Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 августа 2005 года Дело N Ф08-3407/2005-1376А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителей от заявителя - крестьянского фермерского хозяйства "Нива", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курганинскому району, надлежащею извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курганинскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2005 по делу N А32-3529/2005-22/53, установил следующее.
Крестьянское фермерское хозяйство "Нива" (далее - хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курганинскому району (далее - налоговая инспекция) от 11.01.2005 N 11-20 в части неполной уплаты им 24084 рублей налога на доходы физических лиц (уточненные требования).
Решением от 25.04.2005 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, признал недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции в части неполной уплаты 24084 рублей налога на доходы физических лиц, выдал заявителю справку на возврат 2 тыс. рублей госпошлины, уплаченной по квитанции от 20.01.2005 N 001.
Решение мотивировано тем, что хозяйство освобождено от уплаты налога на доходы своих членов.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой на данный судебный акт, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Налоговый орган считает, что на основании пунктов 4, 5 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики единого сельскохозяйственного налога, к которым относится хозяйство, не освобождаются от исполнения предусмотренных Кодексом обязанностей налоговых агентов, поэтому заявитель должен удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц с сумм дохода, полученного членами хозяйства. Заявитель, по его мнению, необоснованно представил налоговые вычеты Иванову С.С. в октябре 2002 г. и Чернявской Л.В. в декабре 2002 г., совокупный доход данных лиц в соответствующие периоды превысил 20 тыс. рублей. В нарушение пункта 4 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации хозяйство представило стандартные вычеты на детей Иванову С.С. и Аникину В.Е. без документов, подтверждающих право на указанный вычет. Заявитель удержал налог из доходов физических лиц, однако не уплатил налог в бюджет.
Хозяйство в судебном заседании отклонило доводы кассационной жалобы и, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просило кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и заслушав представителей хозяйства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованное решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
По результатам выездной налоговой проверки хозяйства составлен акт от 14.12.2004 и вынесено решение от 11.01.2005 N 11-20 о привлечении заявителя к налоговой ответственности. Согласно акту хозяйству начислено 34871 рубль 99 копеек недоимки по налогам, а также пени и штрафы за нарушение сроков их уплаты. В том числе начислено 24084 рубля налога на доходы физических лиц за 2002 - 2004 г., 3276 рублей пени за просрочку его уплаты.
Заявитель оспорил данное решение в части до начисления налога на доходы физических лиц.
Хозяйство создано как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.
Оспаривая начисление недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2002 - 2004 г., заявитель указал, что с 01.07.2002 он был переведен на уплату единого сельскохозяйственного налога. Данный налог заменяет уплату налогов и сборов, предусмотренных статьями 13, 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением тех, которые предусмотрены в пункте 4 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в данный перечень исключений не входит налог на доходы физических лиц, предусмотренный статьей 13 названного Кодекса, хозяйство полагает, что оно не обязано уплачивать налог на доходы физических лиц.
Вместе с тем из пункта 4 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что крестьянские (фермерские) хозяйства, переведенные на уплату налога, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно статье 208 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 данного Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226. Такие лица именуются налоговыми агентами.
С учетом изложенного хозяйство, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, в силу прямого указания пункта 5 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации не освобождено от обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц, поэтому обязано исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить в бюджет суммы налога на доходы физических лиц.
Кроме того, изложенное подтверждается изменениями, внесенными в статью 346.1 Кодекса Федеральным законом от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которыми предусмотрен четкий перечень налогов, от уплаты которых освобождены организации - плательщики единого сельскохозяйственного налога.
Согласно пункту 14 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (действующего с 2001 года) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в совокупный доход не включаются в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Согласно письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.09.2004 N 04-5-03/252@ члены крестьянского (фермерского) хозяйства не являются плательщиками единого сельскохозяйственного налога и полученные ими доходы являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" членами хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Статьей 4 данного Закона установлено, что при создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решение об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.
Налоговая инспекция начислила 3215 рублей недоимки по налогу на доходы в виде заработной платы наемных работников хозяйства Выгода Г.С, Примака А.В., Аникина В.Е., Иванова С.С., в отношении которых не представлены доказательства их членства в хозяйстве, но, как пояснил руководитель хозяйства, имеются договоры трудового найма. Указанные обстоятельства не исследованы судом и подлежат установлению при новом рассмотрении дела. Правовое обоснование суд привел только в отношении начисления недоимки по налогу членам крестьянского хозяйства.
Таким образом, хозяйство должно было в 2002 - 2004 г. исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц с сумм, выплаченных своим членам и работникам.
При этом суд не принял во внимание, что подлежавшие уплате суммы налога и пени должны быть взысканы не из доходов налогового агента, каковым в данном случае является хозяйство, а непосредственно с налогоплательщиков, то есть с физических лиц, получивших доход от хозяйства в качестве его работника. Соответственно, на крестьянское (фермерское) хозяйство могли быть наложены только суммы штрафов за неисполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и перечислению сумм ЕНДФЛ, начисленных на доходы физических лиц.
