Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Асмыковича А.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от открытого акционерного общества "Судоремонтный завод "Красная Кузница" конкурсного управляющего Смирнова О.Г. (определение Арбитражного суда Архангельской области от 10.08.2008 по делу N А05-14539/04-28; паспорт 1104 N 093433, выдан 14.10.2003 ОВД Октябрьского округа города Архангельска), представителя Путилина Д.А. (доверенность от 10.08.2009), рассмотрев 03.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Судоремонтный завод "Красная Кузница" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.04.2009 (судья Панфилова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А05-3426/2008,
установил:
открытое акционерное общество "Судоремонтный завод "Красная Кузница" (далее - Общество, ОАО "СРЗ "Красная Кузница") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) по взысканию налога, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах Общества в банках по инкассовым поручениям от 27.03.2008 N 11007 на сумму 24 621 460 руб., от 27.03.2008 N 11008 на сумму 8 107 831 руб. и от 27.03.2008 N 11009 на сумму 4 931 041 руб. Кроме того, ОАО "СРЗ "Красная Кузница" просит признать указанные инкассовые поручения недействительными и не подлежащими исполнению.
Решением суда первой инстанции от 29.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2009, заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Признаны незаконными как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации действия Инспекции по бесспорному взысканию с ОАО "СРЗ "Красная Кузница" следующих сумм: 670 350 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по инкассовому поручению от 27.03.2008 N 11007, 2 693 386 руб. пеней по НДФЛ по инкассовому поручению от 27.03.2008 N 11008 и 4 430 098 руб. штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по инкассовому поручению от 27.03.2008 N 11009. Названные инкассовые поручения в части взыскания указанных сумм признаны недействительными и не подлежащими исполнению. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий ОАО "СРЗ "Красная Кузница", ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы считает, что суды не дали оценки допущенному Инспекцией при выставлении спорных инкассовых поручений нарушению положений пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), устанавливающих, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника; не допускается наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника; исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены Законом о банкротстве.
Податель жалобы также указывает на то, что во исполнение статьи 133 Закона о банкротстве конкурсным управляющим ОАО "СРЗ "Красная Кузница" используется только один основной счет в банке, на который зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства, и с которого осуществляются выплаты кредиторам. По мнению подателя жалобы, действия Инспекции по выставлению инкассовых поручений на списание с указанного счета спорных сумм создают неустранимые препятствия ходу конкурсного производства и ведению хозяйственной деятельности, ограничивают права налогоплательщика и фактически лишают конкурсного управляющего возможности производить расчеты с кредиторами в порядке, предусмотренном статьей 134 Закона о банкротстве, что является недопустимым.
В судебном заседании конкурсный управляющий и представитель Общества поддержали доводы жалобы.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако ее представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Архангельской области от 31.08.2004 по делу N А05-14539/04-28 в отношении ОАО "СРЗ "Красная Кузница" введена процедура наблюдения, а определением от 05.04.2005 - процедура внешнего управления. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.02.2007 по тому же делу Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство сроком на один год. Определением суда по названному делу срок конкурсного производства продлевался на шесть месяцев, а определениями от 04.08.2008 и от 02.02.2009 срок конкурсного производства был продлен до 10.08.2009.
Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет НДФЛ за период с 01.01.2004 по 31.08.2007.
В ходе проверки Инспекция установила, что сумма задолженности ОАО "СРЗ "Красная Кузница" перед бюджетом по НДФЛ с учетом выданной заработной платы на 01.09.2007 и перечисленных сумм в ходе проверки составила 24 621 460 руб., в том числе за период с 01.04.2004 по 30.08.2004 - 3 191 996 руб., за период с 31.08.2004 по 04.02.2007 (период процедур наблюдения и внешнего управления) - 20 717 320 руб., за период с 05.02.2007 по 31.08.2007 (период процедуры конкурсного производства) - 712 144 руб.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 05.12.2007 N 22-19/211ДСП и вынесла решение от 29.12.2007 N 22-19/045503, согласно которому Обществу предложено уплатить 24 621 460 руб. НДФЛ и 8 107 831 руб. пеней. Этим же решением ОАО "СРЗ "Красная Кузница" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде взыскания 4 931 041 руб. штрафа за неправомерное неперечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению.
В требовании N 674 по состоянию на 11.02.2008 Инспекция предложила Обществу уплатить 24 621 460 руб. НДФЛ, 8 107 831 руб. пеней и 4 931 041 руб. штрафа, начисленных по решению от 29.12.2007 N 22-19/045503.
