Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 23.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.06.2008 по делу N А42-1429/2007 (судья Янковая Г.П.),
общество с ограниченной ответственностью "Игратек" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 17.01.2007 N 13058 о привлечении Общества к налоговой ответственности за неуплату налога на игорный бизнес за сентябрь 2006 года.
Решением суда первой инстанции от 25.06.2008 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. По мнению налогового органа, если организация, зарегистрированная в качестве субъекта малого предпринимательства до признания утратившей силу статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 88-ФЗ), приобретает и регистрирует объекты игорного бизнеса после отмены названной нормы, то в отношении этих объектов действуют ставки, установленные региональным законодательством на момент их регистрации, а не на дату регистрации Общества.
В отзыве Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов жалобы, и суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано 28.04.2004 Межрайонной инспекцией Министерства налоговой службы России N 46 по городу Москве под основным государственным регистрационным номером 1047796297933.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по решению единственного участника Общества от 06.10.2004 N 4 местонахождение последнего изменено и утверждено по адресу: город Мурманск, ул. Самойловой, дом 3.
Инспекцией Министерства налоговой службы города Москвы N 18 12.10.2004 зарегистрированы сведения в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы, и того же числа Общество снято с учета в связи с изменением своего местонахождения.
В настоящее время Общество в качестве налогоплательщика состоит на налоговом учете в Инспекции и имеет ИНН 7718512590.
Общество осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно материалам дела Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом декларации по налогу на игорный бизнес за сентябрь 2006 года.
В ходе камеральной проверки установлено, что при исчислении налога на игорный бизнес Общество применило налоговую ставку в размере 2 250 руб. вместо ставки - 7 500 руб., установленной Законом Мурманской области от 28.06.2005 N 643-01-ЗМО "О внесении изменений в статью 1 Закона Мурманской области "О ставках налога на игорный бизнес" (далее - Закон N 643-01-ЗМО).
По итогам проведенной проверки Инспекция в отсутствие представителей Общества приняла решение от 17.01.2007 N 13508, которым привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 130 200 руб. и пункту 1 статьи 126 НК РФ с применением пункта 4 статьи 114 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 27 200 руб.
Также Обществу доначислено 325 500 руб. налога на игорный бизнес за сентябрь 2006 года и начислено 207 руб. 31 коп. пеней по этому налогу.
Инспекция в оспариваемом решении указала, что в результате применения не соответствующей установленному законодательству налоговой ставки Обществом допущено необоснованное занижение налога на игорный бизнес на 325 500 руб. за сентябрь 2006 года. Кроме того, налоговый орган применил пункт 4 статьи 114 НК РФ, мотивируя это тем, что ранее Общество привлекалось к налоговой ответственности за совершение аналогичных правонарушений (неполную уплату налога на игорный бизнес).
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось в суд о признании его недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение суда законным и обоснованным.
Глава 29 "Налог на игорный бизнес" части второй Налогового кодекса Российской Федерации введена с 01.01.2004 Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Пунктом 1 статьи 369 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки по налогу на игорный бизнес устанавливаются законами субъектов Российской Федерации за один игровой автомат в пределах от 1 500 до 7 500 руб.
В соответствии со статьей 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО "О ставках налога на игорный бизнес в Мурманской области" ставка налога на игорный бизнес в Мурманской области за один игровой автомат с 01.01.2004 составила 2 250 руб.
В дальнейшем Законом Мурманской области от 18.11.2004 N 520-01-ЗМО "О внесении изменения в статью 1 Закона Мурманской области "О ставках налога на игорный бизнес" ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат увеличена до 2 500 руб.
С 01.01.2005 Законом N 643-01-ЗМО установлен налог на игорный бизнес за один игровой автомат в размере 7 500 руб.
Пунктом 1 статьи 366 НК РФ предусмотрено, что игровой автомат является одним из объектов обложения налогом на игорный бизнес.
