Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1042/2010) общества с ограниченной ответственностью "Подворье"
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 05.02.2010 по делу N А09-137/2010 (судья Потапова Т.Б.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Подворье"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Брянской области,
третье лицо: Управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Подворье" - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от ответчика: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Брянской области - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от третьего лица: Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
общество с ограниченной ответственностью "Подворье" (далее - ООО "Подворье", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 23.12.2009 N 58.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Подворье" осуществляет розничную реализацию алкогольной продукции в помещении закусочной "Подворье", расположенной по адресу: г. Брянск, ул. 50-й Армии, 6-а, на основании лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции от 29.06.2006 N БРН АР 08157, выданной на срок до 29.06.2011.
24.11.2009 на основании приказа от 24.11.2009 N 104 сотрудниками Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Управление) проведена проверка соблюдения ООО "Подворье" лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции (т. 1, л. 48).
Сотрудниками Управления произведен осмотр помещений, арендуемых ООО "Подворье", и находящихся там вещей и документов, о чем 24.11.2009 составлен протокол осмотра (т. 1, л. 49 - 50).
В ходе проверки установлено, что:
- - в нарушение требований ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), ст. 8.1 Закона Брянской области от 18.10.2003 N 76-ФЗ "О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Брянской области", п. 137 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), в закусочной "Подворье" осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции при отсутствии охранной сигнализации;
- - в нарушение требований ст. 12 Закона N 171-ФЗ в закусочной осуществлялась розничная продажа одной бутылки виски "Джек Дениелс" - 0,5 л, дата розлива 29.06.2006, производство США, цена 3 210 руб., и одной бутылки ликера "Лимончелло ди соренто" - 0,75 л, дата розлива 14.06.2006, производство Италии, цена 1 995 руб., без маркировки акцизными марками; одной бутылки водки "Русский стандарт Платинум" - 0,5 л, дата розлива 14.06.2007, производство России, цена 1 050 руб., и одной бутылки водки "Русский стандарт Платинум" - 0,5 л, дата розлива 06.02.2007, производство России, цена 1 050 руб., без обязательной маркировки специальными федеральными марками;
- - в нарушение п. 9 Правил указанные Правила в наглядной и доступной форме не доведены продавцом до сведения покупателей.
По результатам проверки составлен акт от 24.11.2009 N 28-АР П (т. 1, л. 55 - 58).
На основании соглашения от 30.01.200 N 25 о взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Брянской области и Государственной инспекцией Брянской области по обеспечению контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (правопреемник - Управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) материалы проверки в отношении ООО "Подворье" были переданы МИФНС России N 6 по Брянской области.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, 18.12.2009 Инспекцией составлены протоколы об административном правонарушении N 11/1, N 9/1, N 11/2 (т. 1, л. 29, л. 44 - 45, л. 46 - 47).
23.12.2009 Инспекцией вынесено постановление о назначении административного наказания N 58, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (т. 1, л. 24 - 27).
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Подворье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Статьей 3 Закона N 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из этого Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, в частности, и алкогольной продукции (далее - Правила).
В силу ч. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в соответствии со ст. 12 данного Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации;
- алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Согласно части 3 названной нормы федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 12 Закона N 171-ФЗ).
В силу п. 136 не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации).
На основании п. 140 Правил перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
Пунктом 9 Правил также предусмотрена обязанность продавца довести Правила в наглядной и доступной форме до сведения покупателей.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 137 Правил, ст. 8.1 Закона Брянской области от 18.10.2003 N 76-ФЗ "О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Брянской области" организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей, в частности, охранную сигнализацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае факт осуществления в закусочной розничной продажи одной бутылки виски "Джек Дениелс" - 0,5 л, одной бутылки ликера "Лимончелло ди соренто" - 0,75 л без маркировки акцизными марками; одной бутылки водки "Русский стандарт Платинум" - 0,5 л, одной бутылки водки "Русский стандарт Платинум" - 0,5 л без обязательной маркировки специальными федеральными марками, а также факт отсутствия доведения до покупателей в наглядной и доступной форме Правил продажи подтверждается протоколом осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу, от 24.11.2009 (т. 1, л. 49 - 50), объяснениями главного бухгалтера Общества - Золочевской Е.Ю. от 24.11.2009 (т. 1, л. 51), протоколом изъятия вещей и документов от 24.11.2009 (т. 1, л. 53 - 54), актом проверки от 24.11.2009 N 28-АР П (т. 1, л. 55 - 58), протоколами об административном правонарушении N 11/1, N 9/1, N 11/2 (т. 1, л. 29, л. 44 - 45, л. 46 - 47), объяснениями генерального директора Общества (т. 1, л. 29, 45, 47).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом заявителя о том, что на момент проведения проверки охранная сигнализация в помещении закусочной имелась в наличии.
Так, в материалы дела представлен договор N 632-Б об оказании услуг охраны с помощью тревожной сигнализации и осуществлении технического обслуживания технических средств охраны от 01.11.2009 (т. 1, л. 70 - 71).
Срок действия договора установлен сторонами - один год (п. 13.1 договора).