В связи с неисполнением Обществом требования N 674 в добровольном порядке налоговый орган вынес решение от 27.03.2008 N 9148 о взыскании указанных сумм налога, пеней и штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках.
На основании решения от 27.03.2008 N 9148 Инспекция направила в банк инкассовые поручения: от 27.03.2008 N 11007 на списание со счета ОАО "СРЗ "Красная Кузница" 24 621 460 руб. НДФЛ, от 27.03.2008 N 11008 на списание 8 107 831 руб. пеней и от 27.03.2008 N 11009 на списание 4 931 041 руб. штрафа.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции по взысканию 24 621 460 руб. налога, 8 107 831 руб. пеней и 4 931 041 руб. штрафа за счет денежных средств на его счетах в банках по инкассовым поручениям от 27.03.2008 N 11007, 11008 и 11009, а также о признании указанных инкассовых поручений недействительными и не подлежащими исполнению.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования частично, указав на то, что незаконность доначисления ему 670 350 руб. НДФЛ, 2 693 386 руб. пеней по этому налогу и 4 430 098 руб. штрафа установлена вступившими в законную силу судебными актами по делам N А05-4406/2008 и А05-3640/2008, и в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эти обстоятельства не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
В остальной части суды оставили требования Общества без удовлетворения, признав действия по взысканию остальных сумм - 23 951 110 руб. НДФЛ, 5 414 445 руб. пеней и 500 943 руб. штрафа - правомерными.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом следующего.
Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Закона, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Организация является посредником между физическим лицом - получателем дохода и бюджетом, то есть налоговым агентом.
На этом основании отношения по уплате налоговыми агентами в бюджет НДФЛ регулируются статьей 226 НК РФ.
Согласно статье 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо (налогоплательщик) получило доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ. Уплата НДФЛ за счет средств организации (налогового агента) не допускается.
Таким образом, Общество, являясь налоговым агентом, обязано было в установленные статьей 226 НК РФ сроки перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщиков НДФЛ.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" указано, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование независимо от момента его возникновения не включается в реестр требований кредиторов и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Таким образом, в случае признания юридического лица несостоятельным (банкротом) и при открытии в отношении его имущества конкурсного производства запреты и правила, установленные Законом о банкротстве, не распространяются на правоотношения, в которых должник выступает налоговым агентом. Введение процедуры банкротства (конкурсного производства) в отношении Общества не устраняет его обязанности как налогового агента исполнять свои обязанности по перечислению в бюджет удержанных сумм НДФЛ. Поэтому требования налогового органа к Обществу как к налоговому агенту об уплате НДФЛ удовлетворяются в установленном налоговым законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Согласно пункту 9 статьи 46 НК РФ положения этой статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Статья 123 НК РФ предусматривает ответственность налогового агента за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
По своей природе пени и штрафы являются способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и неразрывно связаны с основной обязанностью налогоплательщика (налогового агента). Следовательно, требования по уплате начисленных на сумму НДФЛ пеней и штрафа подлежат удовлетворению в порядке, аналогичном для требования по указанному налогу.
Поскольку ОАО "СРЗ "Красная Кузница" не перечислило в бюджет 23 951 110 руб. удержанного НДФЛ, не исполнило требование налогового органа об уплате этой суммы налога, а также 5 414 445 руб. пеней и 500 943 руб. штрафа, Инспекция в порядке статьи 46 НК РФ правомерно взыскала указанные суммы за счет денежных средств на счете Общества в банке по инкассовым поручениям от 27.03.2008 N 11007, 11008 и 11009.
Оснований для признания незаконными этих действий Инспекции и недействительными названных инкассовых поручений в части указанных сумм у судов не имелось.