Согласно названной статье каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки. Налогоплательщик также обязан регистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 16.01.2007 N 116 разъяснил, что игровой автомат считается установленным, если он подготовлен к использованию для проведения азартных игр и размещен на территории, доступной для участников таких игр.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком соответствующего заявления в налоговый орган (пункт 4 статьи 366 НК РФ).
Учитывая положения указанных норм, а также то, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, то обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникла у Общества с даты подачи в Инспекцию заявлений о регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 07.02.2002 N 37-О и от 04.12.2003 N 445-О, в силу пункта 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
Постановлением от 19.06.2003 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что статья 9 Закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Таким образом, субъектам малого предпринимательства гарантируется стабильность режима налогообложения в целом и в отношении элементов налогообложения - в частности. Однако это не свидетельствует о запрете субъекту малого предпринимательства развивать свой бизнес, соблюдая при этом определенные критерии, которые не лишают его статуса субъекта малого предпринимательства, с учетом того, что предоставленные гарантии распространяются в течение первых четырех лет на предпринимательскую деятельность в целом, а не на отдельные периоды такой деятельности.
При таких обстоятельствах статьей 9 указанного Закона, действовавшей в период регистрации Общества, являющегося субъектом малого предпринимательства, гарантировалось сохранение в течение первых четырех лет его деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент его государственной регистрации (28.04.2004).
Иное толкование предоставленных гарантий свидетельствовало бы об их формальном характере, не направленном на развитие малого бизнеса.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) статья 9 Закона N 88-ФЗ отменена с 01.01.2005.
Довод налогового органа о том, что Общество, зарегистрированное в качестве субъекта малого предпринимательства до признания утратившей силу статьи 9 Закона N 88-ФЗ, приобретающее и регистрирующее объекты игорного бизнеса после отмены названной нормы, должно в отношении вновь зарегистрированных объектов применять ставки, установленные региональным законодательством на момент регистрации объектов игорного бизнеса, а не на дату регистрации Общества, является несостоятельным и не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.06.2003 N 11-П и определении от 04.12.2003 N 445-О. Согласно названным судебным актам новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ.
Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
Установив в абзаце втором части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ период, до истечения которого на субъекты малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Из материалов дела следует, что часть спорных игровых автоматов (7 штук) зарегистрирована Обществом до 01.01.2005, что подтверждается свидетельством о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес от 07.12.2004 N 27. По состоянию на 01.10.2006 количество зарегистрированных автоматов составило 54 единицы.
Следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что статья 9 Закона N 88-ФЗ, действие которой распространяется на деятельность Общества, не ограничивает право налогоплательщика на развитие бизнеса. Поэтому увеличение заявителем количества игровых автоматов в течение всего четырехлетнего льготного периода (в том числе и после отмены статьи 9 Закона N 88-ФЗ) не является обстоятельством, препятствующим применению им названной льготы для вновь зарегистрированных игровых автоматов.
Следовательно, довод налогового органа об обязанности Общества уплачивать налог на игорный бизнес в отношении объектов налогообложения, зарегистрированных после 01.01.2005, по ставкам, установленным региональным законодательством и действующим на момент регистрации таковых, обоснованно отклонен судом первой инстанции. В данном случае льгота распространяется на четырехлетний период деятельности налогоплательщика, считая с момента его регистрации, и ее применение не зависит от уменьшения или увеличения количества игровых автоматов в течение льготного периода.
Таким образом, Общество имело право в проверенный период уплачивать налог на игорный бизнес по ставке 2 250 руб., действовавшей на момент его государственной регистрации, в отношении игровых автоматов, зарегистрированных как до 01.01.2005 (до утраты силы статьи 9 Закона N 88-ФЗ), так и после 01.01.2005. Как установлено судом первой инстанции, с момента регистрации Общества (28.04.2004) четырехлетний срок, предусмотренный статьей 9 Закона N 88-ФЗ, истекает только 28.04.2008.
Вывод суда первой инстанции соответствует судебно-арбитражной практике, сложившейся по данной категории дел, и согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 24.01.2006 N 8617/05, от 10.04.2007 N 13381/06.
