Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 06 июня 2007 года Дело N Ф03-А73/07-2/1297
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июня 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска на решение от 15.11.2006 по делу N А73-11111/2005-50 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению РАО "ЕЭС России" - Территориального обособленного подразделения Восточные межсистемные электрические сети МЭС "Востока" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска о признании незаконным бездействия и обязании возвратить ошибочно уплаченный налог.
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" - Территориальное обособленное подразделение Восточные межсистемные электрические сети МЭС Востока (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) по возврату налога и обязании возвратить ошибочно уплаченный налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 158877,58 руб.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики (далее - Пенсионный фонд).
Решением суда от 09.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.03.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением кассационной инстанции от 26.07.2006 судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Решением суда от 15.11.2006 заявленные требования удовлетворены в связи с тем, что обществом как налоговым агентом в августе 2002 года неправомерно удержан НДФЛ с пенсионных взносов, в результате чего у налогоплательщиков - физических лиц - образовалась переплата в общей сумме 158877,58 руб. Учитывая, что налогоплательщики обратились к налоговому агенту с требованием о возврате данной суммы, у последнего есть право на возврат данной суммы из бюджета.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган заявил кассационную жалобу, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному в судебном заседании его представителями, общество в соответствии с действующим в 2002 году налоговым законодательством правомерно произвело удержание спорного налога и перечислило его в бюджет, следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для возврата НДФЛ.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда отклоняет требования инспекции, считая решение законным, отмене не подлежащим.
Пенсионный фонд в отзыве на кассационную жалобу, в судебном заседании отклоняет доводы, изложенные в ней, полагая, что обжалуемый судебный акт является обоснованным, принятым в соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзывах на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое решение отмене не подлежит по нижеследующему.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, общество обратилось в налоговый орган с заявлением N 01/132Р от 22.05.2005 о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ, в том числе 158877,78 руб., приложив к данному заявлению платежное поручение N 1297 от 04.09.2002 и список работников Управления МЭС Востока, у которых был исчислен, удержан и перечислен НДФЛ по взносам в негосударственный пенсионный фонд за август 2002 года.
Письмом N 09-34/18994 от 11.07.2005 налоговая инспекция сообщила обществу о том, что для возврата НДФЛ за 2001 год истек срок для возврата налога, а решение о возврате налога в сумме 158877,78 руб. за 2002 год будет принято после проведения выездной налоговой проверки за указанный период по повторному заявлению общества.
Полагая, что данный ответ не свидетельствует о каких-либо действиях по возврату налога, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа по возврату налога и обязанности возвратить ошибочно уплаченный налог.
Арбитражный суд, рассматривая спор, полно и всесторонне в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все имеющиеся в материалах дела доказательства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
Из имеющегося в материалах дела договора N 108 от 10.12.1997 дополнительного пенсионного обеспечения следует, что вкладчик (общество) вносит в Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики пенсионные взносы в пользу участников (работников общества).
Согласно статьям 3, 16, 18 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ пенсионные взносы формируют собственное имущество негосударственных пенсионных фондов, в данном случае имущество Негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом обложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определенной в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (статья 210 НК РФ).
В силу положений Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ пенсионные взносы являются собственностью фонда, а не доходом физических лиц, а также исходя из условий договора N 108 от 10.12.1997 при перечислении обществом пенсионных взносов в Пенсионный фонд физические лица доход не получают, а также у них не возникает право на распоряжение данными взносами. Следовательно, объект налогообложения НДФЛ при перечислении обществом в Пенсионный фонд пенсионных взносов отсутствует.
Таким образом, вывод суда о том, что удержание НДФЛ у работников произведено обществом ошибочно, вследствие чего у налогоплательщиков образовалась переплата в общей сумме 158887,58 руб., правомерен.
Пункт 1 статьи 78 НК РФ определяет, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Пунктом 9 данной статьи предусмотрено, что возврат сумм излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 11 статьи 78 НК РФ правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Пунктом 1 статьи 231 НК РФ установлено, что излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" разъяснено: если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела то, что плательщики НДФЛ - физические лица обратились к обществу с указанными заявлениями.
Следовательно, вывод судебной инстанции о наличии у общества как налогового агента права на возврат суммы 158887,58 руб. является обоснованным.
Исходя из вышеизложенного все обстоятельства дела установлены судом и принятое решение соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В связи с тем, что жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения, с последнего подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 руб., поскольку глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступают в качестве ответчика.
