Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 июня 2005 г. Дело N А41-К2-25823/04
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "Балашихинский литейно-механический завод" к ИФНС РФ по г. Балашиха Московской области об обязании зачесть излишне уплаченный земельный налог, при участии в заседании: от истца - юрисконсульт Т., доверенность N Д11-05 юр от 19.05.05, юрисконсульт М., доверенность N Д-10-05 юр от 19.05.05, от ответчика - специалист Н., доверенность N 05-4 от 11.01.05,
ОАО "Балашихинский литейно-механический завод" обратилось в Арбитражный суд МО с иском к ИФНС РФ по г. Балашиха Московской области о обязании зачесть излишне уплаченный земельный налог за 2004 г. в сумме 6976690,25 рублей в счет будущих платежей: по земельному налогу в сумме 3488345,13 рублей; по налогу на имущество организаций в сумме 3488345,12 рублей.
Истец поддержал свои требования.
Ответчик иск не признал, по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее:
Заявитель зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой в качестве ОАО (свидетельство о государственной регистрации от 14 марта 1994 г. N 50:15:00764).
Заявителю на основании распоряжения Главы Балашихинского района Московской области N 354 от 28.04.2000 о переоформлении права пользования земельным участком ОАО "БЛМЗ" принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок расположенный по адресу Московская область, г. Балашиха, Западная промзона, шоссе Энтузиастов, д. 4, кадастровый номер 50-15-010301-0021, общей площадью 570539 кв. м. Земельный участок предоставлен заявителю для производственных целей. Право на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 мая 2001 года, серия 50 АГ, N 170496. Земельный участок относится к землям поселений в соответствии с Постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 1275 от 18.11.2003, N 354 от 28.04.2000, справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Балашихинскому району N 0274 от 11 июня 2004 г.
В пользовании заявителя находится земельный участок общей площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 50:1501 03 01:0023, расположенный по адресу Московская область, г. Балашиха, Западная промзона, шоссе Энтузиастов, д. 3. Указанный участок используется для производственных целей и для эксплуатации здания - склада тары, общей площадью 120,5 кв. м, инв. N 634, лит. Б-6, расположенного по адресу Московская область, г. Балашиха, Западная промзона, шоссе Энтузиастов, д. 3, принадлежащего заявителю на основании плана приватизации Балашихинского литейно-механического завода, утвержденного 29.12.1993. Что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 апреля 2001 года, серия 50 АГ, N 170596. Земельный участок относится к землям поселений в соответствии с Постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 1275 от 18.11.2003, N 354 от 28.04.2000, справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Балашихинскому району N 0274 от 11 июня 2004 г.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" заявитель, являясь землепользователем земельных участков, относится к плательщикам земельного налога.
При расчете налоговой базы по земельному налогу за 2004 год заявитель исходил из следующего:
1. Площадь первого земельного участка - 570539 кв. м.
2. Площадь второго земельного участка - 1200 кв. м.
3. Площадь земельного участка, не облагаемая налогом на основании п. 13 статьи 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", в связи с отнесением к земельным участкам на которых размещены объекты мобилизационного назначения, что подтверждается перечнем земельных участков, утвержденным Российским авиационно-космическим агентством (документы имеются в материалах дела) - 304500 кв. м.
4. Площадь, занятая жилым фондом заявителя - 4833 кв. м (облагается налогом на основании абз. 5 статьи 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю").
5. Площадь земельного участка, облагаемая налогом (570539 - 304500) + 1200 = 267239 кв. м (облагается налогом на основании абз. 1 статьи 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю").
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" заявитель ежегодно самостоятельно рассчитывал и уплачивал земельный налог и подавал декларации по земельному налогу в налоговый орган.
Заявитель ошибочно рассчитывал ставки земельного налога за 2004 г. значительно превышая сумму земельного налога, подлежавшую уплате. В связи с ошибочностью прежних расчетов земельного налога, руководствуясь статьей 80 Налогового кодекса РФ заявитель пересчитал ставку земельного налога, подлежавшего уплате в 2004 г. и подал уточненную декларацию по земельному налогу (декларация имеется в материалах дела).
