Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2007 ПО ДЕЛУ N А65-29281/2006

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 25 сентября 2007 года Дело N А65-29281/2006

Государственное учреждение "Отряд государственной противопожарной службы N 2 Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - Налоговая инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) о возврате излишне уплаченного налога на прибыль 7282116 руб. 29 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2007 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2007 изменено.
Удовлетворены требования Государственного учреждения "Отряд государственной противопожарной службы N 2 Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан" в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан возвратить из бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан - излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 4647702 руб. 74 коп.
Суд апелляционной инстанции обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан возвратить Государственному учреждению "Отряд государственной противопожарной службы N 2 Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан" из бюджета Республики Татарстан излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 4647702 руб. 74 коп.
В остальной части решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит об отмене Постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что оно не соответствует нормам налогового законодательства.
При рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции объявлялся перерыв в судебном заседании до 11 часов 15 минут 25.09.2007.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В силу п. 9 ст. 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Пунктом 2 ст. 79 Кодекса предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения соответствующего письменного заявления налогоплательщика.
Из материалов дела усматривается, Учреждением уплачен в бюджет налог на прибыль, что подтверждается платежными поручениями от 21.04.2003 N N 249, 250, 252, от 07.05.2003 N N 319, 320, 321, от 17.06.2003 N N 412, 413, 414, от 24.03.2004 N 151, от 19.04.2004 N N 212, 213, 221. Кроме того, инкассовыми поручениями от 02.02.2005 N N 7731, 7733 с расчетного счета Учреждения были списаны денежные средства для уплаты налога на прибыль.
Полагая, что не является плательщиком по налогу на прибыль, 01.12.2006 Учреждение обратилось с письмом в Налоговую инспекцию, в котором просило принять уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за период с 2002 по 2006 гг. и перечислить на свой расчетный счет 10991825 руб. 87 коп. налога на прибыль, исчисленного с сумм целевых поступлений по договорам на организацию пожарной охраны.
Между сторонами была проведена сверка расчетов, по результатам которой составлены акты от 13.12.2006 N N 3557, 3558, 3559, которые подтверждают переплату налога на прибыль.
21.02.2007 Учреждение обратилось в Налоговую инспекцию с письмом N 08-30-243-02 о возврате переплаты по налогу на прибыль в сумме 7282116 руб. 29 коп. на свой расчетный счет.
Налоговой инспекцией приняты решения от 01.03.2007 N N 1288, 1289, 1292, 1293, 1295 и выставлены платежные поручения о возврате указанной переплаты на расчетный счет Учреждения.
Указанные решения и платежные поручения были в Управление федерального казначейства для исполнения по Республике Татарстан, которым решения Налоговой инспекции от 01.03.2007 N N 1288, 1289, 1292, 1295 о возврате переплаты по налогу на прибыль исполнены территориальным органом федерального казначейства частично.
При этом судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что основанием для частичного исполнения федеральным казначейством решений послужило письмо Налоговой инспекции от 03.05.2007 N 0202/1426, в котором она просит федеральное казначейство не исполнять возврат Учреждению излишне уплаченного налога в сумме 4647702 руб. 74 коп.
Однако данный вывод суда апелляционной инстанции не соответствует материалам дела.
Учреждение с заявлением по настоящему делу обратилось в арбитражный суд 28.12.2006, следовательно, в том заявлении оно не могло обжаловать действия, совершенные 03.05.2007.
Суд апелляционной инстанции установил, что Налоговой инспекцией совершены все действия, предусмотренные налоговым законодательством при возврате излишне уплаченного налога. Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о необходимости обязания Налоговой инспекции возвратить излишне уплаченную сумму налога нельзя признать законным и обоснованным, Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене.
Также подлежит отмене решение арбитражного суда первой инстанции.
Письмом от 19.03.2007 N 02-02/862 Налоговая инспекция сообщила арбитражному суду, что Инспекцией приняты все необходимые меры по возврату излишне уплаченного налога, возврат налога не произведен по вине Управления федерального казначейства, в связи с чем Инспекция просила привлечь к участию в деле в качестве второго ответчика Управление федерального казначейства. Арбитражный суд первой инстанции без обоснования мотива отклонил указанное ходатайство, хотя для правильного разрешения дела необходимо привлечь к участию в деле Управление федерального казначейства.
Кроме того, в настоящее время между сторонами возникли разногласия по суммам переплаты и возврата налога, которые могут быть проверены только в суде первой инстанции.
Судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Исходя из изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.03.2007 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2007 по делу N А65-29281/2006 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)