Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
13 марта 2007 г. Дело N КА-А40/1581-07
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Нагорной Э.Н., судей Антоновой М.К., Тетеркиной С.И., при участии в заседании от истца: Т.А. - дов. от 18.01.2007 N 01д-0028, Т.Л. - дов. от 03.07.2006 N 01д-0433; от ответчика: М. - дов. от 18.12.2006 N 53-04-13/023210, рассмотрев 13.03.2007 в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение от 12.09.2006 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Хохловым В.А., на постановление от 30.11.2006 N 09АП-15226/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Окуловой Н.О., Румянцевым П.В., Голобородько В.Я., по иску (заявлению) ООО "Пермтрансгаз" о признании недействительным решения к МРИ ФНС России по КН N 2,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермтрансгаз" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, которым налогоплательщику отказано в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислен акциз за сентябрь 2005 года в размере 756504 руб., предложено перечислить суммы акциза и пени, внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, и о признании недействительным требования налогового органа N 48 об уплате налога по состоянию на 16.02.2006.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.09.2006, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2006, заявленные требования удовлетворены, поскольку при исчислении акциза на природный газ в сентябре 2005 года Общество обоснованно применило нормы главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверены в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований отказать, так как в сентябре 2005 года произвел перечисление указанного налога в бюджет с учетом изменений ставок акциза, внесенных в связи с введением в действие главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчисление и уплату акциза по ставке 15 процентов, что привело к получению организацией необоснованной суммы прибыли в размере положительной разницы между ставкой акциза, действовавшей на момент отгрузки товара (30 процентов), и непосредственного перечисления данного налога в бюджет в связи с исчислением его уже по ставке 15 процентов.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, при исчислении акциза на природный газ в сентябре 2005 года заявитель применял ставку акциза 15 процентов с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный до 01.04.1997 природный газ.
Из текста решения налогового органа следует, что Инспекция, доначислив оспариваемым решением сумму акциза, указала, что уплата акциза в бюджет должна была осуществляться по ставке 30 процентов, которая была заложена в цену товара на момент отгрузки природного газа.
На основании оспариваемого решения Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога в сумме 756504 руб. и пени в размере 29074 руб. от 16.02.2005 N 48.
Считая ненормативные акты налогового органа незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений ст. ст. 44, 52, 53 Налогового кодекса Российской Федерации исходили из того, что порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный газ в 2005 году должен был осуществляться налогоплательщиком в соответствии с требованиями главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с января 2001 года.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акциза по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе на безвозмездной основе, на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 188 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без налога на добавленную стоимость и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В силу п. 1 ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории Российской Федерации, осуществлялось по налоговым ставкам 15 процентов.
Согласно п. 1 ст. 195 Налогового кодекса Российской Федерации дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в подп. 2 п. 2 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что обязанность по уплате акциза возникла у организации после 01.01.2001, вывод судов первой и апелляционной инстанций о правомерности применения налогоплательщиком ставки акциза 15 процентов в 2005 году является обоснованным.
Данный вывод судебных инстанций подтверждается также тем, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" были признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй Кодекса ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе об акцизах (Закон Российской Федерации от 06.12.1991 "Об акцизах"), а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.1995 N 205 "О государственном регулировании цен на природный газ", от 01.09.1995 N 859 "О ставке акциза на природный газ", от 03.09.1998 N 1018 "О ставке акциза на природный газ", устанавливающие дату реализации, реальной базы и регулирующие ставки акциза в период до 2001 года, на которые ссылался налоговый орган в оспариваемом решении.
При вынесении обжалуемых судебных актов судами были учтены положения Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с п. п. 14 и 15 ст. 1 и ст. 9 которого минеральное сырье было исключено из числа подакцизных товаров, при этом ст. 8 названного Федерального закона установлен порядок исчисления и уплаты в федеральный бюджет акциза по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона.
Довод налогового органа о произвольном изменении цены на отгруженный товар (природный газ) со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", согласно которому цены (тарифы) на природный газ подлежат государственному регулированию федеральными органами исполнительной власти, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, которыми установлено, что на предприятие поступила выручка исходя из тех цен (тарифов) на природный газ, установленных государством, без изменения цены.
Настоящее постановление вынесено с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.12.2006 N КА-А40/12023-06, от 29.12.2006 N КА-А40/12949-06, от 16.01.2007 N КА-А40/13137-06.