Порядок расчета ставки земельного налога предусмотрен статьей 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
При расчете уточненной ставки земельного налога за 2004 год заявитель исходил из следующего:
1. Средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тыс. человек Центрального экономического района на основании таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" составляет 1,8 руб./кв. м.
2. В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" средняя ставка земельного налога увеличивается на коэффициент 2,2 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала для городов численностью 100 - 250 тыс. человек на основании таблицы 3 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
В соответствии со справкой Балашихинского районного отдела государственной статистики от 18.11.2004 N 253, численность населения г. Балашиха составляла в 2004 г. 174700 человек.
3. В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год", предусматривающей, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога за городские земли, установленные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1992 году с коэффициентом 2, заявитель применил коэффициент 2 к ставке земельного налога.
4. В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год", предусматривающей, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога на земли городов, утвержденные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1993 году с коэффициентом 7, заявитель вместо коэффициента 2, предусмотренного статьей 6 Закона РФ от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год", применил коэффициент 7 к ставке земельного налога.
5. В соответствии с пунктом 21 Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О плате за землю" установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 к Приложению 2 Закона "О плате за землю", в 1994 году применяются с коэффициентом 50, заявитель вместо коэффициента 7, предусмотренного статьей 8 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год", применил коэффициент 50 к ставке земельного налога.
6. Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом 2. Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
7. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом 1,5. Заявитель применил коэффициент 1,5, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
8. Статьей 13 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
9. Статьей 1 Федерального закона от 28 октября 1998 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 года сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
10. Статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Заявитель применил коэффициент 1,2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
11. Статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
12. Статьей 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
13. статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
14. Статьей 7 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Таким образом, исходя из вышесказанного, а также учитывая пункт 1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", размер ставки земельного налога, применяемый заявителем для расчета земельного налога в 2004 году составляет:
1,8 x 2,2 x 50 x 2 x 1,5 x 2 / 1000 x 1,2 x 2 x 1,8 x 1,1 = 5,645376 руб./кв. м.
При расчете ставки земельного налога за 2004 год не учитывались следующие повышающие коэффициенты:
1. Коэффициент 2 по отношению к средней ставке земельного налога, применявшейся в 1998 г., введенный статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36 ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 25 февраля 1999 г., 2, 3, 4, 10 марта 1999 г.).
На момент принятия Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" действовало положение п. 1 статьи 5 НК РФ ("...акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей"). Позднее, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ приостановил до 1 января 2000 года действие пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Данный Закон был опубликован в "Российской газете" от 2 апреля 1999 г. и, согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ, вступил в силу со дня его официального опубликования. Таким образом на момент принятия Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ следовало руководствоваться исключительно пунктом 1 статьи 5 НК РФ.
Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ принят в налоговом периоде 1999 года и согласно п. 1 ст. 5 НК РФ может вступить в силу в части повышения ставки земельного налога не ранее 01.01.2000, при этом расчет земельного налога согласно ст. 16 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" производится в течение налогового периода (года), а не по его окончании. Таким образом статья 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ не должна применяться при расчете ставки земельного налога в 1999 г., так как применение данной статьи при расчете земельного налога в 1999 г. противоречит п. 1 статьи 1 и п. 1 статьи 5 НК РФ. Следовательно, по мнению заявителя ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, равны ставкам, действовавшим в 1998 г.
Данная позиция подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 08 апреля 2003 г., Определением Конституционного Суда N 159-О от 08.04.03 и п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ", Постановление ФАС МО от 14 сентября 2004 г. по делу N КА-А40/8132-04; Постановление ФАС МО от 19 августа 2003 г. по делу N КА-А40/5770-03.
