Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.07.2008 ПО ДЕЛУ N А19-6809/08-50

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июля 2008 г. по делу N А19-6809/08-50


Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2008 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска
к Никоноровой Лидии Владимировне
о взыскании 2 489 руб.,
при участии в заседании
- от заявителя: Простакишина О.А., доверенность от 03.04.2008 г. N 08/9448;
- от ответчика: Тютрина О.Л., доверенность от 07.12.2007 г.;

- установил:

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска заявлено требование к индивидуальному предпринимателю Никоноровой Л.В. о взыскании 2 489 руб., составляющих сумму штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за нарушение срока представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г.
Представитель налогового органа в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании требования о взыскании налоговых санкций не признал, указав, что налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г., представлена предпринимателем Никоноровой Л.В. по электронным каналам связи в установленный срок - 24.07.2007 г., на что получено подтверждение оператора связи от ООО НПФ "Форус". Поскольку фактом сдачи отчетности является подтверждение оператора о приеме файла, в действиях Никоноровой Л.В. отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ.
Из представленных материалов следует, что Никонорова Лидия Владимировна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 01.03.2004 г., государственный регистрационный номер записи 304381006100016.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем Никоноровой Л.В. налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г., в ходе которой установлено нарушение установленного срока представления указанной декларации.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки заместителем руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска составлен акт от 14.11.2007 г. N 03-09/3256 и принято решение от 25.12.2007 г. N 03-11/7989/1040 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, за нарушение установленного срока представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г. - в виде штрафа в размере 2 489 руб.
Требование от 29.01.2008 г. N 1802 об уплате налоговой санкции в сумме 2 489 руб. направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом 01.02.2008 г.
Учитывая, что требование ответчиком добровольно не исполнено, заявитель просит взыскать налоговые санкции в судебном порядке.
В судебном заседании 01.07.2008 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 16 часов 03.07.2008 г.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
В соответствии с пунктом 6 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 2 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Отчетными периодами по единому налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (пункт 2 статьи 346.19 Налогового кодекса РФ).
Следовательно, срок представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г. установлен не позднее 25.07.2007 г.
В решении Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 25.12.2007 г. N 03-11/7989/1040 указано, что налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г. представлена предпринимателем Никоноровой Л.В. в налоговый орган по месту учета 15.08.2007 г., т.е. с нарушением установленного срока.
Между тем, судом установлено, что налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г. направлена ответчиком в налоговый орган 24.07.2007 г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.
Согласно пункту 4 названной статьи налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с "Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", утвержденным Приказом МНС РФ от 02.04.2002 г. N БГ-3-32/169 (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.05.2002 г. N 3437), участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде являются налогоплательщики, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации в электронном виде по каналам связи от налогоплательщика налоговому органу.
Согласно пункту 5 раздела 1 названного Порядка представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.
Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи (пункт 4 раздела 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.2 "Регламента принятия и ввода в автоматизированную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности", утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 г. N БГ-3-06/76, датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Таким образом, датой представления налоговой декларации в электронном виде признаются:
- - дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи;
- - дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
По сообщению Иркутского филиала ОАО "Сибирьтелеком" от 31.08.2007 г. N 02-08/10204, представленному по запросу предпринимателя Никоноровой Л.В., в "Статистике электронной отчетности по каналам связи за 24.07.2007 г." отражены данные об отправке 24.07.2007 г. в 10:38:47 отчетности, имеющей идентификатор сообщения 39047789-ab54-4e2e-b4b3-3d7e95832723@nalog.irtel.ru, субъектом, имеющим ИНН 381009790097.
ООО НПФ "Форус" (Центр поддержки пользователей 1С) проведена экспертиза отправки предпринимателем Никоноровой Л.В. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г. Проверкой подлинности представленных документов, в том числе, установлено, что:
- - сертификат открытого ключа предпринимателя Никоноровой Л.В. является действительным (срок действия сертификата не истек, сертификат не аннулирован, действие сертификата не приостановлено);
- - сертификат открытого ключа Специализированного оператора связи является действительным (срок действия сертификата не истек, сертификат не аннулирован, действие сертификата не приостановлено);
- - вышеперечисленные файлы подписаны отправителями и подписи верны и фиксируют дату отправки 24.07.2007 г.;
- - электронный документ соответствует форме и формату "Налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 1 полугодие 2007 г." (ИНН: 381009790097) является подлинным.
Факт направления ответчиком в налоговый орган по электронным каналам связи налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г. 24.07.2006 г. подтверждается также представленным "Подтверждением оператора", согласно которому 24.07.2007 г. в 10:38:47 зафиксирована отправка сообщения, имеющего идентификатор 39047789-ab54-4e2e-b4b3-3d7e95832723@nalog.irtel.ru. (отправитель 381000n@nalog.irtel.ru получатель 3810000@m10.r38.nalog.ru).
В отзыве от 02.07.2008 г. N 08-15/20804 налоговый орган указал, что Никоноровой Л.В. не представлен протокол входного контроля, являющийся в соответствии с пунктом 6.11 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", документом, подтверждающим принятие налоговой декларации в электронном виде.
Данную ссылку налоговой инспекции суд считает несостоятельной, поскольку названные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер.
Кроме того, в данном случае факт наличия либо отсутствия протокола входного контроля не имеет правового значения, поскольку представлены доказательства отправки предпринимателем по телекоммуникационным каналам связи налоговой декларации, и дата представления декларации в данном случае подтверждена специализированным оператором связи.
В соответствии со статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно статье 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со статьей 108 Налогового кодекса РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
В рассматриваемом случае вина предпринимателя Никоноровой Л.В. судом не установлена. Налогоплательщиком исполнена обязанность по представлению в установленный срок налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г. Факт ее неполучения налоговым органом не может быть поставлен в вину ответчику.
Таким образом, в связи с отсутствием вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, у налогового органа не имелось правовых оснований для привлечения его к налоговой ответственности за нарушение установленного срока представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г. в виде штрафа в размере 2 489 руб.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования налогового органа удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
решил:

в удовлетворении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска к индивидуальному предпринимателю Никоноровой Лидии Владимировне о взыскании штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)