Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 декабря 2003 г. Дело N А19-19397/03-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Пахоруковой О.К., юрисконсульта (по доверенности от 09.09.2002 N 12-14/25),
от ИМНС РФ по г. Шелехову - представителя Кизиловой Л.В., главного специалиста юридического отдела (по доверенности от 09.09.2003 N 08-07),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" к ИМНС РФ по г. Шелехову Иркутской области о возврате излишне уплаченного земельного налога,
государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" (далее по тексту - ГУ "УФПС") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2002 г. в сумме 5268 руб. 1 коп.
Представитель ГУ "УФПС" Пахорукова в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель налогового органа Кизилова требования не признала, дала суду пояснения, изложенные в отзыве.
Из представленных лицами, участвующими в деле, материалов следует, что согласно решению главы администрации г. Шелехова от 17.12.1992 N 2932 Шелеховскому городскому узлу связи в бессрочное (постоянное) пользование передано 0,42 га земли (государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 7545000013).
Согласно решению главы администрации пгт. Большой Луг от 20.10.1993 N 54а почте в бессрочное (постоянное) пользование передано 0,2772 га земли (государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 75060447).
Уплата земельного налога за указанные земельные участки была произведена заявителем через Шелеховский ГУПС платежными поручениями от 24.04.2002 N 00241 на сумму 154 руб. 86 коп., от 24.04.2002 N 00240 на сумму 5113 руб. 15 коп. Общая сумма уплаченного налога составила 5268 руб. 1 коп.
Заявитель, полагая, что данный налог уплачен излишне, в порядке пп. 7, 8 ст. 78 НК РФ обратился в ИМНС РФ по г. Шелехову с заявлением от 28.08.2003 N 12-10/150 о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Налоговый орган в письме от 16.09.2003 N 06-1275 отказал в возврате излишне уплаченного налога, указав, что оснований для возврата налога не имеется.
Не согласившись с налоговой инспекцией, заявитель просил обязать ИМНС РФ по г. Шелехову Иркутской области возвратить из соответствующих бюджетов излишне уплаченный земельный налог за 2002 г. в сумме 5268 руб. 1 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог является формой платы за использование земли, ГУ "УФПС" по Иркутской области в силу ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" освобождено от уплаты земельного налога как лицо, имеющее право на безвозмездное пользование предоставленными ему земельными участками.
Кроме того, в соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" все государственные предприятия связи освобождены от уплаты земельного налога.
Налоговая инспекция с доводами ГУ "УФПС" по Иркутской области не согласилась, указала, что перечень организаций, которым предоставлено право не уплачивать земельный налог, может устанавливаться только актами законодательства о налогах и сборах, к которым Федеральный закон "О почтовой связи" не относится.
Льгота, предусмотренная п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", распространяется только на государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения, радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся документы, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождены государственные предприятия связи и акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Из анализа данной нормы следует, что обязательным условием для применения данной льготы государственными предприятиями связи является осуществление деятельности в следующих сферах: распространение (трансляция) государственных программ телевидения (радиовещания); деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Налогоплательщик вправе использовать данную льготу только в том случае, если он может обосновать право на ее применение. ГУ "УФПС" по Иркутской области не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о распространении (трансляции) учреждением государственных программ телевидения, радиовещания либо об осуществлении деятельности в интересах обороны Российской Федерации.
В связи с изложенным суд полагает необоснованной ссылку заявителя на положения п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю".
Вместе с тем согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
Из ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи", пп. 1.1, 1.2, п. 4.1 Устава ГУ "УФПС" по Иркутской области следует, что заявитель относится к организациям федеральной почтовой связи.
Статьей 26 указанного Закона предусмотрено, что государственная поддержка организациям федеральной почтовой связи оказывается, в частности, посредством предоставления налоговых льгот.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, нормы ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" в рассматриваемом случае применению подлежат, и учреждение вправе было использовать данную льготу при уплате земельного налога за 2002 год.
Как следует из представленных заявителем платежных поручений от 24.04.2002 N 00241 и N 00240, ГУ "УФПС" по Иркутской области в лице Шелеховского ГУПС уплатило по месту нахождения обособленного подразделения земельный налог за 2002 год в общей сумме 5268 руб. 1 коп. Факт уплаты земельного налога инспекцией не оспаривается. Таким образом, у ГУ "УФПС" по Иркутской области имеется переплата по земельному налогу за 2002 год в сумме 5268 руб. 1 коп.
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Заявитель в пределах установленного срока обратился в налоговый орган с письмом о возврате излишне уплаченной суммы налога, о чем свидетельствуют заявление налогоплательщика от 28.08.2003 N 12-10/150, письмо ИМНС РФ по г. Шелехову от 16.09.2003 N 06-1275 об отказе в возврате налога.
Учитывая изложенное, суд полагает, что действия ИМНС РФ по г. Шелехову Иркутской области, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога, являются неправомерными.
При таких обстоятельствах требования ГУ "УФПС" по Иркутской области следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить.