Указанный договор заключен между ООО "Подворье" (заказчик), расположенным по адресу: г. Брянск, ул. 50-й Армии, д. 6-а, и ФГУП "Охрана" МВД РФ по Брянской области (исполнитель).
По условиям договора по поступлению сигнала "тревога" из помещения заказчика на пульт централизованного наблюдения исполнителя осуществляется выезд группы задержания для принятия мер к пресечению противоправных действий на территории объекта и задержанию лиц, их совершающих.
Таким образом, доказательствами, имеющимися в материалах дела, опровергается вывод административного органа об отсутствии в помещении закусочной "Подворье" охранной сигнализации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 23.12.2009 N 58.
Довод жалобы о том, что сотрудники Управления не вправе осуществлять проверочную закупку не в рамках Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку проверочная закупка сотрудниками Управления не осуществлялась, доказательств ее проведения в нарушение ст. 65 АПК РФ Обществом в материалы дела не представлено.
Обстоятельства, свидетельствующие о допущенных ООО "Подворье" нарушениях требований законодательства установлены в ходе осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу, что подтверждается протоколом осмотра от 24.11.2009 (т. 1, л. 49 - 50).
Предметы административного правонарушения - бутылки с алкогольной продукцией без марок - были изъяты сотрудниками административного органа в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 24.11.2009 (т. 1, л. 53 - 54) и описью алкогольной продукции, изъятой из оборота, составленной 24.11.2009 (т. 1, л. 52).
Из объяснений главного бухгалтера Общества - Золочевской Е.Ю. от 24.11.2009 (т. 1, л. 51, 97) следует, что проверочная закупка не проводилась.
Ссылка подателя жалобы на то, что Общество не нарушило законодательство о продаже спиртосодержащей продукции без акцизных марок, поскольку в результате длительного хранения алкогольной продукции акцизные марки отклеились, однако сохранились другие идентификационные признаки, которые дают возможность определить легальность продукции, несостоятельна.
Согласно пункту 5 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 212 (далее - Требования), марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним. Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования.
Ответственность за выполнение положений Требований, а также за подлинность марки несет владелец алкогольной продукции, за исключением лица, купившего алкогольную продукцию в организациях розничной торговли (пункт 9 Требований).
Кроме того, как отмечалось ранее, согласно пункту 140 Правил перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
Поскольку Общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции, на него в силу части 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ и пункта 9 Требований возложена ответственность за правильность нанесения на алкогольную продукцию федеральных специальных марок.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2010 по делу N А09-137/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2010 ПО ДЕЛУ N А09-137/2010
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. по делу N А09-137/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1042/2010) общества с ограниченной ответственностью "Подворье"
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 05.02.2010 по делу N А09-137/2010 (судья Потапова Т.Б.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Подворье"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Брянской области,
третье лицо: Управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Подворье" - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от ответчика: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Брянской области - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от третьего лица: Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Подворье" (далее - ООО "Подворье", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 23.12.2009 N 58.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Подворье" осуществляет розничную реализацию алкогольной продукции в помещении закусочной "Подворье", расположенной по адресу: г. Брянск, ул. 50-й Армии, 6-а, на основании лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции от 29.06.2006 N БРН АР 08157, выданной на срок до 29.06.2011.
24.11.2009 на основании приказа от 24.11.2009 N 104 сотрудниками Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Управление) проведена проверка соблюдения ООО "Подворье" лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции (т. 1, л. 48).
Сотрудниками Управления произведен осмотр помещений, арендуемых ООО "Подворье", и находящихся там вещей и документов, о чем 24.11.2009 составлен протокол осмотра (т. 1, л. 49 - 50).
В ходе проверки установлено, что:
- - в нарушение требований ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), ст. 8.1 Закона Брянской области от 18.10.2003 N 76-ФЗ "О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Брянской области", п. 137 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), в закусочной "Подворье" осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции при отсутствии охранной сигнализации;
- - в нарушение требований ст. 12 Закона N 171-ФЗ в закусочной осуществлялась розничная продажа одной бутылки виски "Джек Дениелс" - 0,5 л, дата розлива 29.06.2006, производство США, цена 3 210 руб., и одной бутылки ликера "Лимончелло ди соренто" - 0,75 л, дата розлива 14.06.2006, производство Италии, цена 1 995 руб., без маркировки акцизными марками; одной бутылки водки "Русский стандарт Платинум" - 0,5 л, дата розлива 14.06.2007, производство России, цена 1 050 руб., и одной бутылки водки "Русский стандарт Платинум" - 0,5 л, дата розлива 06.02.2007, производство России, цена 1 050 руб., без обязательной маркировки специальными федеральными марками;
- - в нарушение п. 9 Правил указанные Правила в наглядной и доступной форме не доведены продавцом до сведения покупателей.
По результатам проверки составлен акт от 24.11.2009 N 28-АР П (т. 1, л. 55 - 58).
На основании соглашения от 30.01.200 N 25 о взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Брянской области и Государственной инспекцией Брянской области по обеспечению контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (правопреемник - Управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) материалы проверки в отношении ООО "Подворье" были переданы МИФНС России N 6 по Брянской области.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, 18.12.2009 Инспекцией составлены протоколы об административном правонарушении N 11/1, N 9/1, N 11/2 (т. 1, л. 29, л. 44 - 45, л. 46 - 47).
