Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2011 ПО ДЕЛУ N А10-927/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2011 г. по делу N А10-927/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Басаева Д.В., Паньковой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения "Бурятский республиканский учебно-курсовой комбинат" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 июля 2011 года по делу N А10-927/2011, по заявлению Государственного образовательного учреждения "Бурятский республиканский учебно-курсовой комбинат" (ОГРН 1020300982778, ИНН 0323026454) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия (ОГРН 1040302994401, ИНН 0326023525) о признании незаконным решения (суд первой инстанции Дружинина О.Н.),
- при участии в судебном заседании: от заявителя: Назаренко А.С. (доверенность от 13.12.2010); от ответчика: Иванова Т.С. (доверенность от 07.10.2010);

- установил:

Государственное образовательное учреждение "Бурятский республиканский учебно-курсовой комбинат" (ГОУ "БРУКК", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия о признании незаконным решения N 12-3 от 312.01.2011.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 июля 2011 года в удовлетворении заявленного требования отказано. В обоснование суд указал, что земельный участок предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации города Улан-Удэ от 31.05.2002 N 232. Право постоянного (бессрочного) пользования на этот участок заявителем не зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Однако в силу правила, установленного в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, в рассматриваемом случае факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок не является основанием для освобождения учреждения от уплаты земельного налога. Поэтому учреждение обязано оплатить земельный налог за 2007 - 2009 годы за земельные участки, предоставленные постановлением администрации города Улан-Удэ от 31.05.2002 N 232 в постоянное (бессрочное) пользование. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права 03-АА N 632493 и 03-АА N 632483 запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок, субъектом которого является Республика Бурятия, внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.05.2010 г. и 12.05.2010 г. соответственно. Следовательно, в налоговые периоды 2007, 2008, 2009 годы по которым осуществлялась проверка, и по которым была установлена неуплата земельного налога, земельные участки находились на праве постоянного (бессрочного) пользования у ГОУ "БРУКК". Кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007 г., 01.01.2008 г. и 01.01.2009 г. органом, осуществлявшим ведение государственного земельного кадастра, была определена.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГОУ "БРУКК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указано, что в силу положений Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В связи с чем, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. В настоящее время ГОУ "БРУКК" является организацией, учрежденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и в соответствии с законодательством учредитель обязан был закрепить объекты права собственности (земельные участки) за учреждением, а расходы на исполнение обязательств по уплате земельного налога должны быть заложены в бюджете субъекта Российской Федерации и являются бюджетными обязательствами субъекта. Более того, собственником земельных участков, за которые должны быть уплачены налоги, является Республика Бурятия в силу закона с 1 июля 2006 года. Никаких постановлений, либо распоряжений по передаче земельных участков ГОУ "БУКК" органом государственной власти субъекта Российской Федерации не выносилось. Какие-либо документы по передаче указанных земельных участков учреждению в установленном законом порядке до настоящего времени отсутствуют. ГОУ "БРУКК" не совершало нарушений законодательства о налогах и сборах, основания для привлечения указанного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения отсутствуют, имеют место обстоятельства, исключающие вину рассматриваемого лица в совершении инкриминируемого налогового правонарушения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, дал пояснения согласно письменному отзыву, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия проведена выездная налоговая проверка ГОУ "БРУКК" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, о чем был составлен акт от 03.12.2010 N 12-67 и вынесено решение от 31.01.2011 N 12-3 о привлечении ГОУ "БРУКК" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (не полную) уплату земельного налога в виде штрафа с применением пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 407 638 руб.; статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2007 - 2009 годы в виде штрафа в размере 677 321 рублей; пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу в виде штрафа в сумме 50 руб.
Пунктом 2 и 3 решения учреждению предложено уплатить указанные суммы налоговых санкций, неуплаченный земельный налог в сумме 6 773 218 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 1 575 828 руб.
Решением Управление ФНС России по Республике Бурятия от 16 марта 2011 года N 11-19/02058, решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия от 31.01.2011 N 12-3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, ГОУ "БРУКК" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия о признании его незаконным.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Как указано в пункте 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 1 статьи 26 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
С 01.01.2005 Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ введена в действие глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 393 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Кодекса налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Земельный налог на территории муниципального образования город Улан-Удэ установлен решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005 N 266-32 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории города Улан-Удэ".
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено (пункт 4 статьи 8), что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются:
- - на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- - на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Аналогичная позиция отражена в пункте 4 Постановления ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" от 23.07.2009 г. N 54, где указано, что согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Министерством финансов Российской Федерации в письмах от 11.05.2006 N 03-06-02-02/37, от 16.11.2006 N 03-06-02-02/136 и от 24.05.2007 N 03-05-07-02/57 разъяснено, что в случае отсутствия государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества основанием для взимания земельного налога будут являться правоустанавливающие документы, служащие основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ). В случае, если земельные участки выделялись организации после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и соответствующие права на земельные участки своевременно не зарегистрированы в государственном реестре, то, учитывая положения статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации об обязательности уплаты земельного налога и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации о платности использования земли, организации, своевременно не оформившие правоудостоверяющие документы на фактически используемые ими земельные участки и не уплачивающие земельный налог, подлежат привлечению к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество (статья 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также налоговой ответственности (статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации).
Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ГОУ "БРУКК" подтверждено выпиской из решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 12.06.1974 г. N 97 "Об отводе земельных участков в городской черте городским, республиканским и прочим организациям под разное строительство" (Письмо Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ от 17.01.2011 г. N 11450011); актом об отводе границ участка в натуре от 20.10.1975 б/н для строительства учебного автодрома; передаточным актом от 08.07.1997 N 68, которым Учреждению переданы основные, оборотные и иные средства по состоянию на 01.01.1997 г.
На основании вышеуказанных документов Постановлением Администрации города Улан-Удэ от 31.05.2002 г. N 232 "О предоставлении и изъятии земельных участков из земель города Улан-Удэ" ГОУ "БРУКК" предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельные участки общей площадью 51 524 кв. м, в том числе: участок площадью 7 355 кв. м в Советском районе по улице Шмидта, 21, занимаемый зданиями автошколы; участок площадью 44 169 кв. м в Железнодорожном районе в поселке Зеленый, занимаемый автодромом.
Заявлений от ГУО "БРУКК" об отмене названных постановлений Администрации г.Улан-Удэ не поступало, решений уполномоченным органом об их отмене не принималось.
Право постоянного (бессрочного) пользования на этот участок заявителем не зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Вместе с тем, исходя из вышеуказанных норм законов суд первой инстанции обоснованно отклонил довод учреждения о том, что у него отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности либо постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, поэтому его нельзя признать плательщиком земельного налога. Учреждение обязано оплатить земельный налог за 2007 - 2009 годы за земельные участки, предоставленные постановлением администрации города Улан-Удэ от 31.05.2002 N 232 в постоянное (бессрочное) пользование.
Образовательные учреждения в силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации являются плательщиками земельного налога. Льготы по уплате земельного налога установлены статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не содержит льготы для образовательных учреждений. Раздел 5 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005 N 266-32 (ред. от 31.03.2011) "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории города Улан-Удэ" также не содержит положений об освобождении от уплаты земельного налога образовательных учреждений, финансируемых из бюджета Республики Бурятия.
Довод учреждения о том, что собственником спорных земельных участков является Республика Бурятия, следовательно, республика является плательщиком земельного налога, правомерно отклонен судом первой инстанции. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права 03-АА N 632493 и 03-АА N 632483 запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок, субъектом которого является Республика Бурятия, внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.05.2010 г. и 12.05.2010 г. соответственно. Следовательно, в налоговые периоды 2007, 2008, 2009 годы по которым осуществлялась проверка, и по которым была установлена неуплата земельного налога, земельные участки находились на праве постоянного (бессрочного) пользования у ГОУ "БРУКК".
Кроме того, заявитель не приводит никакого правового обоснования доводу о том, что поскольку учреждение является государственным образовательным учреждением, учрежденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, то обязанность по уплате налога несет бюджет субъекта РФ.
Довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельных участков, являющиеся объектом налогообложения, не была установлена в спорный период, обоснованно не принята судом во внимание.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" обязанность по доведению данных сведений возложено на территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007 г., 01.01.2008 г. и 01.01.2009 г. органом, осуществлявшим ведение государственного земельного кадастра, была определена.
Согласно сведениям, представленным Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия и Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата по Республике Бурятия", кадастровая стоимость земельных участков ГОУ БРУКК составила:
- - земельного участка, расположенного по адресу: город Улан-Удэ, улица Шмидта, 21, кадастровый номер 03:24:011206:52 - на 01.01.2007 года - 16 631 911, 20 рублей; на 01.01.2008 года -32 134 746 рублей; на 01.01.2009 года - 32 134 746 рублей;
- земельного участка, расположенного по адресу: город Улан-Удэ, п. Зеленый, 22, кадастровый номер 03:24:023713:43 - на 01.01.2007 года - 27 278 041, 19 рублей; на 01.01.2008 года-171 684 182. 88 рублей; на 01.01.2009 года- 171 684 182, 88 рублей.
Доводов о том, что до заявителя эти сведения не доводились, или уполномоченный орган отказывал в предоставлении этих сведений, учреждением не приводилось. Таким образом, довод заявителя о невозможности определить кадастровую стоимость земельных участков для целей налогообложения является несостоятельным.
Учитывая изложенное, налоговый орган правомерно оспариваемым решением доначислил земельный налог за проверяемые периоды в указанной сумме. За неуплату земельного налога учреждение правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за непредставление налоговых деклараций - по ст. 119 Налогового кодекс РФ, за не представление налоговых расчетов по авансовым платежам - по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, не установлено. Штраф назначен с учетом смягчающих обстоятельств. Расчеты налогов, пеней и налоговых санкций проверены судом и заявителем не оспаривались.
Нарушений существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля налоговым органом не допускалось. Решение о проведении проверки, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, справку о проведенной выездной налоговой проверке, акт проверки, уведомления о вызове налогоплательщика получал лично директор ГОУ "БРУКК" В.А. Захаров. В этой части также никаких доводов не заявлялось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19.07.2011 г., принятое по делу N А10-927/2011, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения "Бурятский республиканский учебно-курсовой комбинат" без удовлетворения.
2. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ

Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Н.М.ПАНЬКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)