Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.01.2000 N Ф04/33-649/А75-99 ПО ДЕЛУ N 963-А/99

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 12 января 2000 года Дело N Ф04/33-649/А75-99

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Когалыму Ханты-Мансийского автономного округа на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.09.99 по делу N 963-А/99 по иску ООО "Лукойл - Западная Сибирь" к ГНИ по г. Когалыму о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл - Западная Сибирь" (далее по тексту - ООО "Лукойл-ЗС") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Государственной налоговой инспекции по г. Когалыму Ханты-Мансийского автономного округа (далее по тексту - Госналогинспекция) о признании недействительным постановления N 17 от 13.07.99, которым ООО "Лукойл-ЗС" подвергнуто штрафу в сумме 5000 руб. согласно ст. 121 НК РФ.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.09.99 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе Госналогинспекция просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением судом норм материального права, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, принять новое решение - в иске отказать.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лукойл-ЗС" не соглашается с доводами Госналогинспекции, полагая, что арбитражным судом правильно применены нормы материального права и оснований для отмены решения нет.
В судебном заседании представитель Госналогинспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ООО "Лукойл-ЗС" не согласились с доводами Госналогинспекции, полагая, что судом правильно применены нормы материального права и оснований для отмены решения нет.
Кассационная инстанция, в соответствии со ст. 174 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и приведенные сторонами в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, находит, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Лукойл-ЗС" при расчете уточненных налоговых деклараций, направленных заявлением от 15.06.99 N 11/4-30-131 в Госналогинспекцию, применила дифференцированные ставки акциза на нефть, установленные Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 590.
Госналогинспекция пришла к выводу, что ООО "Лукойл-ЗС" необоснованно применило дифференцированные ставки акциза на нефть, установленные Постановлением Правительства РФ от 26.06.95, полагая, что в спорном периоде следовало применять средневзвешенные ставки акциза на нефть, установленные Постановлением Правительства РФ от 01.04.96 N 479. За допущенное нарушение Госналогинспекция, согласно ст. 121 НК РФ, постановлением N 17 от 13.07.99 подвергла ООО "Лукойл-ЗС" штрафу в сумме 5000 рублей.
Удовлетворяя исковые требования ООО "Лукойл-ЗС" и признавая недействительным постановление Госналогинспекции от 13.07.99 N 17, арбитражный суд правильно применил нормы права.
Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы, поскольку судом первой инстанции все доводы Госналогинспекции исследовались и им дана надлежащая оценка.
Согласно пункту 4 ст. 4 ФЗ РФ от 06.12.91 N 1993-1 "Об акцизах" ставки акцизов по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ дифференцированно для отдельных месторождений в зависимости от их горногеологических условий.
Положение Закона об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории Российской Федерации, было реализовано Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 590, которым для различных нефтегазодобывающих предприятий были установлены различные (дифференцированные) ставки акциза. Для ряда предприятий (с иностранными инвестициями) они были установлены в минимальном размере, а для перечисленных в примечании 1 Приложения к Постановлению N 590 предприятий акциз не устанавливался. Для предприятий, не указанных в перечне, была установлена ставка акцизов - 50000 рублей.
Указанное Постановление Правительства РФ и установленные им ставки акциза, с изменениями, внесенными в него в установленном законодательством порядке, действовали до его отмены Постановлением Правительства РФ от 15.01.97 N 30 "Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории РФ".
Постановлением Правительства РФ от 01.04.96 N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет" с 01.04.96 была установлена средневзвешенная ставка акциза на реализуемую нефть в размере 55000 руб. за 1 тонну, а с 01.07.96 в размере 70000 руб. за 1 тонну с последующей ежемесячной индексацией этой ставки в соответствии с изменением курса рубля по отношению к доллару США за предыдущий месяц.
Пунктом 4 Постановления Минфину РФ, Минтопэнерго РФ и Госналогслужбе РФ поручалось представить в 3-дневный срок в Правительство РФ предложения по увеличению ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат, для всех нефтегазодобывающих организаций на разницу между средневзвешенной ставкой акциза, вводимой с 01.04.96, и средневзвешенной ставкой, действующей в марте 1996 г.