23.12.2009 Инспекцией вынесено постановление о назначении административного наказания N 58, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (т. 1, л. 24 - 27).
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Подворье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Статьей 3 Закона N 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из этого Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, в частности, и алкогольной продукции (далее - Правила).
В силу ч. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в соответствии со ст. 12 данного Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации;
- алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Согласно части 3 названной нормы федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 12 Закона N 171-ФЗ).
В силу п. 136 не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации).
На основании п. 140 Правил перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
Пунктом 9 Правил также предусмотрена обязанность продавца довести Правила в наглядной и доступной форме до сведения покупателей.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 137 Правил, ст. 8.1 Закона Брянской области от 18.10.2003 N 76-ФЗ "О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Брянской области" организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей, в частности, охранную сигнализацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае факт осуществления в закусочной розничной продажи одной бутылки виски "Джек Дениелс" - 0,5 л, одной бутылки ликера "Лимончелло ди соренто" - 0,75 л без маркировки акцизными марками; одной бутылки водки "Русский стандарт Платинум" - 0,5 л, одной бутылки водки "Русский стандарт Платинум" - 0,5 л без обязательной маркировки специальными федеральными марками, а также факт отсутствия доведения до покупателей в наглядной и доступной форме Правил продажи подтверждается протоколом осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу, от 24.11.2009 (т. 1, л. 49 - 50), объяснениями главного бухгалтера Общества - Золочевской Е.Ю. от 24.11.2009 (т. 1, л. 51), протоколом изъятия вещей и документов от 24.11.2009 (т. 1, л. 53 - 54), актом проверки от 24.11.2009 N 28-АР П (т. 1, л. 55 - 58), протоколами об административном правонарушении N 11/1, N 9/1, N 11/2 (т. 1, л. 29, л. 44 - 45, л. 46 - 47), объяснениями генерального директора Общества (т. 1, л. 29, 45, 47).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом заявителя о том, что на момент проведения проверки охранная сигнализация в помещении закусочной имелась в наличии.
Так, в материалы дела представлен договор N 632-Б об оказании услуг охраны с помощью тревожной сигнализации и осуществлении технического обслуживания технических средств охраны от 01.11.2009 (т. 1, л. 70 - 71).
Срок действия договора установлен сторонами - один год (п. 13.1 договора).
Указанный договор заключен между ООО "Подворье" (заказчик), расположенным по адресу: г. Брянск, ул. 50-й Армии, д. 6-а, и ФГУП "Охрана" МВД РФ по Брянской области (исполнитель).
По условиям договора по поступлению сигнала "тревога" из помещения заказчика на пульт централизованного наблюдения исполнителя осуществляется выезд группы задержания для принятия мер к пресечению противоправных действий на территории объекта и задержанию лиц, их совершающих.
Таким образом, доказательствами, имеющимися в материалах дела, опровергается вывод административного органа об отсутствии в помещении закусочной "Подворье" охранной сигнализации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 23.12.2009 N 58.
Довод жалобы о том, что сотрудники Управления не вправе осуществлять проверочную закупку не в рамках Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку проверочная закупка сотрудниками Управления не осуществлялась, доказательств ее проведения в нарушение ст. 65 АПК РФ Обществом в материалы дела не представлено.
Обстоятельства, свидетельствующие о допущенных ООО "Подворье" нарушениях требований законодательства установлены в ходе осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу, что подтверждается протоколом осмотра от 24.11.2009 (т. 1, л. 49 - 50).
Предметы административного правонарушения - бутылки с алкогольной продукцией без марок - были изъяты сотрудниками административного органа в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 24.11.2009 (т. 1, л. 53 - 54) и описью алкогольной продукции, изъятой из оборота, составленной 24.11.2009 (т. 1, л. 52).
Из объяснений главного бухгалтера Общества - Золочевской Е.Ю. от 24.11.2009 (т. 1, л. 51, 97) следует, что проверочная закупка не проводилась.
Ссылка подателя жалобы на то, что Общество не нарушило законодательство о продаже спиртосодержащей продукции без акцизных марок, поскольку в результате длительного хранения алкогольной продукции акцизные марки отклеились, однако сохранились другие идентификационные признаки, которые дают возможность определить легальность продукции, несостоятельна.
Согласно пункту 5 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 212 (далее - Требования), марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним. Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования.
Ответственность за выполнение положений Требований, а также за подлинность марки несет владелец алкогольной продукции, за исключением лица, купившего алкогольную продукцию в организациях розничной торговли (пункт 9 Требований).
Кроме того, как отмечалось ранее, согласно пункту 140 Правил перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
Поскольку Общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции, на него в силу части 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ и пункта 9 Требований возложена ответственность за правильность нанесения на алкогольную продукцию федеральных специальных марок.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2010 по делу N А09-137/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
Г.Д.ИГНАШИНА
А.Г.ДОРОШКОВА
Г.Д.ИГНАШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)