Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.06.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011
по делу N А12-1987/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Регион", г. Волжский (ОГРН 1033400121677, ИНН 3441025188), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области о признании недействительными ненормативных актов,
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось закрытое акционерное общество "Регион" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ЗАО "Регион") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее инспекция, налоговый орган) от 18.10.2010 N 11-18/7120 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на прибыль в размере 153 252 руб., за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 713 626 руб., за сдачу декларации по НДС в ходе проведения выездной налоговой проверки в размере 55 276 руб., по статье 123 НК РФ за не удержание и не перечисление налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, облагаемых по налоговой ставке установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ в размере 135 843 руб., начисления пени по НДС в сумме 811 359 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 14 798 руб., пени по НДФЛ с доходов облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ в сумме 108 111 руб., за не удержание и не перечисление НДФЛ с доходов, облагаемых по налоговой ставке установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ в размере 148 330 руб., и предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 11 398 666 руб., по налогу на прибыль в сумме 766 259 руб., уменьшения уплаченного в бюджет в завышенных размерах НДС в сумме 2 203 620 руб., удержания и перечисления в бюджет сумм не удержанного НДФЛ в сумме 679 215 руб., а также в части предложения внести необходимые исправления документы бухгалтерского и налогового учета.
Кроме того, заявитель просил суд признать недействительным в части указанных выше сумм налогов, пени и штрафов требование инспекции N 29381 об уплате налога по состоянию на 20.01.2011.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.06.2011 прекращено производство по делу в части требований о признании недействительным решения инспекции от 18.10.2010 N 11-18/7120 в части привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ в виде штрафа в размере 7400 руб. и о признании недействительным требования инспекции от 20.01.2011 N 29381 в части предъявления к уплате штрафа в размере 7400 руб. в связи с отказом заявителя от требований в данной части.
В остальной части заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции от 18.10.2010 N 11-18/7120 признано недействительным в части привлечения ЗАО "Регион" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 153 252 руб., за неуплату НДС в виде штрафа в размере 713 626 руб., за сдачу декларации по НДС в ходе проведения налоговой проверки в виде штрафа в размере 55 276 руб., предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 135 843 руб., в части начисления и предъявления к уплате недоимки по НДС в размере 10 950 589 руб. пени по НДС в размере 811 359 руб., недоимки по налогу на прибыль в размере 766 259 руб., пени по налогу на прибыль в размере 14 798 руб., в части предложения удержать и перечислить в бюджет сумму не удержанного НДФЛ в размере 679 215 руб., начисления и предъявления к уплате пени по НДФЛ в общей сумме 256 441 руб., в части внесения соответствующих изменений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Требование инспекции от 20.01.2011 N 29381 признано недействительным в части предъявления ЗАО "Регион" к уплате штрафа по налогу на прибыль в размере 153 252 руб., штрафа по НДС в размере 713 626 руб., штрафа в размере 55 276 руб., недоимки по НДС в размере 1 873 012 руб., пени по НДС в размере 811 359 руб., недоимки по налогу на прибыль в размере 766 259 руб., пени по налогу на прибыль в размере 14 798 руб., начисления и предъявления к уплате пени по НДФЛ в общей сумме 1242 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки ЗАО "Регион" за 2007-2008 годы по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, налога на прибыль, НДФЛ, результаты которой отражены в акте от 11.08.2010 N 11-18/4914 инспекцией 18.10.2010 принято решение N 11-18/7120 о привлечении ЗАО "Регион" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа размере 153 252 руб., за неуплату НДС в виде штрафа в размере 713 626 руб., за сдачу декларации по НДС в ходе проведения выездной налоговой проверки в виде штрафа в размере 55 276 руб., по статье 123 НК РФ за не удержание и не перечисление НДФЛ в виде штрафа в размере 135 843 руб.
Кроме того, обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 11 398 666 руб. и по налогу на прибыль в сумме 766 259 руб., пени по НДС в сумме 811 359 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 14 798 руб., пени по НДФЛ в общей сумме 256 441 руб., а также уменьшена уплаченная в излишнем размере сумма НДС в размере 2 203 620 руб.