2. Коэффициент 2,5 введенный ст. 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
- Статья 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ определяет, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2 - коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах) - к Закону РФ "О плате за землю". За земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Земельный участок находящийся в постоянном пользовании ОАО "Балашихинский литейно-механический завод" в соответствии с Постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 354 от 28.04.2000 относится к землям промышленности, а также в соответствии со справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Балашихинскому району N 0274 от 11 июня 2004 г. земельный участок, занимаемый ОАО "БЛМЗ" по адресу: г. Балашиха, Западная промзона, ш. Энтузиастов, д. 4, общей площадью 570539 кв. м кадастровый N 50-15-010301-0021, находится в III зоне градостроительной ценности. III зона градостроительной ценности в соответствии с Постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 1275 от 18.11.2003 является промышленной зоной на западе города, расположенная между автодорогой М-7 "Волга" и железной дорогой.
Применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах к землям промышленности..., противоречит нормам налогового и земельного законодательства по следующим основаниям.
Законом РФ "О плате за землю" вся территория Московской области отнесена к землям рекреационного назначения, на которые установлен коэффициент средней ставки земельного налога в курортных зонах.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли промышленности, и земли рекреационного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения, относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, земли промышленности не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
На основании изложенного, заявитель считает, что применение коэффициента 2,5 рекреационной ценности, увеличивающего среднюю ставку земельного налога, противоречит действующему налоговому и земельному законодательству. Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС МО по делу N КА-А41/8336-03 от 27.10.2003; Постановлением ФАС МО по делу N КА-А41/3233-04 от 21.05.2004, а также Протестом Прокуратуры Московской области от 26.09.2003 N 7/4-21-03; Постановлением ФАС МО от 26 марта 2004 г. по делу N КА-А41/1529-04 (нормативно-правовая база имеется в материалах дела).
3. Коэффициент 3, введенный ст. 9 Закона Московской области N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
Статья 9 Закона Московской области предписывает, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение.
В соответствии с абзацем 1 статьи 8 таблица 3 приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" вводится коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала. В соответствии с данной таблицей устанавливается коэффициент, исходя из численности населения городов начиная от 100 тыс. человек (для городов, численностью от 100 тыс. до 250 тыс. чел. Коэффициент = 2,2). В соответствии со справкой Балашихинского районного отдела государственной статистики от 18.11.2004 N 253, численность населения г. Балашиха составляла в 2004 г. - 174700 человек. Таким образом, для г. Балашиха установлен коэффициент 2,2.
В ст. 9 Закона Московской области в нарушение названных норм федерального законодательства вводится третий критерий установления повышенного коэффициента - исходя из местоположения населенного пункта. Вместо коэффициента 2,2 установленного Законом РФ N 1738-1 "О плате за землю", статья 9 Закона Московской области устанавливает повышающий коэффициент 3 для города Балашиха Московской области. Повышающие коэффициенты для городов и поселков Московской области установлены статьей 9 Закона Московской области без учета их численности населения, что противоречит федеральному законодательству (абзац 1 статьи 8 таблица 3 приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю").
Земельный налог за земельный участок общей площадью 4833 кв. м, занятый жилым фондом заявителя взимается в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах, (абз. 5 статьи 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю").
Сумма земельного налога, подлежавшая уплате в 2004 году, по расчетам заявителя составляет:
267239 кв. м x 5,645376 руб./кв. м + 4833 кв. м x 5,645376 руб./кв. м x 0,03 = 1509484,00 рублей.
Заявитель произвел в 2004 году следующие платежи по земельному налогу:
Таблица 1
Итого на общую сумму 8486174,25 рублей.
Сумма излишне уплаченного земельного налога в 2004 году составляет:
8486174,25 - 1509484,00 = 6976690,25 рублей.
15 ноября 2004 г. Открытое Акционерное Общество "Балашихинский литейно-механический завод" (далее по тексту Заявитель) представило в Инспекцию по налогам и сборам по г. Балашиха (далее по тексту Инспекция) уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 г. с заявлением зачесть в счет будущих платежей по земельному налогу ошибочно переплаченную сумму земельного налога (исх. N 354 от 15.11.2004).