Довод подателя жалобы о том, что оспариваемыми действиями налоговый орган ограничил права Общества, находящегося в стадии конкурсного производства, по осуществлению предусмотренных законодательством о банкротстве мер, подлежит отклонению, поскольку плательщиками НДФЛ являются физические лица (работники Общества), объектом налогообложения - их заработная плата, а следовательно, НДФЛ, подлежащий исчислению с заработной платы работников, имуществом работодателя (Общества) не является, поэтому взыскание налоговым органом сумм НДФЛ, пеней и штрафов за счет денежных средств на счете ОАО "СРЗ "Красная кузница" в банке не может рассматриваться как ограничение распоряжения его имуществом.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, дали оценку всем обстоятельствам дела, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.04.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу N А05-3426/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Судоремонтный завод "Красная Кузница" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.11.2009 ПО ДЕЛУ N А05-3426/2008
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2009 г. по делу N А05-3426/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Асмыковича А.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от открытого акционерного общества "Судоремонтный завод "Красная Кузница" конкурсного управляющего Смирнова О.Г. (определение Арбитражного суда Архангельской области от 10.08.2008 по делу N А05-14539/04-28; паспорт 1104 N 093433, выдан 14.10.2003 ОВД Октябрьского округа города Архангельска), представителя Путилина Д.А. (доверенность от 10.08.2009), рассмотрев 03.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Судоремонтный завод "Красная Кузница" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.04.2009 (судья Панфилова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А05-3426/2008,
установил:
открытое акционерное общество "Судоремонтный завод "Красная Кузница" (далее - Общество, ОАО "СРЗ "Красная Кузница") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) по взысканию налога, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах Общества в банках по инкассовым поручениям от 27.03.2008 N 11007 на сумму 24 621 460 руб., от 27.03.2008 N 11008 на сумму 8 107 831 руб. и от 27.03.2008 N 11009 на сумму 4 931 041 руб. Кроме того, ОАО "СРЗ "Красная Кузница" просит признать указанные инкассовые поручения недействительными и не подлежащими исполнению.
Решением суда первой инстанции от 29.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2009, заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Признаны незаконными как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации действия Инспекции по бесспорному взысканию с ОАО "СРЗ "Красная Кузница" следующих сумм: 670 350 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по инкассовому поручению от 27.03.2008 N 11007, 2 693 386 руб. пеней по НДФЛ по инкассовому поручению от 27.03.2008 N 11008 и 4 430 098 руб. штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по инкассовому поручению от 27.03.2008 N 11009. Названные инкассовые поручения в части взыскания указанных сумм признаны недействительными и не подлежащими исполнению. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий ОАО "СРЗ "Красная Кузница", ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы считает, что суды не дали оценки допущенному Инспекцией при выставлении спорных инкассовых поручений нарушению положений пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), устанавливающих, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника; не допускается наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника; исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены Законом о банкротстве.
Податель жалобы также указывает на то, что во исполнение статьи 133 Закона о банкротстве конкурсным управляющим ОАО "СРЗ "Красная Кузница" используется только один основной счет в банке, на который зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства, и с которого осуществляются выплаты кредиторам. По мнению подателя жалобы, действия Инспекции по выставлению инкассовых поручений на списание с указанного счета спорных сумм создают неустранимые препятствия ходу конкурсного производства и ведению хозяйственной деятельности, ограничивают права налогоплательщика и фактически лишают конкурсного управляющего возможности производить расчеты с кредиторами в порядке, предусмотренном статьей 134 Закона о банкротстве, что является недопустимым.
В судебном заседании конкурсный управляющий и представитель Общества поддержали доводы жалобы.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако ее представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Архангельской области от 31.08.2004 по делу N А05-14539/04-28 в отношении ОАО "СРЗ "Красная Кузница" введена процедура наблюдения, а определением от 05.04.2005 - процедура внешнего управления. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.02.2007 по тому же делу Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство сроком на один год. Определением суда по названному делу срок конкурсного производства продлевался на шесть месяцев, а определениями от 04.08.2008 и от 02.02.2009 срок конкурсного производства был продлен до 10.08.2009.
Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления Обществом в бюджет НДФЛ за период с 01.01.2004 по 31.08.2007.
В ходе проверки Инспекция установила, что сумма задолженности ОАО "СРЗ "Красная Кузница" перед бюджетом по НДФЛ с учетом выданной заработной платы на 01.09.2007 и перечисленных сумм в ходе проверки составила 24 621 460 руб., в том числе за период с 01.04.2004 по 30.08.2004 - 3 191 996 руб., за период с 31.08.2004 по 04.02.2007 (период процедур наблюдения и внешнего управления) - 20 717 320 руб., за период с 05.02.2007 по 31.08.2007 (период процедуры конкурсного производства) - 712 144 руб.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 05.12.2007 N 22-19/211ДСП и вынесла решение от 29.12.2007 N 22-19/045503, согласно которому Обществу предложено уплатить 24 621 460 руб. НДФЛ и 8 107 831 руб. пеней. Этим же решением ОАО "СРЗ "Красная Кузница" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде взыскания 4 931 041 руб. штрафа за неправомерное неперечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению.
В требовании N 674 по состоянию на 11.02.2008 Инспекция предложила Обществу уплатить 24 621 460 руб. НДФЛ, 8 107 831 руб. пеней и 4 931 041 руб. штрафа, начисленных по решению от 29.12.2007 N 22-19/045503.