ЗАО "Регион" предложено удержать и перечислить в бюджет сумму не удержанного НДФЛ в размере 679 215 руб., а также предложено внести необходимые исправления документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы 11.01.2011 N 3, решение инспекции от 18.10.2010 N 11-18/7120 отменено в части доначисления НДС по сделке с ООО "СпецГидроМонтаж", расчеты по которой осуществлены собственными векселями ЗАО "Регион".
Инспекцией 20.01.2011 выставлено требование N 29381 о предложении уплатить: штраф по налогу на прибыль в общей сумме 153 252 руб., штраф по НДС в размере 713 626 руб., штраф в размере 55 276 руб., недоимку по НДС в размере 1 873 012 руб. пени по НДС в размере 811 359 руб., недоимку по налогу на прибыль в размере 766 259 руб., пени по налогу на прибыль в размере 14 798 руб., пени по НДФЛ в общей сумме 1242 руб.
Основанием для доначисления налогов по эпизодам, рассматриваемым в апелляционной инстанции, послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС в связи с не включением в нее выручки, полученной филиалом ЗАО "Регион" - НЭМНУ в 2007 году в размере 31 385 583 руб.; неправильного определения налогоплательщиком первоначальной стоимости основных средств, полученных по договору лизинга; не удержание НДФЛ с дохода в натуральной форме, в виде оплаты за проживание работников общества в общежитии при убытии в командировку в связи с выполнением работы вахтовым методом.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Регион" в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя требования заявителя частично, пришли к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налога на прибыль в доначисленной налоговым органом сумме; о правомерном не включении обществом в налогооблагаемую базу по НДФЛ компенсационных выплат, связанных с проживанием работников в общежитии при выполнении работ вахтовым методом. Кроме того, признавая недействительным решение инспекции в части НДС, суды указали на процессуальные нарушения, допущенные налоговым органом, которые не позволили суду сделать вывод о законности доначисления оспариваемых сумм.
Как следует из материалов проверки, в проверяемый период общество обеспечивало работников в период вахты жилыми помещениями путем компенсации расходов, связанных с оплатой проживания во время нахождения в пути к месту исполнения трудовых обязанностей, а также связанных с оплатой арендуемого жилья в месте исполнения трудовых обязанностей.
По мнению инспекции, указанные выплаты являются доходом работников налогоплательщика, что соответственно послужило основанием для предложения обществу удержать у работников и перечислить в бюджет, не удержанный НДФЛ в сумме 679 215 руб., начисления пени по НДФЛ в сумме 256 441 руб. и привлечения ЗАО "Регион" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 135 843 руб.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суды правомерно руководствовались следующим.
Статьей 169 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что при переезде работника на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду, а также расходы по обустройству на новом месте жительства.
В соответствии с частью 3 статьи 297 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность обеспечить работников в период нахождения их на вахте жилыми помещениями, при этом право выбора способа обеспечения (путем организации вахтового поселка, общежития или иного способа) осуществляется по усмотрению работодателя.
Как следует из условий коллективного договора ЗАО "Регион" как работодатель при найме работников, проживающих постоянно в другой местности, обязуется обеспечивать указанных работников на время действия трудового договора бесплатным жильем по месту выполнения трудовых обязанностей с оплатой расходов на его содержание.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
С учетом изложенного, выплаты ЗАО "Регион", компенсирующие работникам общества затраты, связанные с их проживанием в период командировки, вахты в общежитии ЗАО "Богучанская ГЭС", не являются доходом физических лиц.
Обратного в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не доказано.
Таким образом, ЗАО "Регион" правомерно не включало указанные компенсационные выплаты в налогооблагаемую базу по НДФЛ.
Основанием для доначисления налога на прибыль за 2007 и 2008 годы в общей сумме 766 259 руб., пени по налогу на прибыль в размере 14 798 руб. послужили выводы инспекции о завышении налогоплательщиком первоначальной стоимости основных средств - имущества, являющегося предметом лизинга.