Кассационная инстанция отклоняет довод Инспекции о том, что увеличение ставки налога на игорный бизнес не ухудшает положение налогоплательщика.
В постановлении от 19.06.2003 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности, и что положения пункта 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ направлены на урегулирование налоговых отношений и гарантируют субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Принимая во внимание, что в силу пункта 1 статьи 17 НК РФ ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения нарушает стабильность режима налогообложения для налогоплательщика в целом и ухудшает положение Общества как плательщика этого налога.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно признали решение Инспекции недействительным как вынесенное с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации и основанное на неправильном толковании положений Закона N 88-ФЗ без учета сложившейся судебно-арбитражной практики по аналогичным делам.
Кроме того, обоснованным является и вывод суда первой инстанции о том, что при принятии решения о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и пункту 1 статьи 126 НК РФ с применением положений пункта 4 статьи 114 НК РФ налоговым органом нарушена процедура его принятия.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемым решением Инспекция неправомерно применила положения пункта 4 статьи 114 НК РФ и увеличила размер штрафных санкций на 100% (повторность совершения налогового правонарушения). Вступившим в законную силу судебным актом от 24.05.2006 по делу N А42-9653/2005 решение Инспекции от 08.07.2005 N 2687779/2687840, на которое ссылается налоговый орган в обоснование неоднократности совершения Обществом аналогичных правонарушений, признано недействительным.
Ссылка налогового органа на иные решения, указанные в кассационной жалобе, отклоняются не кассационной инстанцией, поскольку Инспекция не указала на них в оспариваемом ненормативном акте, а следовательно, они не являлись основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности с применением пункта 4 статьи 114 НК РФ.
Следует также отметить, что в силу статьи 109 НК РФ отсутствует вина Общества в неуплате налога на игорный бизнес за проверенный период, в связи с чем данный факт является обстоятельством, исключающим привлечение Общества к налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Следует признать правильным и вывод суда первой инстанции о незаконном привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа за непредставление документов в установленный срок, по основаниям, изложенным в решении суда от 25.06.2008.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Инспекция в нарушение положений статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2007) не известила надлежащим образом налогоплательщика о рассмотрении материалов камеральной проверки, чем нарушила его права и законные интересы при производстве по делу о налоговом правонарушении.
Как указано в пункте 1 статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007), материалы налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно; если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном определении от 12.07.2006 N 267-О также указал, что предоставление налоговому органу, проводящему камеральную налоговую проверку, возможности не информировать налогоплательщика о возникших вопросах относительно правильности исчисления и уплаты налога, о ведении в отношении налогоплательщика производства по делу о налоговом правонарушении, не предлагать ему представить дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие уплату налога, а также не уведомлять налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа ограничивает участие налогоплательщика в формировании доказательственной базы по факту налогового правонарушения на стадии принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам камеральной проверки.
Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 88 и пункта 1 статьи 101 НК РФ в случае обнаружения при проведении камеральной проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны заблаговременно уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
В данном случае суд первой инстанции правильно признал, что налоговый орган не выполнил возложенные на него Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности по надлежащему извещению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о надлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.
Кроме того, во вводной части оспариваемого решения отсутствует обязательное указание на то, что налоговый орган рассмотрел материалы камеральной проверки в отсутствие налогоплательщика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения таковых. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент принятия оспариваемого решения Инспекция не располагала какими-либо сведениями об извещении либо неизвещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, что является нарушением статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) и влечет признание ненормативного акта недействительным.
Следует отметить, что доводы Инспекции относительно выписки из ЕГРЮЛ не связаны с обжалуемым судебным актом и не следуют из обжалуемого решении Инспекции от 17.01.2007 N 13058, в связи с чем подлежат отклонению.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта и сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, дело рассмотрено полно и всесторонне, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, судом дана надлежащая оценка всем доводам Инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.06.2008 по делу N А42-1429/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2008 ПО ДЕЛУ N А42-1429/2007
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2008 г. по делу N А42-1429/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 23.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.06.2008 по делу N А42-1429/2007 (судья Янковая Г.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Игратек" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 17.01.2007 N 13058 о привлечении Общества к налоговой ответственности за неуплату налога на игорный бизнес за сентябрь 2006 года.
