Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 августа 2004 года Дело N Ф04-5670/2004(А46-3819-19)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская детская клиническая больница N 3", город Омск (далее - учреждение здравоохранения), о взыскании налоговых санкций в сумме 290221,40 руб.
Решением суда первой инстанции от 23.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2004, в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение.
По мнению налогового органа, учреждение здравоохранения, являясь работодателем (согласно трудовому законодательству) и налоговым агентом (согласно законодательству о налогах и сборах), при выплате вознаграждения (заработной платы) работникам за выполнение трудовых обязанностей в данном учреждении обязано согласно пункту 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации правильно и своевременно исчислить, удержать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
Поскольку обязанность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц учреждением здравоохранения не исполнена, то данные действия налогового агента были квалифицированы Инспекцией как налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Инспекция указывает на то, что учреждение здравоохранения обязано вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Непредставление налоговым агентом сведений о доходах, выплаченных 1199 физическим лицам за 2000 год и 1333 физическим лицам за 2001 год, квалифицировано как налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом налоговый орган считает, что действия учреждения здравоохранения правомерно и обоснованно квалифицированы как налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, так как налоговым агентом не представлены налоговые карточки.
Также Инспекция не согласна с выводом арбитражного суда о том, что налоговый орган обязан заблаговременно известить налогового агента о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки в любом случае, а не только в случае представления письменных разъяснений или возражений.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы Инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения учреждением здравоохранения налогового законодательства за период с 01.12.99 по 01.06.2002.
На основании акта проверки N 04-20/8700 ДСП от 31.07.2002 Инспекция приняла решение N 04/10305 ДСП от 02.09.2002 о привлечении налогового агента к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 158621,4 руб. за невыполнение обязанностей по своевременному перечислению в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц, на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 126600 руб. за непредставление в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных 2532 физическим лицам, и на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5000 рублей за непредставление налоговых карточек.
За несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц указанным решением учреждению здравоохранения начислены пени в сумме 1057359 руб. 33 коп.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что основанием для привлечения учреждения здравоохранения к налоговой ответственности послужил вывод Инспекции о неперечислении в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 793107 руб., непредставлении сведений о доходах, выплаченных 1199 физическим лицам за 2000 год и 1333 физическим лицам за 2001 год.
Отказывая в удовлетворении требований Инспекции о взыскании налоговых санкций, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что обязанность предприятий, учреждений, организаций своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц в период до 01.01.2001 была установлена статьей 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" N 1998-1 от 07.12.91, а с 01.01.2001 - пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность налоговых агентов перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банке установлена пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания названных правовых норм судебные инстанции сделали правильный вывод, что обязанность налогового агента по удержанию сумм налога на доходы физических лиц возникает в момент фактической выплаты денежных средств налогоплательщику.
Перечислить суммы налога налоговый агент обязан не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода в денежной форме или дня фактического удержания исчисленной суммы налога при выплате доходов в натуральной форме.
С этими же обстоятельствами, как следует из содержания статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое законодательство связывает и обязанность налогового агента представлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что в проверяемом периоде учреждение здравоохранения не получало в банке наличных денежных средств на оплату труда работников, не перечисляло со своего счета в банке по поручениям работников причитающиеся им суммы, не выплачивало денежных средств на оплату труда, следовательно, не имело возможности удержать налог.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии законных оснований для привлечения учреждения здравоохранения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 158621 руб. 40 коп. за невыполнение обязанности по своевременному перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 126600 руб. за невыполнение обязанности по полному и своевременному представлению сведений о доходах физических лиц, возложенной на налогового агента.
В рассматриваемых правоотношениях арбитражный суд правильно применил часть 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что субъектом правонарушения является не налоговый агент, а третье лицо, обладающее сведениями о проверяемом налоговым органом налогоплательщике.
Также обоснованно суд сослался на статьи 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие в качестве основания для отмены оспариваемого решения несоблюдение должностными лицами налоговых органов порядка привлечения налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
Решение от 23.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-173/03 (А-1162/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 23 августа 2004 года Дело N Ф04-5670/2004(А46-3819-19)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская детская клиническая больница N 3", город Омск (далее - учреждение здравоохранения), о взыскании налоговых санкций в сумме 290221,40 руб.