Удовлетворяя требования общества в данной части, суды указали, что, установив завышение налогоплательщиком первоначальной стоимости основных средств, принятых в лизинг, и уменьшив при этом сумму амортизации, налоговый орган, в нарушении вышеуказанных норм, не включил в состав прочих расходов лизинговые платежи, тем самым не определил действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в проверяемом периоде.
В соответствии со статьей 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
ЗАО "Регион" при определении первоначальной стоимости спорных предметов лизинга были ошибочно включены лизинговые платежи, предусмотренные по договору лизинга имущества, что и повлекло увеличение первоначальной стоимости имущества, являющегося предметом лизинга.
При этом судами отмечено, что определяя сумму налога на прибыль, не уплаченную проверяемым налогоплательщиком в бюджет в связи с нарушением статьи 259 НК РФ инспекцией не учтено, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым для целей налогообложения прибылью относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются у лизингополучателя - арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьями 259 - 259.2 НК РФ.
Как установлено судами налогоплательщиком лизинговые платежи учитывались в составе первоначальной стоимости, соответственно они не учитывались им в порядке, предусмотренном статьей 264 НК РФ.
В ходе выездной налоговой проверки налоговому органу были представлены все первичные документы, связанные с принятием налогоплательщиком имущества в лизинг, в том числе документы, подтверждающие размер и сроки уплаты лизинговых платежей.
Таким образом, налогоплательщику необоснованно начислен к уплате налог на прибыль за 2007 и 2008 годы в общей сумме 766 259 руб., пени по налогу на прибыль в размере 14 798 руб. Отсутствие обязанности по уплате налога в силу статьи 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следовательно, привлечение ЗАО "Регион" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 153 252 руб., так же является неправомерным.
В ходе проверки налоговым органом также было установлено, что ЗАО "Регион" при исчислении НДС в налоговых периодах 2007 года не учитывало выручку, полученную по месту осуществления деятельности своего филиала (НЭМНУ) в общей сумме 31 385 583 руб., что привело к неуплате НДС в размере 5 649 405 руб.
Между тем суды, удовлетворяя заявленные требования по указанному эпизоду, указали, что содержание оспариваемого решения налогового органа не отвечает требованиям пункта 8 статьи 101 НК РФ, так как в нем отсутствуют необходимые сведения и ссылки на первичные документы по сделкам, совершенным филиалом ЗАО "Регион" (НЭМНУ), которые подтверждают занижение налоговой базы по НДС за налоговые периоды 2007 года на общую сумму 31 385 583 руб. и неуплату налога в размере 5 649 405 руб. (т. 2 л. д. 15).
Суд кассационной инстанции находит правильными выводы судов о невозможности установления объема заявленного вычета по НДС филиалом НЭМНУ, исходя из содержания оспариваемого решения. Данные обстоятельства не позволяют суду определить по каким сделкам, совершенным филиалом ЗАО "Регион" (НЭМНУ), была занижена налоговая база по НДС за налоговые периоды 2007 года на общую сумму 31 385 583 руб., в связи с чем возникла неуплата налога в размере 5 649 405 руб., что является прямым нарушением пункта 8 статьи 101 НК РФ.
Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, отменяя решение налогового органа в данной части, так же не указало, по какой конкретно сделке (выставленному счету-фактуре) следует применять налоговые вычеты за какой налоговый период и в какой конкретно сумме.