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) "сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам". Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, в течение пяти дней после получения заявления и при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Срок для принятия Инспекцией решения о зачете излишне уплаченного налога или об отказе в таком зачете истек 22 ноября 2004 г. Однако в вышеуказанный срок в нарушение п. 4 ст. 78 НК РФ, Инспекцией не было принято ни решения о зачете излишне уплаченного налога ни решения об отказе в таком зачете.
Таким образом, бездействие руководителя (заместителя) Инспекции, выразившееся в неисполнении заявления о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2004 г., нарушает п. 4 ст. 78, п. 2 ст. 80 НК РФ.
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 78 НК РФ "сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам". В соответствии с ст. 15 НК РФ земельный налог является местным налогам, а налог на имущество организаций является региональным налогом (в соответствии со ст. 14 НК РФ). В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ земельный налог уплачивался налогоплательщиком равными долями в бюджеты двух уровней 50% в региональный бюджет и 50% в местный бюджет.
В связи с этим и в соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ Заявитель просит суд обязать Инспекцию зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога за 2004 г. по налогу на имущество организаций и земельному налогу равными долями, так как в соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов, а в соответствии со статьей 61 Бюджетного кодекса РФ к налоговым доходам местных бюджетов относятся собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации (в том числе и земельный налог).
Таким образом, принимая во внимание изложенное, и, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, АСМО
обязать ИФНС РФ по г. Балашиха зачесть ОАО "Балашихинский литейно-механический завод" излишне уплаченный земельный налог за 2004 г. в сумме 6976690,25 рублей в счет будущих платежей: по земельному налогу в сумме 3488345,13 рублей; по налогу на имущество организаций в сумме 3488345,12 рублей.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в месячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.06.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-25823/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2005 г. Дело N А41-К2-25823/04
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "Балашихинский литейно-механический завод" к ИФНС РФ по г. Балашиха Московской области об обязании зачесть излишне уплаченный земельный налог, при участии в заседании: от истца - юрисконсульт Т., доверенность N Д11-05 юр от 19.05.05, юрисконсульт М., доверенность N Д-10-05 юр от 19.05.05, от ответчика - специалист Н., доверенность N 05-4 от 11.01.05,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Балашихинский литейно-механический завод" обратилось в Арбитражный суд МО с иском к ИФНС РФ по г. Балашиха Московской области о обязании зачесть излишне уплаченный земельный налог за 2004 г. в сумме 6976690,25 рублей в счет будущих платежей: по земельному налогу в сумме 3488345,13 рублей; по налогу на имущество организаций в сумме 3488345,12 рублей.
Истец поддержал свои требования.
Ответчик иск не признал, по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее:
Заявитель зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой в качестве ОАО (свидетельство о государственной регистрации от 14 марта 1994 г. N 50:15:00764).
Заявителю на основании распоряжения Главы Балашихинского района Московской области N 354 от 28.04.2000 о переоформлении права пользования земельным участком ОАО "БЛМЗ" принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок расположенный по адресу Московская область, г. Балашиха, Западная промзона, шоссе Энтузиастов, д. 4, кадастровый номер 50-15-010301-0021, общей площадью 570539 кв. м. Земельный участок предоставлен заявителю для производственных целей. Право на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 мая 2001 года, серия 50 АГ, N 170496. Земельный участок относится к землям поселений в соответствии с Постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 1275 от 18.11.2003, N 354 от 28.04.2000, справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Балашихинскому району N 0274 от 11 июня 2004 г.