Решением суда первой инстанции от 23.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2004, в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение.
По мнению налогового органа, учреждение здравоохранения, являясь работодателем (согласно трудовому законодательству) и налоговым агентом (согласно законодательству о налогах и сборах), при выплате вознаграждения (заработной платы) работникам за выполнение трудовых обязанностей в данном учреждении обязано согласно пункту 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации правильно и своевременно исчислить, удержать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
Поскольку обязанность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц учреждением здравоохранения не исполнена, то данные действия налогового агента были квалифицированы Инспекцией как налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Инспекция указывает на то, что учреждение здравоохранения обязано вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Непредставление налоговым агентом сведений о доходах, выплаченных 1199 физическим лицам за 2000 год и 1333 физическим лицам за 2001 год, квалифицировано как налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом налоговый орган считает, что действия учреждения здравоохранения правомерно и обоснованно квалифицированы как налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, так как налоговым агентом не представлены налоговые карточки.
Также Инспекция не согласна с выводом арбитражного суда о том, что налоговый орган обязан заблаговременно известить налогового агента о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки в любом случае, а не только в случае представления письменных разъяснений или возражений.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы Инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения учреждением здравоохранения налогового законодательства за период с 01.12.99 по 01.06.2002.
На основании акта проверки N 04-20/8700 ДСП от 31.07.2002 Инспекция приняла решение N 04/10305 ДСП от 02.09.2002 о привлечении налогового агента к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 158621,4 руб. за невыполнение обязанностей по своевременному перечислению в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц, на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 126600 руб. за непредставление в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных 2532 физическим лицам, и на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5000 рублей за непредставление налоговых карточек.
За несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц указанным решением учреждению здравоохранения начислены пени в сумме 1057359 руб. 33 коп.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что основанием для привлечения учреждения здравоохранения к налоговой ответственности послужил вывод Инспекции о неперечислении в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 793107 руб., непредставлении сведений о доходах, выплаченных 1199 физическим лицам за 2000 год и 1333 физическим лицам за 2001 год.
Отказывая в удовлетворении требований Инспекции о взыскании налоговых санкций, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что обязанность предприятий, учреждений, организаций своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц в период до 01.01.2001 была установлена статьей 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" N 1998-1 от 07.12.91, а с 01.01.2001 - пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность налоговых агентов перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банке установлена пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания названных правовых норм судебные инстанции сделали правильный вывод, что обязанность налогового агента по удержанию сумм налога на доходы физических лиц возникает в момент фактической выплаты денежных средств налогоплательщику.
Перечислить суммы налога налоговый агент обязан не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода в денежной форме или дня фактического удержания исчисленной суммы налога при выплате доходов в натуральной форме.
С этими же обстоятельствами, как следует из содержания статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое законодательство связывает и обязанность налогового агента представлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что в проверяемом периоде учреждение здравоохранения не получало в банке наличных денежных средств на оплату труда работников, не перечисляло со своего счета в банке по поручениям работников причитающиеся им суммы, не выплачивало денежных средств на оплату труда, следовательно, не имело возможности удержать налог.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии законных оснований для привлечения учреждения здравоохранения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 158621 руб. 40 коп. за невыполнение обязанности по своевременному перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 126600 руб. за невыполнение обязанности по полному и своевременному представлению сведений о доходах физических лиц, возложенной на налогового агента.
В рассматриваемых правоотношениях арбитражный суд правильно применил часть 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что субъектом правонарушения является не налоговый агент, а третье лицо, обладающее сведениями о проверяемом налоговым органом налогоплательщике.