В связи с неисполнением Обществом требования N 674 в добровольном порядке налоговый орган вынес решение от 27.03.2008 N 9148 о взыскании указанных сумм налога, пеней и штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках.
На основании решения от 27.03.2008 N 9148 Инспекция направила в банк инкассовые поручения: от 27.03.2008 N 11007 на списание со счета ОАО "СРЗ "Красная Кузница" 24 621 460 руб. НДФЛ, от 27.03.2008 N 11008 на списание 8 107 831 руб. пеней и от 27.03.2008 N 11009 на списание 4 931 041 руб. штрафа.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции по взысканию 24 621 460 руб. налога, 8 107 831 руб. пеней и 4 931 041 руб. штрафа за счет денежных средств на его счетах в банках по инкассовым поручениям от 27.03.2008 N 11007, 11008 и 11009, а также о признании указанных инкассовых поручений недействительными и не подлежащими исполнению.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования частично, указав на то, что незаконность доначисления ему 670 350 руб. НДФЛ, 2 693 386 руб. пеней по этому налогу и 4 430 098 руб. штрафа установлена вступившими в законную силу судебными актами по делам N А05-4406/2008 и А05-3640/2008, и в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эти обстоятельства не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
В остальной части суды оставили требования Общества без удовлетворения, признав действия по взысканию остальных сумм - 23 951 110 руб. НДФЛ, 5 414 445 руб. пеней и 500 943 руб. штрафа - правомерными.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом следующего.
Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Закона, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Организация является посредником между физическим лицом - получателем дохода и бюджетом, то есть налоговым агентом.
На этом основании отношения по уплате налоговыми агентами в бюджет НДФЛ регулируются статьей 226 НК РФ.
Согласно статье 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо (налогоплательщик) получило доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ. Уплата НДФЛ за счет средств организации (налогового агента) не допускается.
Таким образом, Общество, являясь налоговым агентом, обязано было в установленные статьей 226 НК РФ сроки перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщиков НДФЛ.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" указано, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование независимо от момента его возникновения не включается в реестр требований кредиторов и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Таким образом, в случае признания юридического лица несостоятельным (банкротом) и при открытии в отношении его имущества конкурсного производства запреты и правила, установленные Законом о банкротстве, не распространяются на правоотношения, в которых должник выступает налоговым агентом. Введение процедуры банкротства (конкурсного производства) в отношении Общества не устраняет его обязанности как налогового агента исполнять свои обязанности по перечислению в бюджет удержанных сумм НДФЛ. Поэтому требования налогового органа к Обществу как к налоговому агенту об уплате НДФЛ удовлетворяются в установленном налоговым законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Согласно пункту 9 статьи 46 НК РФ положения этой статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Статья 123 НК РФ предусматривает ответственность налогового агента за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
По своей природе пени и штрафы являются способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и неразрывно связаны с основной обязанностью налогоплательщика (налогового агента). Следовательно, требования по уплате начисленных на сумму НДФЛ пеней и штрафа подлежат удовлетворению в порядке, аналогичном для требования по указанному налогу.
Поскольку ОАО "СРЗ "Красная Кузница" не перечислило в бюджет 23 951 110 руб. удержанного НДФЛ, не исполнило требование налогового органа об уплате этой суммы налога, а также 5 414 445 руб. пеней и 500 943 руб. штрафа, Инспекция в порядке статьи 46 НК РФ правомерно взыскала указанные суммы за счет денежных средств на счете Общества в банке по инкассовым поручениям от 27.03.2008 N 11007, 11008 и 11009.
Оснований для признания незаконными этих действий Инспекции и недействительными названных инкассовых поручений в части указанных сумм у судов не имелось.
Довод подателя жалобы о том, что оспариваемыми действиями налоговый орган ограничил права Общества, находящегося в стадии конкурсного производства, по осуществлению предусмотренных законодательством о банкротстве мер, подлежит отклонению, поскольку плательщиками НДФЛ являются физические лица (работники Общества), объектом налогообложения - их заработная плата, а следовательно, НДФЛ, подлежащий исчислению с заработной платы работников, имуществом работодателя (Общества) не является, поэтому взыскание налоговым органом сумм НДФЛ, пеней и штрафов за счет денежных средств на счете ОАО "СРЗ "Красная кузница" в банке не может рассматриваться как ограничение распоряжения его имуществом.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, дали оценку всем обстоятельствам дела, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.04.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу N А05-3426/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Судоремонтный завод "Красная Кузница" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)