Поскольку оспариваемое решение налогового органа признано судебными инстанциями незаконным, законные основания для выставления требования N 48 по состоянию на 16.02.2006 у налогового органа отсутствовали.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.09.2006 по делу N А40-40278/06-87-209 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 30.11.2006 N 09АП-15226/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 13.03.2007, 15.03.2007 N КА-А40/1581-07 ПО ДЕЛУ N А40-40278/06-87-209
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
13 марта 2007 г. Дело N КА-А40/1581-07
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Нагорной Э.Н., судей Антоновой М.К., Тетеркиной С.И., при участии в заседании от истца: Т.А. - дов. от 18.01.2007 N 01д-0028, Т.Л. - дов. от 03.07.2006 N 01д-0433; от ответчика: М. - дов. от 18.12.2006 N 53-04-13/023210, рассмотрев 13.03.2007 в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение от 12.09.2006 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Хохловым В.А., на постановление от 30.11.2006 N 09АП-15226/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Окуловой Н.О., Румянцевым П.В., Голобородько В.Я., по иску (заявлению) ООО "Пермтрансгаз" о признании недействительным решения к МРИ ФНС России по КН N 2,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермтрансгаз" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, которым налогоплательщику отказано в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислен акциз за сентябрь 2005 года в размере 756504 руб., предложено перечислить суммы акциза и пени, внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, и о признании недействительным требования налогового органа N 48 об уплате налога по состоянию на 16.02.2006.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.09.2006, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2006, заявленные требования удовлетворены, поскольку при исчислении акциза на природный газ в сентябре 2005 года Общество обоснованно применило нормы главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверены в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований отказать, так как в сентябре 2005 года произвел перечисление указанного налога в бюджет с учетом изменений ставок акциза, внесенных в связи с введением в действие главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчисление и уплату акциза по ставке 15 процентов, что привело к получению организацией необоснованной суммы прибыли в размере положительной разницы между ставкой акциза, действовавшей на момент отгрузки товара (30 процентов), и непосредственного перечисления данного налога в бюджет в связи с исчислением его уже по ставке 15 процентов.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, при исчислении акциза на природный газ в сентябре 2005 года заявитель применял ставку акциза 15 процентов с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный до 01.04.1997 природный газ.
Из текста решения налогового органа следует, что Инспекция, доначислив оспариваемым решением сумму акциза, указала, что уплата акциза в бюджет должна была осуществляться по ставке 30 процентов, которая была заложена в цену товара на момент отгрузки природного газа.
На основании оспариваемого решения Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога в сумме 756504 руб. и пени в размере 29074 руб. от 16.02.2005 N 48.
Считая ненормативные акты налогового органа незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений ст. ст. 44, 52, 53 Налогового кодекса Российской Федерации исходили из того, что порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный газ в 2005 году должен был осуществляться налогоплательщиком в соответствии с требованиями главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с января 2001 года.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акциза по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе на безвозмездной основе, на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 188 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без налога на добавленную стоимость и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В силу п. 1 ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории Российской Федерации, осуществлялось по налоговым ставкам 15 процентов.
Согласно п. 1 ст. 195 Налогового кодекса Российской Федерации дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в подп. 2 п. 2 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что обязанность по уплате акциза возникла у организации после 01.01.2001, вывод судов первой и апелляционной инстанций о правомерности применения налогоплательщиком ставки акциза 15 процентов в 2005 году является обоснованным.
Данный вывод судебных инстанций подтверждается также тем, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" были признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй Кодекса ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе об акцизах (Закон Российской Федерации от 06.12.1991 "Об акцизах"), а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.1995 N 205 "О государственном регулировании цен на природный газ", от 01.09.1995 N 859 "О ставке акциза на природный газ", от 03.09.1998 N 1018 "О ставке акциза на природный газ", устанавливающие дату реализации, реальной базы и регулирующие ставки акциза в период до 2001 года, на которые ссылался налоговый орган в оспариваемом решении.
При вынесении обжалуемых судебных актов судами были учтены положения Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с п. п. 14 и 15 ст. 1 и ст. 9 которого минеральное сырье было исключено из числа подакцизных товаров, при этом ст. 8 названного Федерального закона установлен порядок исчисления и уплаты в федеральный бюджет акциза по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона.
Довод налогового органа о произвольном изменении цены на отгруженный товар (природный газ) со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", согласно которому цены (тарифы) на природный газ подлежат государственному регулированию федеральными органами исполнительной власти, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, которыми установлено, что на предприятие поступила выручка исходя из тех цен (тарифов) на природный газ, установленных государством, без изменения цены.
Настоящее постановление вынесено с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.12.2006 N КА-А40/12023-06, от 29.12.2006 N КА-А40/12949-06, от 16.01.2007 N КА-А40/13137-06.
Поскольку оспариваемое решение налогового органа признано судебными инстанциями незаконным, законные основания для выставления требования N 48 по состоянию на 16.02.2006 у налогового органа отсутствовали.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.09.2006 по делу N А40-40278/06-87-209 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 30.11.2006 N 09АП-15226/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)