Решением суда первой инстанции от 25.06.2008 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. По мнению налогового органа, если организация, зарегистрированная в качестве субъекта малого предпринимательства до признания утратившей силу статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 88-ФЗ), приобретает и регистрирует объекты игорного бизнеса после отмены названной нормы, то в отношении этих объектов действуют ставки, установленные региональным законодательством на момент их регистрации, а не на дату регистрации Общества.
В отзыве Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов жалобы, и суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано 28.04.2004 Межрайонной инспекцией Министерства налоговой службы России N 46 по городу Москве под основным государственным регистрационным номером 1047796297933.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по решению единственного участника Общества от 06.10.2004 N 4 местонахождение последнего изменено и утверждено по адресу: город Мурманск, ул. Самойловой, дом 3.
Инспекцией Министерства налоговой службы города Москвы N 18 12.10.2004 зарегистрированы сведения в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы, и того же числа Общество снято с учета в связи с изменением своего местонахождения.
В настоящее время Общество в качестве налогоплательщика состоит на налоговом учете в Инспекции и имеет ИНН 7718512590.
Общество осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно материалам дела Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом декларации по налогу на игорный бизнес за сентябрь 2006 года.
В ходе камеральной проверки установлено, что при исчислении налога на игорный бизнес Общество применило налоговую ставку в размере 2 250 руб. вместо ставки - 7 500 руб., установленной Законом Мурманской области от 28.06.2005 N 643-01-ЗМО "О внесении изменений в статью 1 Закона Мурманской области "О ставках налога на игорный бизнес" (далее - Закон N 643-01-ЗМО).
По итогам проведенной проверки Инспекция в отсутствие представителей Общества приняла решение от 17.01.2007 N 13508, которым привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 130 200 руб. и пункту 1 статьи 126 НК РФ с применением пункта 4 статьи 114 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 27 200 руб.
Также Обществу доначислено 325 500 руб. налога на игорный бизнес за сентябрь 2006 года и начислено 207 руб. 31 коп. пеней по этому налогу.
Инспекция в оспариваемом решении указала, что в результате применения не соответствующей установленному законодательству налоговой ставки Обществом допущено необоснованное занижение налога на игорный бизнес на 325 500 руб. за сентябрь 2006 года. Кроме того, налоговый орган применил пункт 4 статьи 114 НК РФ, мотивируя это тем, что ранее Общество привлекалось к налоговой ответственности за совершение аналогичных правонарушений (неполную уплату налога на игорный бизнес).
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось в суд о признании его недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение суда законным и обоснованным.
Глава 29 "Налог на игорный бизнес" части второй Налогового кодекса Российской Федерации введена с 01.01.2004 Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Пунктом 1 статьи 369 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки по налогу на игорный бизнес устанавливаются законами субъектов Российской Федерации за один игровой автомат в пределах от 1 500 до 7 500 руб.
В соответствии со статьей 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО "О ставках налога на игорный бизнес в Мурманской области" ставка налога на игорный бизнес в Мурманской области за один игровой автомат с 01.01.2004 составила 2 250 руб.
В дальнейшем Законом Мурманской области от 18.11.2004 N 520-01-ЗМО "О внесении изменения в статью 1 Закона Мурманской области "О ставках налога на игорный бизнес" ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат увеличена до 2 500 руб.
С 01.01.2005 Законом N 643-01-ЗМО установлен налог на игорный бизнес за один игровой автомат в размере 7 500 руб.
Пунктом 1 статьи 366 НК РФ предусмотрено, что игровой автомат является одним из объектов обложения налогом на игорный бизнес.