В силу изложенного установить размер налогового обязательства налогоплательщика по НДС применительно к конкретному налоговому периоду, которым в соответствии со статьей 163 НК РФ является квартал, судам не представляется возможным, как и проверить правильность доначисления сумм пени и примененных штрафных санкций по итогам проверки.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о недействительности решения налогового органа от 18.10.2010 N 11-18/7120 в части, оспариваемой инспекцией.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.06.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 по делу N А12-1987/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 15.11.2011 ПО ДЕЛУ N А12-1987/2011
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2011 г. по делу N А12-1987/2011
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.06.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011
по делу N А12-1987/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Регион", г. Волжский (ОГРН 1033400121677, ИНН 3441025188), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось закрытое акционерное общество "Регион" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ЗАО "Регион") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее инспекция, налоговый орган) от 18.10.2010 N 11-18/7120 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на прибыль в размере 153 252 руб., за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 713 626 руб., за сдачу декларации по НДС в ходе проведения выездной налоговой проверки в размере 55 276 руб., по статье 123 НК РФ за не удержание и не перечисление налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, облагаемых по налоговой ставке установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ в размере 135 843 руб., начисления пени по НДС в сумме 811 359 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 14 798 руб., пени по НДФЛ с доходов облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ в сумме 108 111 руб., за не удержание и не перечисление НДФЛ с доходов, облагаемых по налоговой ставке установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ в размере 148 330 руб., и предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 11 398 666 руб., по налогу на прибыль в сумме 766 259 руб., уменьшения уплаченного в бюджет в завышенных размерах НДС в сумме 2 203 620 руб., удержания и перечисления в бюджет сумм не удержанного НДФЛ в сумме 679 215 руб., а также в части предложения внести необходимые исправления документы бухгалтерского и налогового учета.
Кроме того, заявитель просил суд признать недействительным в части указанных выше сумм налогов, пени и штрафов требование инспекции N 29381 об уплате налога по состоянию на 20.01.2011.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.06.2011 прекращено производство по делу в части требований о признании недействительным решения инспекции от 18.10.2010 N 11-18/7120 в части привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ в виде штрафа в размере 7400 руб. и о признании недействительным требования инспекции от 20.01.2011 N 29381 в части предъявления к уплате штрафа в размере 7400 руб. в связи с отказом заявителя от требований в данной части.
В остальной части заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции от 18.10.2010 N 11-18/7120 признано недействительным в части привлечения ЗАО "Регион" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 153 252 руб., за неуплату НДС в виде штрафа в размере 713 626 руб., за сдачу декларации по НДС в ходе проведения налоговой проверки в виде штрафа в размере 55 276 руб., предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 135 843 руб., в части начисления и предъявления к уплате недоимки по НДС в размере 10 950 589 руб. пени по НДС в размере 811 359 руб., недоимки по налогу на прибыль в размере 766 259 руб., пени по налогу на прибыль в размере 14 798 руб., в части предложения удержать и перечислить в бюджет сумму не удержанного НДФЛ в размере 679 215 руб., начисления и предъявления к уплате пени по НДФЛ в общей сумме 256 441 руб., в части внесения соответствующих изменений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Требование инспекции от 20.01.2011 N 29381 признано недействительным в части предъявления ЗАО "Регион" к уплате штрафа по налогу на прибыль в размере 153 252 руб., штрафа по НДС в размере 713 626 руб., штрафа в размере 55 276 руб., недоимки по НДС в размере 1 873 012 руб., пени по НДС в размере 811 359 руб., недоимки по налогу на прибыль в размере 766 259 руб., пени по налогу на прибыль в размере 14 798 руб., начисления и предъявления к уплате пени по НДФЛ в общей сумме 1242 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки ЗАО "Регион" за 2007-2008 годы по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, налога на прибыль, НДФЛ, результаты которой отражены в акте от 11.08.2010 N 11-18/4914 инспекцией 18.10.2010 принято решение N 11-18/7120 о привлечении ЗАО "Регион" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа размере 153 252 руб., за неуплату НДС в виде штрафа в размере 713 626 руб., за сдачу декларации по НДС в ходе проведения выездной налоговой проверки в виде штрафа в размере 55 276 руб., по статье 123 НК РФ за не удержание и не перечисление НДФЛ в виде штрафа в размере 135 843 руб.