В пользовании заявителя находится земельный участок общей площадью 1200 кв. м, кадастровый номер 50:1501 03 01:0023, расположенный по адресу Московская область, г. Балашиха, Западная промзона, шоссе Энтузиастов, д. 3. Указанный участок используется для производственных целей и для эксплуатации здания - склада тары, общей площадью 120,5 кв. м, инв. N 634, лит. Б-6, расположенного по адресу Московская область, г. Балашиха, Западная промзона, шоссе Энтузиастов, д. 3, принадлежащего заявителю на основании плана приватизации Балашихинского литейно-механического завода, утвержденного 29.12.1993. Что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 апреля 2001 года, серия 50 АГ, N 170596. Земельный участок относится к землям поселений в соответствии с Постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 1275 от 18.11.2003, N 354 от 28.04.2000, справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Балашихинскому району N 0274 от 11 июня 2004 г.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" заявитель, являясь землепользователем земельных участков, относится к плательщикам земельного налога.
При расчете налоговой базы по земельному налогу за 2004 год заявитель исходил из следующего:
1. Площадь первого земельного участка - 570539 кв. м.
2. Площадь второго земельного участка - 1200 кв. м.
3. Площадь земельного участка, не облагаемая налогом на основании п. 13 статьи 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", в связи с отнесением к земельным участкам на которых размещены объекты мобилизационного назначения, что подтверждается перечнем земельных участков, утвержденным Российским авиационно-космическим агентством (документы имеются в материалах дела) - 304500 кв. м.
4. Площадь, занятая жилым фондом заявителя - 4833 кв. м (облагается налогом на основании абз. 5 статьи 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю").
5. Площадь земельного участка, облагаемая налогом (570539 - 304500) + 1200 = 267239 кв. м (облагается налогом на основании абз. 1 статьи 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю").
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" заявитель ежегодно самостоятельно рассчитывал и уплачивал земельный налог и подавал декларации по земельному налогу в налоговый орган.
Заявитель ошибочно рассчитывал ставки земельного налога за 2004 г. значительно превышая сумму земельного налога, подлежавшую уплате. В связи с ошибочностью прежних расчетов земельного налога, руководствуясь статьей 80 Налогового кодекса РФ заявитель пересчитал ставку земельного налога, подлежавшего уплате в 2004 г. и подал уточненную декларацию по земельному налогу (декларация имеется в материалах дела).
Порядок расчета ставки земельного налога предусмотрен статьей 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
При расчете уточненной ставки земельного налога за 2004 год заявитель исходил из следующего:
1. Средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тыс. человек Центрального экономического района на основании таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" составляет 1,8 руб./кв. м.
2. В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" средняя ставка земельного налога увеличивается на коэффициент 2,2 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала для городов численностью 100 - 250 тыс. человек на основании таблицы 3 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
В соответствии со справкой Балашихинского районного отдела государственной статистики от 18.11.2004 N 253, численность населения г. Балашиха составляла в 2004 г. 174700 человек.
3. В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год", предусматривающей, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога за городские земли, установленные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1992 году с коэффициентом 2, заявитель применил коэффициент 2 к ставке земельного налога.
4. В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год", предусматривающей, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога на земли городов, утвержденные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1993 году с коэффициентом 7, заявитель вместо коэффициента 2, предусмотренного статьей 6 Закона РФ от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год", применил коэффициент 7 к ставке земельного налога.
5. В соответствии с пунктом 21 Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О плате за землю" установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 к Приложению 2 Закона "О плате за землю", в 1994 году применяются с коэффициентом 50, заявитель вместо коэффициента 7, предусмотренного статьей 8 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год", применил коэффициент 50 к ставке земельного налога.
6. Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом 2. Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
7. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом 1,5. Заявитель применил коэффициент 1,5, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
8. Статьей 13 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
9. Статьей 1 Федерального закона от 28 октября 1998 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 года сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
10. Статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Заявитель применил коэффициент 1,2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
11. Статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
12. Статьей 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
13. статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
14. Статьей 7 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Таким образом, исходя из вышесказанного, а также учитывая пункт 1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", размер ставки земельного налога, применяемый заявителем для расчета земельного налога в 2004 году составляет:
1,8 x 2,2 x 50 x 2 x 1,5 x 2 / 1000 x 1,2 x 2 x 1,8 x 1,1 = 5,645376 руб./кв. м.