Обязать Инспекцию МНС РФ по г. Шелехову Иркутской области возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства РФ по связи и информатизации из соответствующего бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2002 год в сумме 5268 руб. 1 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.12.2003 ПО ДЕЛУ N А19-19397/03-15
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2003 г. Дело N А19-19397/03-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Пахоруковой О.К., юрисконсульта (по доверенности от 09.09.2002 N 12-14/25),
от ИМНС РФ по г. Шелехову - представителя Кизиловой Л.В., главного специалиста юридического отдела (по доверенности от 09.09.2003 N 08-07),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" к ИМНС РФ по г. Шелехову Иркутской области о возврате излишне уплаченного земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" (далее по тексту - ГУ "УФПС") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2002 г. в сумме 5268 руб. 1 коп.
Представитель ГУ "УФПС" Пахорукова в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель налогового органа Кизилова требования не признала, дала суду пояснения, изложенные в отзыве.
Из представленных лицами, участвующими в деле, материалов следует, что согласно решению главы администрации г. Шелехова от 17.12.1992 N 2932 Шелеховскому городскому узлу связи в бессрочное (постоянное) пользование передано 0,42 га земли (государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 7545000013).
Согласно решению главы администрации пгт. Большой Луг от 20.10.1993 N 54а почте в бессрочное (постоянное) пользование передано 0,2772 га земли (государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 75060447).
Уплата земельного налога за указанные земельные участки была произведена заявителем через Шелеховский ГУПС платежными поручениями от 24.04.2002 N 00241 на сумму 154 руб. 86 коп., от 24.04.2002 N 00240 на сумму 5113 руб. 15 коп. Общая сумма уплаченного налога составила 5268 руб. 1 коп.
Заявитель, полагая, что данный налог уплачен излишне, в порядке пп. 7, 8 ст. 78 НК РФ обратился в ИМНС РФ по г. Шелехову с заявлением от 28.08.2003 N 12-10/150 о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Налоговый орган в письме от 16.09.2003 N 06-1275 отказал в возврате излишне уплаченного налога, указав, что оснований для возврата налога не имеется.
Не согласившись с налоговой инспекцией, заявитель просил обязать ИМНС РФ по г. Шелехову Иркутской области возвратить из соответствующих бюджетов излишне уплаченный земельный налог за 2002 г. в сумме 5268 руб. 1 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог является формой платы за использование земли, ГУ "УФПС" по Иркутской области в силу ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" освобождено от уплаты земельного налога как лицо, имеющее право на безвозмездное пользование предоставленными ему земельными участками.
Кроме того, в соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" все государственные предприятия связи освобождены от уплаты земельного налога.
Налоговая инспекция с доводами ГУ "УФПС" по Иркутской области не согласилась, указала, что перечень организаций, которым предоставлено право не уплачивать земельный налог, может устанавливаться только актами законодательства о налогах и сборах, к которым Федеральный закон "О почтовой связи" не относится.
Льгота, предусмотренная п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", распространяется только на государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения, радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся документы, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождены государственные предприятия связи и акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Из анализа данной нормы следует, что обязательным условием для применения данной льготы государственными предприятиями связи является осуществление деятельности в следующих сферах: распространение (трансляция) государственных программ телевидения (радиовещания); деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Налогоплательщик вправе использовать данную льготу только в том случае, если он может обосновать право на ее применение. ГУ "УФПС" по Иркутской области не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о распространении (трансляции) учреждением государственных программ телевидения, радиовещания либо об осуществлении деятельности в интересах обороны Российской Федерации.
В связи с изложенным суд полагает необоснованной ссылку заявителя на положения п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю".
Вместе с тем согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
Из ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи", пп. 1.1, 1.2, п. 4.1 Устава ГУ "УФПС" по Иркутской области следует, что заявитель относится к организациям федеральной почтовой связи.
Статьей 26 указанного Закона предусмотрено, что государственная поддержка организациям федеральной почтовой связи оказывается, в частности, посредством предоставления налоговых льгот.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, нормы ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" в рассматриваемом случае применению подлежат, и учреждение вправе было использовать данную льготу при уплате земельного налога за 2002 год.
Как следует из представленных заявителем платежных поручений от 24.04.2002 N 00241 и N 00240, ГУ "УФПС" по Иркутской области в лице Шелеховского ГУПС уплатило по месту нахождения обособленного подразделения земельный налог за 2002 год в общей сумме 5268 руб. 1 коп. Факт уплаты земельного налога инспекцией не оспаривается. Таким образом, у ГУ "УФПС" по Иркутской области имеется переплата по земельному налогу за 2002 год в сумме 5268 руб. 1 коп.
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Заявитель в пределах установленного срока обратился в налоговый орган с письмом о возврате излишне уплаченной суммы налога, о чем свидетельствуют заявление налогоплательщика от 28.08.2003 N 12-10/150, письмо ИМНС РФ по г. Шелехову от 16.09.2003 N 06-1275 об отказе в возврате налога.
Учитывая изложенное, суд полагает, что действия ИМНС РФ по г. Шелехову Иркутской области, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога, являются неправомерными.
При таких обстоятельствах требования ГУ "УФПС" по Иркутской области следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Обязать Инспекцию МНС РФ по г. Шелехову Иркутской области возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" Министерства РФ по связи и информатизации из соответствующего бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2002 год в сумме 5268 руб. 1 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
М.В.ЛУНЬКОВ
М.В.ЛУНЬКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)