Согласно названной статье каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки. Налогоплательщик также обязан регистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 16.01.2007 N 116 разъяснил, что игровой автомат считается установленным, если он подготовлен к использованию для проведения азартных игр и размещен на территории, доступной для участников таких игр.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком соответствующего заявления в налоговый орган (пункт 4 статьи 366 НК РФ).
Учитывая положения указанных норм, а также то, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, то обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникла у Общества с даты подачи в Инспекцию заявлений о регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 07.02.2002 N 37-О и от 04.12.2003 N 445-О, в силу пункта 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
Постановлением от 19.06.2003 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что статья 9 Закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Таким образом, субъектам малого предпринимательства гарантируется стабильность режима налогообложения в целом и в отношении элементов налогообложения - в частности. Однако это не свидетельствует о запрете субъекту малого предпринимательства развивать свой бизнес, соблюдая при этом определенные критерии, которые не лишают его статуса субъекта малого предпринимательства, с учетом того, что предоставленные гарантии распространяются в течение первых четырех лет на предпринимательскую деятельность в целом, а не на отдельные периоды такой деятельности.
При таких обстоятельствах статьей 9 указанного Закона, действовавшей в период регистрации Общества, являющегося субъектом малого предпринимательства, гарантировалось сохранение в течение первых четырех лет его деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент его государственной регистрации (28.04.2004).
Иное толкование предоставленных гарантий свидетельствовало бы об их формальном характере, не направленном на развитие малого бизнеса.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) статья 9 Закона N 88-ФЗ отменена с 01.01.2005.
Довод налогового органа о том, что Общество, зарегистрированное в качестве субъекта малого предпринимательства до признания утратившей силу статьи 9 Закона N 88-ФЗ, приобретающее и регистрирующее объекты игорного бизнеса после отмены названной нормы, должно в отношении вновь зарегистрированных объектов применять ставки, установленные региональным законодательством на момент регистрации объектов игорного бизнеса, а не на дату регистрации Общества, является несостоятельным и не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.06.2003 N 11-П и определении от 04.12.2003 N 445-О. Согласно названным судебным актам новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ.
Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
Установив в абзаце втором части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ период, до истечения которого на субъекты малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Из материалов дела следует, что часть спорных игровых автоматов (7 штук) зарегистрирована Обществом до 01.01.2005, что подтверждается свидетельством о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес от 07.12.2004 N 27. По состоянию на 01.10.2006 количество зарегистрированных автоматов составило 54 единицы.
Следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что статья 9 Закона N 88-ФЗ, действие которой распространяется на деятельность Общества, не ограничивает право налогоплательщика на развитие бизнеса. Поэтому увеличение заявителем количества игровых автоматов в течение всего четырехлетнего льготного периода (в том числе и после отмены статьи 9 Закона N 88-ФЗ) не является обстоятельством, препятствующим применению им названной льготы для вновь зарегистрированных игровых автоматов.
Следовательно, довод налогового органа об обязанности Общества уплачивать налог на игорный бизнес в отношении объектов налогообложения, зарегистрированных после 01.01.2005, по ставкам, установленным региональным законодательством и действующим на момент регистрации таковых, обоснованно отклонен судом первой инстанции. В данном случае льгота распространяется на четырехлетний период деятельности налогоплательщика, считая с момента его регистрации, и ее применение не зависит от уменьшения или увеличения количества игровых автоматов в течение льготного периода.
Таким образом, Общество имело право в проверенный период уплачивать налог на игорный бизнес по ставке 2 250 руб., действовавшей на момент его государственной регистрации, в отношении игровых автоматов, зарегистрированных как до 01.01.2005 (до утраты силы статьи 9 Закона N 88-ФЗ), так и после 01.01.2005. Как установлено судом первой инстанции, с момента регистрации Общества (28.04.2004) четырехлетний срок, предусмотренный статьей 9 Закона N 88-ФЗ, истекает только 28.04.2008.
Вывод суда первой инстанции соответствует судебно-арбитражной практике, сложившейся по данной категории дел, и согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 24.01.2006 N 8617/05, от 10.04.2007 N 13381/06.