Кроме того, обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 11 398 666 руб. и по налогу на прибыль в сумме 766 259 руб., пени по НДС в сумме 811 359 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 14 798 руб., пени по НДФЛ в общей сумме 256 441 руб., а также уменьшена уплаченная в излишнем размере сумма НДС в размере 2 203 620 руб.
ЗАО "Регион" предложено удержать и перечислить в бюджет сумму не удержанного НДФЛ в размере 679 215 руб., а также предложено внести необходимые исправления документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы 11.01.2011 N 3, решение инспекции от 18.10.2010 N 11-18/7120 отменено в части доначисления НДС по сделке с ООО "СпецГидроМонтаж", расчеты по которой осуществлены собственными векселями ЗАО "Регион".
Инспекцией 20.01.2011 выставлено требование N 29381 о предложении уплатить: штраф по налогу на прибыль в общей сумме 153 252 руб., штраф по НДС в размере 713 626 руб., штраф в размере 55 276 руб., недоимку по НДС в размере 1 873 012 руб. пени по НДС в размере 811 359 руб., недоимку по налогу на прибыль в размере 766 259 руб., пени по налогу на прибыль в размере 14 798 руб., пени по НДФЛ в общей сумме 1242 руб.
Основанием для доначисления налогов по эпизодам, рассматриваемым в апелляционной инстанции, послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС в связи с не включением в нее выручки, полученной филиалом ЗАО "Регион" - НЭМНУ в 2007 году в размере 31 385 583 руб.; неправильного определения налогоплательщиком первоначальной стоимости основных средств, полученных по договору лизинга; не удержание НДФЛ с дохода в натуральной форме, в виде оплаты за проживание работников общества в общежитии при убытии в командировку в связи с выполнением работы вахтовым методом.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Регион" в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя требования заявителя частично, пришли к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налога на прибыль в доначисленной налоговым органом сумме; о правомерном не включении обществом в налогооблагаемую базу по НДФЛ компенсационных выплат, связанных с проживанием работников в общежитии при выполнении работ вахтовым методом. Кроме того, признавая недействительным решение инспекции в части НДС, суды указали на процессуальные нарушения, допущенные налоговым органом, которые не позволили суду сделать вывод о законности доначисления оспариваемых сумм.
Как следует из материалов проверки, в проверяемый период общество обеспечивало работников в период вахты жилыми помещениями путем компенсации расходов, связанных с оплатой проживания во время нахождения в пути к месту исполнения трудовых обязанностей, а также связанных с оплатой арендуемого жилья в месте исполнения трудовых обязанностей.
По мнению инспекции, указанные выплаты являются доходом работников налогоплательщика, что соответственно послужило основанием для предложения обществу удержать у работников и перечислить в бюджет, не удержанный НДФЛ в сумме 679 215 руб., начисления пени по НДФЛ в сумме 256 441 руб. и привлечения ЗАО "Регион" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 135 843 руб.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суды правомерно руководствовались следующим.
Статьей 169 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что при переезде работника на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду, а также расходы по обустройству на новом месте жительства.
В соответствии с частью 3 статьи 297 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность обеспечить работников в период нахождения их на вахте жилыми помещениями, при этом право выбора способа обеспечения (путем организации вахтового поселка, общежития или иного способа) осуществляется по усмотрению работодателя.
Как следует из условий коллективного договора ЗАО "Регион" как работодатель при найме работников, проживающих постоянно в другой местности, обязуется обеспечивать указанных работников на время действия трудового договора бесплатным жильем по месту выполнения трудовых обязанностей с оплатой расходов на его содержание.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
С учетом изложенного, выплаты ЗАО "Регион", компенсирующие работникам общества затраты, связанные с их проживанием в период командировки, вахты в общежитии ЗАО "Богучанская ГЭС", не являются доходом физических лиц.
Обратного в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не доказано.
Таким образом, ЗАО "Регион" правомерно не включало указанные компенсационные выплаты в налогооблагаемую базу по НДФЛ.
