2, л.д. 30), платежное поручение N 285 от 15.09.2011 г. на сумму 9 952,95 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ТФОМС (т. 2, л.д. 31);
- Таким образом, следует вывод, что у общества отсутствует задолженность по уплате страховых взносов ПФР, ФФОМС, ТФОМС, что также подтверждает Справка N 27 от 30.03.2012 г. (т. 2, л.д. 32).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что по уплаченным до 01.01.2001 г. в ПФР, ФОМС, ТФОМС, страховые взносы в Фонды уплачивались на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда РФ", которое утратило силу с 01.01.2001 г. (Федеральный закон N 118-ФЗ от 05.08.2000 г.). В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Позднее ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", определено, что недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 г. включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона. Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 г. (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, определены полномочия Федеральной налоговой службы как главного администратора доходов бюджета Фондов за период с 2001 года по 2009 год включительно.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора и прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора или с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
Согласно установленному порядку, на первом этапе налогоплательщику направляется требование об уплате налога, далее - в случае неисполнения требования в указанный срок - принимается решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банке, а при их недостаточности или отсутствии - за счет иного имущества. При нарушении налоговым органом срока принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств (имущества) налоговый орган имеет право обратиться в суд.
Все указанные этапы последовательны и имеют давностные пределы. В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Осуществляя постоянный контроль выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога, налоговый орган обязан своевременно выявлять образовавшуюся задолженность и принимать меры к ее взысканию.
Сроки уплаты налога предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков, если обязанность задекларирована (отражена в налоговой декларации), или по завершении налоговой проверки (если по ее результатам выявляется нарушение налогового законодательства).
Одновременно из материалов дела следует, что за последний отчетный период (2011 г.) у налогоплательщика отсутствовала задолженность по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения и страховым взносам в Фонды, следовательно, задолженность (администрируемая налоговым органом) могла образоваться только до 2009 г.
Таким образом, срок на судебное взыскание налоговым органом указанных сумм истек, пропуск срока (с 2009 г.) составил более трех лет.
Доводы апелляционной жалобы при этом, во внимание приняты быть не могут.
По доводу о наличии недоимки и пени по налогу на имущество.
В своей жалобе налоговый орган указывает, что у Общества имеется недоимка по налогу на имущество организаций не входящего в единую систему газоснабжения, что подтверждается Справками N 1220 от 12.04.2011 г. и Справкой N 1606 от 08.08.2011 г.
Данным имуществом в спорный период Общество не владело, налоговая база отсутствует, в связи с чем, декларация за 1, 2, 3 квартал 2011 г. не представлялась. По данным налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) за 2006 г. у Общества по данному виду налога существует переплата в размере 4284-00 руб. за предыдущие периоды, недоимка отсутствует.
В силу п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней.
Судом первой инстанции установлено - в оспариваемом Требовании налогового органа N 18173 не указаны основания взимания недоимки и пени, период образования недоимки также не указаны периоды, за которые начисляются пени, и ставка пени.
Необходимой информации не содержится и в справках N 1220 от 12.04.2011 г. и N 1606 от 08.08.2011 г.
В силу положений п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговым органом не представлено доказательств подтверждающих основания возникновения недоимки и пени, период образования недоимки, а также не указаны периоды, за которые начисляются пени, и ставка пени.
Таким образом, доводы жалобы налогового органа являются необоснованными.
По доводу о наличии недоимки и пени по взносам в Фонды.
В своей жалобе налоговый орган указывает, что у Общества имеется недоимка по уплате страховых взносов в Фонды.
По данным Общества задолженности по уплате страховых взносов ПФР, ФФОМС, ТФОМС за период за 1, 2 квартал 2011 г. отсутствует.
Отсутствие задолженности Общества по уплате страховых взносов ПФР, ФФОМС, ТФОМС, также подтверждает Справка ПФР N 27 от 30.03.12 г. При принятии решения суд первой инстанции правильно исходил из того, что Страховые взносы в Фонды уплачивались на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда РФ", которое утратило силу с 01.01.2001 (Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Далее статьей 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", определено:
Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, полномочия Федеральной налоговой службы как главного администратора доходов бюджета Фондов определены на период с 2001 года по 2009 год включительно.
Налоговым органом не представлено доказательства подтверждающего основания возникновения недоимки и пени по страховым взносам за указанный период, таким образом, довод налогового органа является необоснованным.
Согласно правовой позиции ФАС Московского округа, изложенной в Постановлении от 17.06.2011 N КА-А41/5753-11 по делу N А40-47501/10-118-296:
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора и прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора или с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно установленному порядку, на первом этапе налогоплательщику направляется требование об уплате налога, далее - в случае неисполнения требования в указанный срок - принимается решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банке, а при их недостаточности или отсутствии - за счет иного имущества. При нарушении налоговым органом срока принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств (имущества) налоговый орган имеет право обратиться в суд.
В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Осуществляя постоянный контроль выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога, налоговый орган обязан своевременно выявлять образовавшуюся задолженность и принимать меры к ее взысканию.
Сроки уплаты налога предусмотрены законодательством, поэтому невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков, если обязанность задекларирована (отражена в налоговой декларации), или по завершении налоговой проверки (если по ее результатам выявляется нарушение налогового законодательства).
Таким образом, отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации конкретного указания на срок, в течение которого налоговый орган должен выявить налоговую задолженность, не означает, что налоговый орган не ограничен во времени ее выявления.
За последний отчетный период (2011 г.) у Общества отсутствовала задолженность по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения. Задолженность по страховым взносам в Фонды (администрируемая налоговым органом) могла образоваться только до 2009 г.
Срок на судебное взыскание налоговым органом указанных сумм истек, пропуск срока (с 2006 г.) составил более 3-х лет. Налоговым органом данное обстоятельство не оспаривается и уважительность причин пропуска срока не обосновывается.
На основании статей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2012 по делу N А40-5679/12-115-16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Р.Г.НАГАЕВ
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Р.Г.НАГАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)