Кассационная инстанция отклоняет довод Инспекции о том, что увеличение ставки налога на игорный бизнес не ухудшает положение налогоплательщика.
В постановлении от 19.06.2003 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности, и что положения пункта 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ направлены на урегулирование налоговых отношений и гарантируют субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Принимая во внимание, что в силу пункта 1 статьи 17 НК РФ ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения нарушает стабильность режима налогообложения для налогоплательщика в целом и ухудшает положение Общества как плательщика этого налога.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно признали решение Инспекции недействительным как вынесенное с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации и основанное на неправильном толковании положений Закона N 88-ФЗ без учета сложившейся судебно-арбитражной практики по аналогичным делам.
Кроме того, обоснованным является и вывод суда первой инстанции о том, что при принятии решения о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и пункту 1 статьи 126 НК РФ с применением положений пункта 4 статьи 114 НК РФ налоговым органом нарушена процедура его принятия.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемым решением Инспекция неправомерно применила положения пункта 4 статьи 114 НК РФ и увеличила размер штрафных санкций на 100% (повторность совершения налогового правонарушения). Вступившим в законную силу судебным актом от 24.05.2006 по делу N А42-9653/2005 решение Инспекции от 08.07.2005 N 2687779/2687840, на которое ссылается налоговый орган в обоснование неоднократности совершения Обществом аналогичных правонарушений, признано недействительным.
Ссылка налогового органа на иные решения, указанные в кассационной жалобе, отклоняются не кассационной инстанцией, поскольку Инспекция не указала на них в оспариваемом ненормативном акте, а следовательно, они не являлись основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности с применением пункта 4 статьи 114 НК РФ.
Следует также отметить, что в силу статьи 109 НК РФ отсутствует вина Общества в неуплате налога на игорный бизнес за проверенный период, в связи с чем данный факт является обстоятельством, исключающим привлечение Общества к налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Следует признать правильным и вывод суда первой инстанции о незаконном привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа за непредставление документов в установленный срок, по основаниям, изложенным в решении суда от 25.06.2008.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Инспекция в нарушение положений статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2007) не известила надлежащим образом налогоплательщика о рассмотрении материалов камеральной проверки, чем нарушила его права и законные интересы при производстве по делу о налоговом правонарушении.
Как указано в пункте 1 статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007), материалы налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно; если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном определении от 12.07.2006 N 267-О также указал, что предоставление налоговому органу, проводящему камеральную налоговую проверку, возможности не информировать налогоплательщика о возникших вопросах относительно правильности исчисления и уплаты налога, о ведении в отношении налогоплательщика производства по делу о налоговом правонарушении, не предлагать ему представить дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие уплату налога, а также не уведомлять налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа ограничивает участие налогоплательщика в формировании доказательственной базы по факту налогового правонарушения на стадии принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам камеральной проверки.
Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 88 и пункта 1 статьи 101 НК РФ в случае обнаружения при проведении камеральной проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны заблаговременно уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
В данном случае суд первой инстанции правильно признал, что налоговый орган не выполнил возложенные на него Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности по надлежащему извещению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о надлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.
Кроме того, во вводной части оспариваемого решения отсутствует обязательное указание на то, что налоговый орган рассмотрел материалы камеральной проверки в отсутствие налогоплательщика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения таковых. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент принятия оспариваемого решения Инспекция не располагала какими-либо сведениями об извещении либо неизвещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, что является нарушением статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) и влечет признание ненормативного акта недействительным.
Следует отметить, что доводы Инспекции относительно выписки из ЕГРЮЛ не связаны с обжалуемым судебным актом и не следуют из обжалуемого решении Инспекции от 17.01.2007 N 13058, в связи с чем подлежат отклонению.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта и сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, дело рассмотрено полно и всесторонне, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, судом дана надлежащая оценка всем доводам Инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.06.2008 по делу N А42-1429/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ
Судьи
И.Д.АБАКУМОВА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
А.В.АСМЫКОВИЧ
Судьи
И.Д.АБАКУМОВА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)