Основанием для доначисления налога на прибыль за 2007 и 2008 годы в общей сумме 766 259 руб., пени по налогу на прибыль в размере 14 798 руб. послужили выводы инспекции о завышении налогоплательщиком первоначальной стоимости основных средств - имущества, являющегося предметом лизинга.
Удовлетворяя требования общества в данной части, суды указали, что, установив завышение налогоплательщиком первоначальной стоимости основных средств, принятых в лизинг, и уменьшив при этом сумму амортизации, налоговый орган, в нарушении вышеуказанных норм, не включил в состав прочих расходов лизинговые платежи, тем самым не определил действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в проверяемом периоде.
В соответствии со статьей 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
ЗАО "Регион" при определении первоначальной стоимости спорных предметов лизинга были ошибочно включены лизинговые платежи, предусмотренные по договору лизинга имущества, что и повлекло увеличение первоначальной стоимости имущества, являющегося предметом лизинга.
При этом судами отмечено, что определяя сумму налога на прибыль, не уплаченную проверяемым налогоплательщиком в бюджет в связи с нарушением статьи 259 НК РФ инспекцией не учтено, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым для целей налогообложения прибылью относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются у лизингополучателя - арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьями 259 - 259.2 НК РФ.
Как установлено судами налогоплательщиком лизинговые платежи учитывались в составе первоначальной стоимости, соответственно они не учитывались им в порядке, предусмотренном статьей 264 НК РФ.
В ходе выездной налоговой проверки налоговому органу были представлены все первичные документы, связанные с принятием налогоплательщиком имущества в лизинг, в том числе документы, подтверждающие размер и сроки уплаты лизинговых платежей.
Таким образом, налогоплательщику необоснованно начислен к уплате налог на прибыль за 2007 и 2008 годы в общей сумме 766 259 руб., пени по налогу на прибыль в размере 14 798 руб. Отсутствие обязанности по уплате налога в силу статьи 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следовательно, привлечение ЗАО "Регион" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 153 252 руб., так же является неправомерным.
В ходе проверки налоговым органом также было установлено, что ЗАО "Регион" при исчислении НДС в налоговых периодах 2007 года не учитывало выручку, полученную по месту осуществления деятельности своего филиала (НЭМНУ) в общей сумме 31 385 583 руб., что привело к неуплате НДС в размере 5 649 405 руб.
Между тем суды, удовлетворяя заявленные требования по указанному эпизоду, указали, что содержание оспариваемого решения налогового органа не отвечает требованиям пункта 8 статьи 101 НК РФ, так как в нем отсутствуют необходимые сведения и ссылки на первичные документы по сделкам, совершенным филиалом ЗАО "Регион" (НЭМНУ), которые подтверждают занижение налоговой базы по НДС за налоговые периоды 2007 года на общую сумму 31 385 583 руб. и неуплату налога в размере 5 649 405 руб. (т. 2 л. д. 15).
Суд кассационной инстанции находит правильными выводы судов о невозможности установления объема заявленного вычета по НДС филиалом НЭМНУ, исходя из содержания оспариваемого решения. Данные обстоятельства не позволяют суду определить по каким сделкам, совершенным филиалом ЗАО "Регион" (НЭМНУ), была занижена налоговая база по НДС за налоговые периоды 2007 года на общую сумму 31 385 583 руб., в связи с чем возникла неуплата налога в размере 5 649 405 руб., что является прямым нарушением пункта 8 статьи 101 НК РФ.
Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, отменяя решение налогового органа в данной части, так же не указало, по какой конкретно сделке (выставленному счету-фактуре) следует применять налоговые вычеты за какой налоговый период и в какой конкретно сумме.
В силу изложенного установить размер налогового обязательства налогоплательщика по НДС применительно к конкретному налоговому периоду, которым в соответствии со статьей 163 НК РФ является квартал, судам не представляется возможным, как и проверить правильность доначисления сумм пени и примененных штрафных санкций по итогам проверки.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о недействительности решения налогового органа от 18.10.2010 N 11-18/7120 в части, оспариваемой инспекцией.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.06.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 по делу N А12-1987/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)