Из содержания данного пункта следует, что дифференцированные ставки акциза на нефть Правительством РФ не устанавливались, а указанным в нем ведомствам предписывалось лишь представить в Правительство РФ предложения по увеличению ставок акциза. Никаких других поручений этим пунктом Постановления им не давалось. Никаких нормативных актов по увеличению ставок акциза на нефть, о реализации этого пункта Постановления Правительством РФ не принималось.
Указаниями Минфина РФ N 06-06-01, Минтопэнерго РФ N АК-112, Госналогслужбы РФ N ВЗ6-04/316, доведенными телеграммой от 12.05.96, было сообщено, что с 01.04.96 ставки акциза на нефть увеличиваются на 16600 руб. за 1 тонну с последующей ежемесячной индексацией. Основанием для повышения ставок акциза на нефть в телеграмме указано Постановление Правительства РФ от 01.04.96 N 479.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 01.04.96 N 479 Минфин РФ по согласованию с Минтопэнерго РФ обязывались в срок до 01.06.96 представить в Правительство РФ предложения об установлении и введении в действие с 01.07.96 дифференцированных ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат, по отдельным нефтегазодобывающим организациям.
Новые дифференцированные ставки акциза по состоянию на 01.07.96 Правительством РФ не вводились.
Минфин РФ и Госналогслужба РФ указаниями, соответственно, N 1-35/78 и N ВА-6-04/470, доведенными телеграммой от 11.07.96, сообщили, что впредь, до установления Правительством РФ дифференцированных ставок с 01.07.96 ставки акциза на нефть увеличиваются на 13350 руб. за тонну по сравнению со ставкой акциза, уплачиваемой за июнь 1996 г.
И в этом случае Правительство РФ не принимало никакого решения по увеличению ставок акциза.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Правительством РФ до принятия Постановления N 30 от 15.01.97 ставки акциза не изменялись.
Полномочия Минфина РФ, Минтопэнерго РФ и Госналогслужбы РФ в части определения ставок акциза на нефть, установленные Постановлением Правительства РФ N 479, включали в себя подготовку предложений для Правительства РФ по изменению дифференцированных ставок акциза и доведения до нефтегазодобывающих предприятий индексов изменения средневзвешенных ставок акциза на нефть.
Указанные выше ведомства, превысив свои полномочия, телеграммами от 12.05.96 и от 11.07.96 фактически установили новые ставки акциза, направив указания об увеличении ставок акциза на нефть.
Кассационная инстанция не принимает довод Госналогинспекции о том, что Минфин РФ, Минтопэнерго РФ и Госналогслужба РФ действовали по поручению Правительства РФ согласно ч. 2 ст. 21 Закона РФ "О Совете Министров - Правительстве РФ".
Арбитражный суд правильно указал, что полномочия Правительства РФ, отнесенные Конституцией РФ или Федеральными законами к его исключительному ведению, не могут быть переданы органам федеральной власти. Установление дифференцированных ставок акциза на нефть относится в соответствии с ФЗ РФ "Об акцизах" к исключительной компетенции Правительства РФ.
Госналогинспекция не представила суду доказательств и нормативных актов, которыми Правительство РФ поручало бы указанным ведомствам устанавливать и доводить до плательщиков новые ставки акциза на нефть.
Кроме того, подтверждением того, что в спорный период новые ставки акциза на нефть (в части истца) Правительством РФ не вводились, свидетельствует тот факт, что Постановлением Правительства РФ от 19.09.96 N 1120 "О дополнительных мерах по реализации Федеральной программы развития материально-сырьевой базы РФ на 1994 - 2000 годы и стабилизации геолого-разведочных работ" из приложения к Постановлению Правительства РФ от 26.06.95 N 590 исключена позиция "Геолого-разведочные работы" - 20000 руб. Вместо этой ставки акциза для геолого-разведочных организаций и предприятий устанавливалась адвалорная ставка (в процентах) 1% от средневзвешенной ставки акциза на нефть.
Никаких других изменений в Постановление Правительства РФ от 26.06.95 N 590 не вносилось.




Неоснователен довод Госналогинспекции о том, что суд сделал вывод о противоречии Постановлений Правительства РФ от 01.04.96 N 479 и от 15.07.97 N 30 Конституции РФ, поскольку таких выводов суд не делал.
Что же касается вывода суда о сроке введения с 01.11.96 новых дифференцированных ставок акциза на нефть, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.01.97 N 30, то суд действовал в пределах своих полномочий, поскольку, если при рассмотрении конкретного дела в суде будет установлено, что норма закона или иного правового акта противоречит Конституции РФ, суд при принятии судебного акта руководствуется Конституцией РФ, так и поступил арбитражный суд.
Статья 57 Конституции РФ гарантирует, что введение новых налогов, ухудшающих положение налогоплательщика, обратной силы не имеет. Ставки акциза на нефть для ООО "Лукойл-ЗС", установленные Постановлением Правительства РФ от 15.01.97 N 30, превышали ранее действовавшие дифференцированные ставки акциза на нефть, следовательно, они могли быть применены лишь после вступления в силу Постановления Правительства РФ N 30 от 15.01.97, что и было указано в решении суда, поскольку согласно ст. 15 Конституции РФ законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14.09.99 по делу N 963-А/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)