При расчете ставки земельного налога за 2004 год не учитывались следующие повышающие коэффициенты:
1. Коэффициент 2 по отношению к средней ставке земельного налога, применявшейся в 1998 г., введенный статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36 ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 25 февраля 1999 г., 2, 3, 4, 10 марта 1999 г.).
На момент принятия Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" действовало положение п. 1 статьи 5 НК РФ ("...акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей"). Позднее, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ приостановил до 1 января 2000 года действие пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Данный Закон был опубликован в "Российской газете" от 2 апреля 1999 г. и, согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ, вступил в силу со дня его официального опубликования. Таким образом на момент принятия Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ следовало руководствоваться исключительно пунктом 1 статьи 5 НК РФ.
Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ принят в налоговом периоде 1999 года и согласно п. 1 ст. 5 НК РФ может вступить в силу в части повышения ставки земельного налога не ранее 01.01.2000, при этом расчет земельного налога согласно ст. 16 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" производится в течение налогового периода (года), а не по его окончании. Таким образом статья 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ не должна применяться при расчете ставки земельного налога в 1999 г., так как применение данной статьи при расчете земельного налога в 1999 г. противоречит п. 1 статьи 1 и п. 1 статьи 5 НК РФ. Следовательно, по мнению заявителя ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, равны ставкам, действовавшим в 1998 г.
Данная позиция подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 08 апреля 2003 г., Определением Конституционного Суда N 159-О от 08.04.03 и п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ", Постановление ФАС МО от 14 сентября 2004 г. по делу N КА-А40/8132-04; Постановление ФАС МО от 19 августа 2003 г. по делу N КА-А40/5770-03.
2. Коэффициент 2,5 введенный ст. 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
- Статья 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ определяет, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2 - коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах) - к Закону РФ "О плате за землю". За земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Земельный участок находящийся в постоянном пользовании ОАО "Балашихинский литейно-механический завод" в соответствии с Постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 354 от 28.04.2000 относится к землям промышленности, а также в соответствии со справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Балашихинскому району N 0274 от 11 июня 2004 г. земельный участок, занимаемый ОАО "БЛМЗ" по адресу: г. Балашиха, Западная промзона, ш. Энтузиастов, д. 4, общей площадью 570539 кв. м кадастровый N 50-15-010301-0021, находится в III зоне градостроительной ценности. III зона градостроительной ценности в соответствии с Постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 1275 от 18.11.2003 является промышленной зоной на западе города, расположенная между автодорогой М-7 "Волга" и железной дорогой.
Применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах к землям промышленности..., противоречит нормам налогового и земельного законодательства по следующим основаниям.
Законом РФ "О плате за землю" вся территория Московской области отнесена к землям рекреационного назначения, на которые установлен коэффициент средней ставки земельного налога в курортных зонах.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли промышленности, и земли рекреационного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения, относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, земли промышленности не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
На основании изложенного, заявитель считает, что применение коэффициента 2,5 рекреационной ценности, увеличивающего среднюю ставку земельного налога, противоречит действующему налоговому и земельному законодательству. Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС МО по делу N КА-А41/8336-03 от 27.10.2003; Постановлением ФАС МО по делу N КА-А41/3233-04 от 21.05.2004, а также Протестом Прокуратуры Московской области от 26.09.2003 N 7/4-21-03; Постановлением ФАС МО от 26 марта 2004 г. по делу N КА-А41/1529-04 (нормативно-правовая база имеется в материалах дела).
3. Коэффициент 3, введенный ст. 9 Закона Московской области N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
Статья 9 Закона Московской области предписывает, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение.
В соответствии с абзацем 1 статьи 8 таблица 3 приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" вводится коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала. В соответствии с данной таблицей устанавливается коэффициент, исходя из численности населения городов начиная от 100 тыс. человек (для городов, численностью от 100 тыс. до 250 тыс. чел. Коэффициент = 2,2). В соответствии со справкой Балашихинского районного отдела государственной статистики от 18.11.2004 N 253, численность населения г. Балашиха составляла в 2004 г. - 174700 человек. Таким образом, для г. Балашиха установлен коэффициент 2,2.