Руководствуясь статьями 286 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 15.11.2006 по делу N А73-1111/2005-50 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2007, 30.05.2007 N Ф03-А73/07-2/1297 ПО ДЕЛУ N А73-11111/2005-50
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 06 июня 2007 года Дело N Ф03-А73/07-2/1297
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июня 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска на решение от 15.11.2006 по делу N А73-11111/2005-50 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению РАО "ЕЭС России" - Территориального обособленного подразделения Восточные межсистемные электрические сети МЭС "Востока" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска о признании незаконным бездействия и обязании возвратить ошибочно уплаченный налог.
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" - Территориальное обособленное подразделение Восточные межсистемные электрические сети МЭС Востока (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) по возврату налога и обязании возвратить ошибочно уплаченный налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 158877,58 руб.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики (далее - Пенсионный фонд).
Решением суда от 09.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.03.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением кассационной инстанции от 26.07.2006 судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Решением суда от 15.11.2006 заявленные требования удовлетворены в связи с тем, что обществом как налоговым агентом в августе 2002 года неправомерно удержан НДФЛ с пенсионных взносов, в результате чего у налогоплательщиков - физических лиц - образовалась переплата в общей сумме 158877,58 руб. Учитывая, что налогоплательщики обратились к налоговому агенту с требованием о возврате данной суммы, у последнего есть право на возврат данной суммы из бюджета.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган заявил кассационную жалобу, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному в судебном заседании его представителями, общество в соответствии с действующим в 2002 году налоговым законодательством правомерно произвело удержание спорного налога и перечислило его в бюджет, следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для возврата НДФЛ.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда отклоняет требования инспекции, считая решение законным, отмене не подлежащим.
Пенсионный фонд в отзыве на кассационную жалобу, в судебном заседании отклоняет доводы, изложенные в ней, полагая, что обжалуемый судебный акт является обоснованным, принятым в соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзывах на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое решение отмене не подлежит по нижеследующему.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, общество обратилось в налоговый орган с заявлением N 01/132Р от 22.05.2005 о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ, в том числе 158877,78 руб., приложив к данному заявлению платежное поручение N 1297 от 04.09.2002 и список работников Управления МЭС Востока, у которых был исчислен, удержан и перечислен НДФЛ по взносам в негосударственный пенсионный фонд за август 2002 года.
Письмом N 09-34/18994 от 11.07.2005 налоговая инспекция сообщила обществу о том, что для возврата НДФЛ за 2001 год истек срок для возврата налога, а решение о возврате налога в сумме 158877,78 руб. за 2002 год будет принято после проведения выездной налоговой проверки за указанный период по повторному заявлению общества.
Полагая, что данный ответ не свидетельствует о каких-либо действиях по возврату налога, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа по возврату налога и обязанности возвратить ошибочно уплаченный налог.
Арбитражный суд, рассматривая спор, полно и всесторонне в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все имеющиеся в материалах дела доказательства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
Из имеющегося в материалах дела договора N 108 от 10.12.1997 дополнительного пенсионного обеспечения следует, что вкладчик (общество) вносит в Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики пенсионные взносы в пользу участников (работников общества).
Согласно статьям 3, 16, 18 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ пенсионные взносы формируют собственное имущество негосударственных пенсионных фондов, в данном случае имущество Негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом обложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определенной в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (статья 210 НК РФ).
В силу положений Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ пенсионные взносы являются собственностью фонда, а не доходом физических лиц, а также исходя из условий договора N 108 от 10.12.1997 при перечислении обществом пенсионных взносов в Пенсионный фонд физические лица доход не получают, а также у них не возникает право на распоряжение данными взносами. Следовательно, объект налогообложения НДФЛ при перечислении обществом в Пенсионный фонд пенсионных взносов отсутствует.
Таким образом, вывод суда о том, что удержание НДФЛ у работников произведено обществом ошибочно, вследствие чего у налогоплательщиков образовалась переплата в общей сумме 158887,58 руб., правомерен.
Пункт 1 статьи 78 НК РФ определяет, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Пунктом 9 данной статьи предусмотрено, что возврат сумм излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 11 статьи 78 НК РФ правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Пунктом 1 статьи 231 НК РФ установлено, что излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" разъяснено: если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела то, что плательщики НДФЛ - физические лица обратились к обществу с указанными заявлениями.
Следовательно, вывод судебной инстанции о наличии у общества как налогового агента права на возврат суммы 158887,58 руб. является обоснованным.
Исходя из вышеизложенного все обстоятельства дела установлены судом и принятое решение соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В связи с тем, что жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения, с последнего подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 руб., поскольку глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступают в качестве ответчика.
Руководствуясь статьями 286 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.11.2006 по делу N А73-1111/2005-50 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)