Также обоснованно суд сослался на статьи 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие в качестве основания для отмены оспариваемого решения несоблюдение должностными лицами налоговых органов порядка привлечения налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
Решение от 23.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-173/03 (А-1162/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.08.2004 N Ф04-5670/2004(А46-3819-19)
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 23 августа 2004 года Дело N Ф04-5670/2004(А46-3819-19)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская детская клиническая больница N 3", город Омск (далее - учреждение здравоохранения), о взыскании налоговых санкций в сумме 290221,40 руб.
Решением суда первой инстанции от 23.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2004, в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение.
По мнению налогового органа, учреждение здравоохранения, являясь работодателем (согласно трудовому законодательству) и налоговым агентом (согласно законодательству о налогах и сборах), при выплате вознаграждения (заработной платы) работникам за выполнение трудовых обязанностей в данном учреждении обязано согласно пункту 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации правильно и своевременно исчислить, удержать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
Поскольку обязанность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц учреждением здравоохранения не исполнена, то данные действия налогового агента были квалифицированы Инспекцией как налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Инспекция указывает на то, что учреждение здравоохранения обязано вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Непредставление налоговым агентом сведений о доходах, выплаченных 1199 физическим лицам за 2000 год и 1333 физическим лицам за 2001 год, квалифицировано как налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом налоговый орган считает, что действия учреждения здравоохранения правомерно и обоснованно квалифицированы как налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, так как налоговым агентом не представлены налоговые карточки.
Также Инспекция не согласна с выводом арбитражного суда о том, что налоговый орган обязан заблаговременно известить налогового агента о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки в любом случае, а не только в случае представления письменных разъяснений или возражений.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы Инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения учреждением здравоохранения налогового законодательства за период с 01.12.99 по 01.06.2002.
На основании акта проверки N 04-20/8700 ДСП от 31.07.2002 Инспекция приняла решение N 04/10305 ДСП от 02.09.2002 о привлечении налогового агента к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 158621,4 руб. за невыполнение обязанностей по своевременному перечислению в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц, на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 126600 руб. за непредставление в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных 2532 физическим лицам, и на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5000 рублей за непредставление налоговых карточек.
За несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц указанным решением учреждению здравоохранения начислены пени в сумме 1057359 руб. 33 коп.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что основанием для привлечения учреждения здравоохранения к налоговой ответственности послужил вывод Инспекции о неперечислении в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 793107 руб., непредставлении сведений о доходах, выплаченных 1199 физическим лицам за 2000 год и 1333 физическим лицам за 2001 год.
Отказывая в удовлетворении требований Инспекции о взыскании налоговых санкций, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что обязанность предприятий, учреждений, организаций своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц в период до 01.01.2001 была установлена статьей 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" N 1998-1 от 07.12.91, а с 01.01.2001 - пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность налоговых агентов перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банке установлена пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания названных правовых норм судебные инстанции сделали правильный вывод, что обязанность налогового агента по удержанию сумм налога на доходы физических лиц возникает в момент фактической выплаты денежных средств налогоплательщику.
Перечислить суммы налога налоговый агент обязан не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода в денежной форме или дня фактического удержания исчисленной суммы налога при выплате доходов в натуральной форме.
С этими же обстоятельствами, как следует из содержания статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое законодательство связывает и обязанность налогового агента представлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что в проверяемом периоде учреждение здравоохранения не получало в банке наличных денежных средств на оплату труда работников, не перечисляло со своего счета в банке по поручениям работников причитающиеся им суммы, не выплачивало денежных средств на оплату труда, следовательно, не имело возможности удержать налог.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии законных оснований для привлечения учреждения здравоохранения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 158621 руб. 40 коп. за невыполнение обязанности по своевременному перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 126600 руб. за невыполнение обязанности по полному и своевременному представлению сведений о доходах физических лиц, возложенной на налогового агента.
В рассматриваемых правоотношениях арбитражный суд правильно применил часть 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что субъектом правонарушения является не налоговый агент, а третье лицо, обладающее сведениями о проверяемом налоговым органом налогоплательщике.