В ст. 9 Закона Московской области в нарушение названных норм федерального законодательства вводится третий критерий установления повышенного коэффициента - исходя из местоположения населенного пункта. Вместо коэффициента 2,2 установленного Законом РФ N 1738-1 "О плате за землю", статья 9 Закона Московской области устанавливает повышающий коэффициент 3 для города Балашиха Московской области. Повышающие коэффициенты для городов и поселков Московской области установлены статьей 9 Закона Московской области без учета их численности населения, что противоречит федеральному законодательству (абзац 1 статьи 8 таблица 3 приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю").
Земельный налог за земельный участок общей площадью 4833 кв. м, занятый жилым фондом заявителя взимается в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах, (абз. 5 статьи 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю").
Сумма земельного налога, подлежавшая уплате в 2004 году, по расчетам заявителя составляет:
267239 кв. м x 5,645376 руб./кв. м + 4833 кв. м x 5,645376 руб./кв. м x 0,03 = 1509484,00 рублей.
Заявитель произвел в 2004 году следующие платежи по земельному налогу:
Таблица 1
дата платежа | N платежного поручения | сумма, руб. |
15 марта 2004 г. | 551 | 3000000,00 |
17 марта 2004 г. | 553 | 1000000,00 |
15 июня 2004 г. | 1301 | 59219,50 |
15 июня 2004 г. | 221 | 1598230,00 |
08 сентября 2004 г. | 2037 | 1000000,00 |
09 сентября 2004 г. | 2045 | 940129,00 |
13 сентября 2004 г. | 2076 | 888595,75 |
Итого на общую сумму 8486174,25 рублей.
Сумма излишне уплаченного земельного налога в 2004 году составляет:
8486174,25 - 1509484,00 = 6976690,25 рублей.
15 ноября 2004 г. Открытое Акционерное Общество "Балашихинский литейно-механический завод" (далее по тексту Заявитель) представило в Инспекцию по налогам и сборам по г. Балашиха (далее по тексту Инспекция) уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 г. с заявлением зачесть в счет будущих платежей по земельному налогу ошибочно переплаченную сумму земельного налога (исх. N 354 от 15.11.2004).
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) "сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам". Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, в течение пяти дней после получения заявления и при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Срок для принятия Инспекцией решения о зачете излишне уплаченного налога или об отказе в таком зачете истек 22 ноября 2004 г. Однако в вышеуказанный срок в нарушение п. 4 ст. 78 НК РФ, Инспекцией не было принято ни решения о зачете излишне уплаченного налога ни решения об отказе в таком зачете.
Таким образом, бездействие руководителя (заместителя) Инспекции, выразившееся в неисполнении заявления о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2004 г., нарушает п. 4 ст. 78, п. 2 ст. 80 НК РФ.
В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 78 НК РФ "сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам". В соответствии с ст. 15 НК РФ земельный налог является местным налогам, а налог на имущество организаций является региональным налогом (в соответствии со ст. 14 НК РФ). В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ земельный налог уплачивался налогоплательщиком равными долями в бюджеты двух уровней 50% в региональный бюджет и 50% в местный бюджет.
В связи с этим и в соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ Заявитель просит суд обязать Инспекцию зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога за 2004 г. по налогу на имущество организаций и земельному налогу равными долями, так как в соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов, а в соответствии со статьей 61 Бюджетного кодекса РФ к налоговым доходам местных бюджетов относятся собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации (в том числе и земельный налог).
Таким образом, принимая во внимание изложенное, и, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, АСМО
РЕШИЛ:
обязать ИФНС РФ по г. Балашиха зачесть ОАО "Балашихинский литейно-механический завод" излишне уплаченный земельный налог за 2004 г. в сумме 6976690,25 рублей в счет будущих платежей: по земельному налогу в сумме 3488345,13 рублей; по налогу на имущество организаций в сумме 3488345,12 рублей.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в месячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)