Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2003 N Ф04/5559-1805/А45-2003

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 27 октября 2003 года Дело N Ф04/5559-1805/А45-2003


Открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт" (далее - ОАО "Сибтранснефтепродукт") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Новосибирской области (далее - налоговая инспекция), выразившегося в отказе возврата сумм по земельному налогу за 1999 - 2000 годы.
Решением от 15.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2003, заявленные требования удовлетворены.
Судебные инстанции пришли к выводу об ошибочном включении заявителем при расчете земельного налога коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, поскольку налоговое законодательство не связывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации не ставит порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в зависимость от внесения соответствующих изменений в федеральный закон о бюджете на соответствующий год.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Сибтранснефтепродукт" требований.
Полагает, что установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются при расчете земельного налога с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит законодательству о налогах и сборах, поскольку указанные законы содержат нормы прямого действия. Кроме того, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сибтранснефтепродукт" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о перерасчете начисленного земельного налога и осуществить возврат излишне уплаченного налога в сумме 8662,08 руб. за 1999 год, 12944,90 руб. за 2000 год, 12944,90 руб. за 2001 год. Переплата произошла, по мнению налогоплательщика, в результате применения повышающих коэффициентов, установленных Федеральными законами о федеральном бюджете на 1999, 2000, 2001 годы.
Налоговая инспекция сообщила ОАО "Сибтранснефтепродукт", что возврат излишне уплаченного налога возможен только по решению суда, после чего налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно статьям 16, 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Однако судом не исследованы правовая природа поправочного коэффициента, а также его взаимосвязь с механизмом дифференциации средних ставок земельного налога, устанавливаемых местными органами власти.
При таких обстоятельствах дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. При принятии нового решения распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16677/02-СА23/460 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 27 октября 2003 года Дело N Ф04/5559-1805/А45-2003


Открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт" (далее - ОАО "Сибтранснефтепродукт") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Новосибирской области (далее - налоговая инспекция), выразившегося в отказе возврата сумм по земельному налогу за 1999 - 2000 годы.
Решением от 15.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2003, заявленные требования удовлетворены.
Судебные инстанции пришли к выводу об ошибочном включении заявителем при расчете земельного налога коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, поскольку налоговое законодательство не связывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации не ставит порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в зависимость от внесения соответствующих изменений в федеральный закон о бюджете на соответствующий год.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Сибтранснефтепродукт" требований.
Полагает, что установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются при расчете земельного налога с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит законодательству о налогах и сборах, поскольку указанные законы содержат нормы прямого действия. Кроме того, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сибтранснефтепродукт" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о перерасчете начисленного земельного налога и осуществить возврат излишне уплаченного налога в сумме 8662,08 руб. за 1999 год, 12944,90 руб. за 2000 год, 12944,90 руб. за 2001 год. Переплата произошла, по мнению налогоплательщика, в результате применения повышающих коэффициентов, установленных Федеральными законами о федеральном бюджете на 1999, 2000, 2001 годы.
Налоговая инспекция сообщила ОАО "Сибтранснефтепродукт", что возврат излишне уплаченного налога возможен только по решению суда, после чего налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно статьям 16, 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Однако судом не исследованы правовая природа поправочного коэффициента, а также его взаимосвязь с механизмом дифференциации средних ставок земельного налога, устанавливаемых местными органами власти.
При таких обстоятельствах дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. При принятии нового решения распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16677/02-СА23/460 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)