Согласно статье 24 Налогового кодекса Российской Федерации на налогового агента возлагается обязанность по перечислению в бюджет удержанного из средств налогоплательщика налога. Законом не предусмотрено перечисление налога за счет собственных средств налогового агента в случае недержания налога с доходов, выплаченных налогоплательщику.
В силу пункта 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком, только налоги, удержанные с доходов налогоплательщиков. Лишь в случае удержания налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму.
Таким образом, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков налогов.
Однако указанные обстоятельства не были исследованы надлежащим образом судом при рассмотрении дела и соответствующей правовой оценки не получили.
Из приложений NN 1 - 3 к акту выездной налоговой проверки видно, что заявитель не удержал в 2002 г. 8289 рублей налога на доходы физических лиц, в 2003 г. - 9386 рублей, в 2004 г. - 6409 рублей, всего 24084 рубля (л.д. 63-65).
Однако правильность расчета сумм налоговых санкций в указанной части судом не проверена.
Кроме того, из материалов дела невозможно установить, что в качестве членов крестьянского хозяйства были зарегистрированы и другие лица (члены семьи и иные лица), кроме его главы Чернявского П.М. Указанные данные влияют на правильность расчета сумм недоимки по налогу, пени и штрафам, однако не проверены судом. Документальное их подтверждение (свидетельство о регистрации хозяйства в качестве юридического лица и свидетельство о постановке на налоговый учет (л.д. 8-9) судом не исследовано и не получило соответствующей правовой оценки.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовала возможность разграничить и проверить обоснованность расчета начисления налоговых санкций, подлежащих начислению на хозяйство, как за наемных работников, так и его членов.
Не исследован судом и вопрос о наличии или отсутствии у хозяйства льгот в спорном периоде применительно к нормам, предусмотренным пунктом 14 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом того, применялась ли к доходам членов крестьянского хозяйства указанная норма ранее. Также не выяснен и вопрос о законности применения налоговой льготы в связи с переходом хозяйства на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Все вышеперечисленные обстоятельства подлежат исследованию и оценке судом при новом рассмотрении дела.
Распределение расходов по государственной пошлине также подлежит разрешению при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2005 по делу N А32-3529/2005-22/53 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 02.08.2005 N Ф08-3407/2005-1376А ПО ДЕЛУ N А32-3529/2005-22/53
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 2 августа 2005 года Дело N Ф08-3407/2005-1376А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителей от заявителя - крестьянского фермерского хозяйства "Нива", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курганинскому району, надлежащею извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курганинскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2005 по делу N А32-3529/2005-22/53, установил следующее.
Крестьянское фермерское хозяйство "Нива" (далее - хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курганинскому району (далее - налоговая инспекция) от 11.01.2005 N 11-20 в части неполной уплаты им 24084 рублей налога на доходы физических лиц (уточненные требования).
Решением от 25.04.2005 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, признал недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции в части неполной уплаты 24084 рублей налога на доходы физических лиц, выдал заявителю справку на возврат 2 тыс. рублей госпошлины, уплаченной по квитанции от 20.01.2005 N 001.
Решение мотивировано тем, что хозяйство освобождено от уплаты налога на доходы своих членов.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой на данный судебный акт, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Налоговый орган считает, что на основании пунктов 4, 5 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики единого сельскохозяйственного налога, к которым относится хозяйство, не освобождаются от исполнения предусмотренных Кодексом обязанностей налоговых агентов, поэтому заявитель должен удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц с сумм дохода, полученного членами хозяйства. Заявитель, по его мнению, необоснованно представил налоговые вычеты Иванову С.С. в октябре 2002 г. и Чернявской Л.В. в декабре 2002 г., совокупный доход данных лиц в соответствующие периоды превысил 20 тыс. рублей. В нарушение пункта 4 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации хозяйство представило стандартные вычеты на детей Иванову С.С. и Аникину В.Е. без документов, подтверждающих право на указанный вычет. Заявитель удержал налог из доходов физических лиц, однако не уплатил налог в бюджет.
Хозяйство в судебном заседании отклонило доводы кассационной жалобы и, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просило кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и заслушав представителей хозяйства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованное решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
По результатам выездной налоговой проверки хозяйства составлен акт от 14.12.2004 и вынесено решение от 11.01.2005 N 11-20 о привлечении заявителя к налоговой ответственности. Согласно акту хозяйству начислено 34871 рубль 99 копеек недоимки по налогам, а также пени и штрафы за нарушение сроков их уплаты. В том числе начислено 24084 рубля налога на доходы физических лиц за 2002 - 2004 г., 3276 рублей пени за просрочку его уплаты.
Заявитель оспорил данное решение в части до начисления налога на доходы физических лиц.