Также обоснованно суд сослался на статьи 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие в качестве основания для отмены оспариваемого решения несоблюдение должностными лицами налоговых органов порядка привлечения налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-173/03 (А-1162/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 23 августа 2004 года Дело N Ф04-5670/2004(А46-3819-19)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская детская клиническая больница N 3", город Омск (далее - учреждение здравоохранения), о взыскании налоговых санкций в сумме 290221,40 руб.
Решением суда первой инстанции от 23.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2004, в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение.
По мнению налогового органа, учреждение здравоохранения, являясь работодателем (согласно трудовому законодательству) и налоговым агентом (согласно законодательству о налогах и сборах), при выплате вознаграждения (заработной платы) работникам за выполнение трудовых обязанностей в данном учреждении обязано согласно пункту 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации правильно и своевременно исчислить, удержать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
Поскольку обязанность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц учреждением здравоохранения не исполнена, то данные действия налогового агента были квалифицированы Инспекцией как налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Инспекция указывает на то, что учреждение здравоохранения обязано вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Непредставление налоговым агентом сведений о доходах, выплаченных 1199 физическим лицам за 2000 год и 1333 физическим лицам за 2001 год, квалифицировано как налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом налоговый орган считает, что действия учреждения здравоохранения правомерно и обоснованно квалифицированы как налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, так как налоговым агентом не представлены налоговые карточки.
Также Инспекция не согласна с выводом арбитражного суда о том, что налоговый орган обязан заблаговременно известить налогового агента о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки в любом случае, а не только в случае представления письменных разъяснений или возражений.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы Инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения учреждением здравоохранения налогового законодательства за период с 01.12.99 по 01.06.2002.
На основании акта проверки N 04-20/8700 ДСП от 31.07.2002 Инспекция приняла решение N 04/10305 ДСП от 02.09.2002 о привлечении налогового агента к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 158621,4 руб. за невыполнение обязанностей по своевременному перечислению в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц, на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 126600 руб. за непредставление в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных 2532 физическим лицам, и на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5000 рублей за непредставление налоговых карточек.
За несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц указанным решением учреждению здравоохранения начислены пени в сумме 1057359 руб. 33 коп.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что основанием для привлечения учреждения здравоохранения к налоговой ответственности послужил вывод Инспекции о неперечислении в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 793107 руб., непредставлении сведений о доходах, выплаченных 1199 физическим лицам за 2000 год и 1333 физическим лицам за 2001 год.
Отказывая в удовлетворении требований Инспекции о взыскании налоговых санкций, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что обязанность предприятий, учреждений, организаций своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц в период до 01.01.2001 была установлена статьей 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" N 1998-1 от 07.12.91, а с 01.01.2001 - пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность налоговых агентов перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банке установлена пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания названных правовых норм судебные инстанции сделали правильный вывод, что обязанность налогового агента по удержанию сумм налога на доходы физических лиц возникает в момент фактической выплаты денежных средств налогоплательщику.
Перечислить суммы налога налоговый агент обязан не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода в денежной форме или дня фактического удержания исчисленной суммы налога при выплате доходов в натуральной форме.
С этими же обстоятельствами, как следует из содержания статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое законодательство связывает и обязанность налогового агента представлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что в проверяемом периоде учреждение здравоохранения не получало в банке наличных денежных средств на оплату труда работников, не перечисляло со своего счета в банке по поручениям работников причитающиеся им суммы, не выплачивало денежных средств на оплату труда, следовательно, не имело возможности удержать налог.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии законных оснований для привлечения учреждения здравоохранения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 158621 руб. 40 коп. за невыполнение обязанности по своевременному перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 126600 руб. за невыполнение обязанности по полному и своевременному представлению сведений о доходах физических лиц, возложенной на налогового агента.
В рассматриваемых правоотношениях арбитражный суд правильно применил часть 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что субъектом правонарушения является не налоговый агент, а третье лицо, обладающее сведениями о проверяемом налоговым органом налогоплательщике.
Также обоснованно суд сослался на статьи 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие в качестве основания для отмены оспариваемого решения несоблюдение должностными лицами налоговых органов порядка привлечения налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-173/03 (А-1162/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)