Хозяйство создано как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.
Оспаривая начисление недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2002 - 2004 г., заявитель указал, что с 01.07.2002 он был переведен на уплату единого сельскохозяйственного налога. Данный налог заменяет уплату налогов и сборов, предусмотренных статьями 13, 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением тех, которые предусмотрены в пункте 4 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в данный перечень исключений не входит налог на доходы физических лиц, предусмотренный статьей 13 названного Кодекса, хозяйство полагает, что оно не обязано уплачивать налог на доходы физических лиц.
Вместе с тем из пункта 4 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что крестьянские (фермерские) хозяйства, переведенные на уплату налога, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно статье 208 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 данного Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226. Такие лица именуются налоговыми агентами.
С учетом изложенного хозяйство, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, в силу прямого указания пункта 5 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации не освобождено от обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц, поэтому обязано исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить в бюджет суммы налога на доходы физических лиц.
Кроме того, изложенное подтверждается изменениями, внесенными в статью 346.1 Кодекса Федеральным законом от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которыми предусмотрен четкий перечень налогов, от уплаты которых освобождены организации - плательщики единого сельскохозяйственного налога.
Согласно пункту 14 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (действующего с 2001 года) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в совокупный доход не включаются в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Согласно письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.09.2004 N 04-5-03/252@ члены крестьянского (фермерского) хозяйства не являются плательщиками единого сельскохозяйственного налога и полученные ими доходы являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" членами хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Статьей 4 данного Закона установлено, что при создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решение об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.
Налоговая инспекция начислила 3215 рублей недоимки по налогу на доходы в виде заработной платы наемных работников хозяйства Выгода Г.С, Примака А.В., Аникина В.Е., Иванова С.С., в отношении которых не представлены доказательства их членства в хозяйстве, но, как пояснил руководитель хозяйства, имеются договоры трудового найма. Указанные обстоятельства не исследованы судом и подлежат установлению при новом рассмотрении дела. Правовое обоснование суд привел только в отношении начисления недоимки по налогу членам крестьянского хозяйства.
Таким образом, хозяйство должно было в 2002 - 2004 г. исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц с сумм, выплаченных своим членам и работникам.
При этом суд не принял во внимание, что подлежавшие уплате суммы налога и пени должны быть взысканы не из доходов налогового агента, каковым в данном случае является хозяйство, а непосредственно с налогоплательщиков, то есть с физических лиц, получивших доход от хозяйства в качестве его работника. Соответственно, на крестьянское (фермерское) хозяйство могли быть наложены только суммы штрафов за неисполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и перечислению сумм ЕНДФЛ, начисленных на доходы физических лиц.
Согласно статье 24 Налогового кодекса Российской Федерации на налогового агента возлагается обязанность по перечислению в бюджет удержанного из средств налогоплательщика налога. Законом не предусмотрено перечисление налога за счет собственных средств налогового агента в случае недержания налога с доходов, выплаченных налогоплательщику.
В силу пункта 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком, только налоги, удержанные с доходов налогоплательщиков. Лишь в случае удержания налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму.
Таким образом, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков налогов.
Однако указанные обстоятельства не были исследованы надлежащим образом судом при рассмотрении дела и соответствующей правовой оценки не получили.
Из приложений NN 1 - 3 к акту выездной налоговой проверки видно, что заявитель не удержал в 2002 г. 8289 рублей налога на доходы физических лиц, в 2003 г. - 9386 рублей, в 2004 г. - 6409 рублей, всего 24084 рубля (л.д. 63-65).
Однако правильность расчета сумм налоговых санкций в указанной части судом не проверена.
Кроме того, из материалов дела невозможно установить, что в качестве членов крестьянского хозяйства были зарегистрированы и другие лица (члены семьи и иные лица), кроме его главы Чернявского П.М. Указанные данные влияют на правильность расчета сумм недоимки по налогу, пени и штрафам, однако не проверены судом. Документальное их подтверждение (свидетельство о регистрации хозяйства в качестве юридического лица и свидетельство о постановке на налоговый учет (л.д. 8-9) судом не исследовано и не получило соответствующей правовой оценки.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовала возможность разграничить и проверить обоснованность расчета начисления налоговых санкций, подлежащих начислению на хозяйство, как за наемных работников, так и его членов.
Не исследован судом и вопрос о наличии или отсутствии у хозяйства льгот в спорном периоде применительно к нормам, предусмотренным пунктом 14 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом того, применялась ли к доходам членов крестьянского хозяйства указанная норма ранее. Также не выяснен и вопрос о законности применения налоговой льготы в связи с переходом хозяйства на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Все вышеперечисленные обстоятельства подлежат исследованию и оценке судом при новом рассмотрении дела.
Распределение расходов по государственной пошлине также подлежит разрешению при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2005 по делу N А32-3529/2005-22/53 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)